Анализ «Дубровский»

сочинение по литературе 6 класса • 150-200 слов (1-1,5 страницы) • Дубровский

Первый вариант анализа

В романе А.С. Пушкина отображена достоверная картина быта российского дворянства. В основу произведения легла социальная обстановка России в целом. Крепостничество изжило себя, чувствовался упадок дворянства. Государство нуждалось в реформах, именно поэтому автор хотел обратить внимание своих современников на общественные проблемы, показать им то, что их ждёт в будущем.

Тема

В своём романе А.С. Пушкин поднимает множество социальных тем, среди которых – взяточничество, продажность правосудия, беззащитность бедных людей, конфликт отцов и детей, а также проблема чести и долга. Все эти проблемы не утратили своей актуальности и в наши дни.

Главная тема романа – унижение человеческого достоинства. Нечестная деятельность органов власти многим людям покалечила жизнь. Такой жертвой стал и Андрей Гаврилович Дубровский, который из-за бедности не смог доказать свою правоту в судебном порядке. Выходит, что отстоять свою честь и достоинство можно только вне закона. Так и поступил Владимир Дубровский, желая отомстить за отца. Он был вынужден пойти преступным путём, другого выхода у него просто не было.

Жанр и направление

Жанр «Дубровского» –  разбойничий роман. Описанные события охватывают большой временной промежуток, и в них участвует множество персонажей. К тому же, главный герой – благородный человек, вынужденный из-за окружающей его несправедливости оказаться вне закона.

Роман относится к переломному периоду в творчестве А.С. Пушкина, когда он стал предпочитать реализм романтизму. Именно поэтому в данном произведении прослеживаются черты двух направлений: от романтизма взят образ высоконравственного героя, который бесстрашно противостоит порочному обществу, а к реализму относится исторический контекст и детальная проработка второстепенных персонажей.

Композиция

Экспозиция: описание главных героев и окружающей их обстановки;

Завязка: ссора между Троекуровым и Дубровским;

Развитие сюжета: приезд Владимира, смерть его отца, создание разбойничьей шайки, любовь Маши и Владимира;

Кульминация: свадьба Маши Троекуровой;

Развязка: исчезновение Владимира Дубровского;

Проблематика

Основной проблемой романа является проблема мести. Автор показывает, что даже та месть, которая необходима для торжества справедливости, неизбежно приводит к несчастью. Владимир должен был отомстить за своего отца, как у человека чести у него не было другого выбора, но эта месть причинила ему много страданий.

Другой, не менее важной проблемой в романе выступает проблема жестокости и несправедливости. Такие низкие люди как Троекуров – ни перед чем не остановятся, ради того, чтобы потешить собственное самолюбие. А процветающее в стране взяточничество и беззаконие помогает ему воплотить в жизнь свои гнусные планы. Чтобы доказать собственное превосходство, Кирила Петрович доводит своего бывшего друга до безумия, но понимает свою вину слишком поздно.

Основная идея

Роман «Дубровский»  — это протест против крепостных порядков в России. А.С. Пушкин раскрывает все пороки, которые процветали в то время. Однако судьба главного героя показывает то, что никакой одиночный бунт не сможет справиться с тем, что создавалось годами, поэтому государственные проблемы нужно решать другим путём.


Второй вариант анализа

В романе «Дубровский» отразились те стороны жизни, которые волновали А.С. Пушкина и его современников: бесправное положение крепостных крестьян, самодурство помещиков, взяточничество, произвол суда, беззаконие. И в результате всего этого возникает разбойничество, как протест непокорных выходцев из народа.

Разбойничий роман

В «Дубровском» А.С. Пушкин продолжает традиции разбойничьего романа, созданные великим немецким поэтом Фридрихом Шиллером. Главный герой романа – молодой дворянин, добровольно отказавшийся от своего положения в обществе, и возглавивший шайку разбойников, для того чтобы отомстить за нанесённую ему обиду. Любовь героя к дочери его врага – тоже типичный мотив для разбойничьего романа.

Однако Пушкин не случайно славился своей любовью к новаторству, поэтому и в разбойничьем романе в его исполнении появились новые стороны. Произведение не вложилось в рамки романтизма, в нём также четко прослеживаются признаки реализма. В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная автору его давним приятелем. А образ русского барина-крепостника Троекурова изображён слишком правдиво, да и весь крепостной быт в целом.

История создания

А.С. Пушкин взял за основу романа историю о разорившемся помещике Островском. Эту историю он услышал от своего приятеля Павла Нащокина, который лично встретил в остроге белорусского дворянина, ставшего жертвой продажного правосудия. Длительное время он судился со своим соседом из-за земли, и в результате был изгнан из собственного имения. Организовав своих крепостных в разбойничью шайку, этот дворянин стал зарабатывать себе на жизнь грабежами.

Осенью 1832 года автор приступил к созданию романа, и в скором времени было готово две части из трёх задуманных. Но третья часть романа так и не была написана.

Опубликовано произведение было через четыре года после трагической гибели А.С. Пушкина на дуэли. Сам автор не успел ему дать название, поэтому роман был назван в честь главного героя.

Темы

  1. Противостояние главного героя обществу. Владимиром руководят только благородные мотивы во время его преступной деятельности, его помыслы абсолютно чисты. Восстав против несправедливого общества, он добровольно пожертвовал собственным счастьем.
  2. Семейные взаимоотношения. Владимир Дубровский стал разбойником, чтобы отомстить за своего отца. Главный герой очень любил его и во многом был похож именно на него. Однако не во всех семьях отношения складываются так хорошо. К примеру, Троекуров не учитывает мнение своей дочери, отдавая её замуж за нелюбимого человека. Выгода для него находится на первом месте.
  3. Любовь. Тема любви занимает в произведении одно из самых главных мест. Именно любовь дала возможность Дубровскому отказаться от своей мести, но в то же время, только любовь способна причинить такие ужасные страдания, которые пришлось пережить Владимиру и Маше.
  4. Дружба. Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров были лучшими друзьями, но одна случайная ссора сделала их кровными врагами. Ни один из них не смог пойти на уступки, чтобы сохранить былые отношения. Гордость и самолюбие привели к настоящей трагедии.

Основная мысль

Основная мысль романа заключается в том, что равноправия не существует даже между представителями одного социального слоя, если у них есть разница в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу, что закон находится всегда на стороне того, кто богаче. А благородные, честные и достойные люди чаще всего оказываются на обочине жизни.

Критика

Мнение критиков относительно романа «Дубровский» разделились. Одни считали, что А.С. Пушкин подражает зарубежной манере написания романов, другие упрекали его в том, что он одобряет разбойничьи промыслы и преступления в целом, но большинству произведение всё-таки понравилось.

К примеру, В.Г. Белинский назвал роман «одним из величайших созданий гения Пушкина», а Тургенев восторгался талантом, благодаря которому был создан образ Троекурова.

Но главное достоинство романа «Дубровский» заключается в том, что это произведение заставляет мыслить. Каждый читатель найдёт в нём ответы на волнующие современный мир вопросы.


Третий вариант анализа

История создания

Роман «Дубровский» был написан А. С. Пушкиным в конце 1832 — начале 1833 гг. Замысел произведения связан с реальной историей бедного помещика Островского, который был лишен своего имения и при поддержке крестьян стал разбойником.

Смысл названия

Роман лаконично носит название фамилии главного героя — Владимира Андреевича Дубровского.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическое влияние беззакония на судьбу человека.

Анализ ДубровскийПомещики в дореволюционной России не представляли собой единого сплоченного сословия. В этой среде тоже была существенная имущественная дифференциация. Тяжба Троекурова со старшим Дубровским — вполне типичное явление. Богатство первого давало власть, бедность второго приводила к повышенному болезненному чувству собственного достоинства.

Конфликт вспыхнул из-за совершенно пустякового повода, но в противниках «заговорила» дворянская кровь. Всесильному Троекурову имение соседа не особенно было и нужно, просто он не мог стерпеть неповиновения. Позиция Дубровского ясно изложена в одной фразе: «Я не шут, а старинный дворянин».

Троекуров, скорее всего, в любом случае с помощью денег и связей смог бы заполучить имение Дубровского в свои руки. Но добыча сама идет к нему: сгоревшие во время пожара документы фактически лишают Андрея Гавриловича прав на свою собственность. Благодаря изворотливому заседателю Шабашкину судебное решение выносится в пользу Троекурова.

Андрей Гаврилович беден, но благороден. Он не боится встретиться с врагом в открытом бою (в романе упомянуто участие Дубровского в войне с Турцией), но судебный «поединок» становится для него ударом в спину. Случившийся после вынесения решения припадок сумасшествия предвещает Андрею Гавриловича скорую смерть. Ему нет места в обществе, где честь и справедливость подменены хитростью, подлостью и ложным толкованием законов.

Гораздо значительнее потеря имения сказывается на судьбе молодого Дубровского — Владимире. К тому же на его глазах при виде Троекурова умирает отец.

В душе Владимира некоторое время происходит внутренняя борьба. Потрясенный молодой человек должен выбрать дальнейший жизненный путь. Лишившись единственного источника доходов, Владимир обречен на бедность и нужду. Продолжение борьбы с богатым соседом неизбежно поставит его вне закона. Решающим доводом для Владимира становится беззаветная преданность крестьян Кистеневки и их готовность пойти ради хозяина на смерть.

Молодой дворянин становится во главе разбойничьей шайки под давлением обстоятельств. У него просто не остается другого достойного выхода. Имя Дубровского наводит страх на всю округу. В то же время люди чувствуют невольное уважение к благородному разбойнику, который грабит только богатых, борясь таким образом с несправедливостью.

Шайка Дубровского рано или поздно была бы уничтожена. Главарь прекрасно это понимает, но хочет достойно завершить «карьеру». Отказавшись от желания уничтожить своего главного врага ради Маши, он находит новую цель — спасти девушку от несчастного брака. Небольшое опоздание становится роковым для Маши, Владимира и всех разбойников. Дубровский еще успевает отбить приступ солдат, после чего распускает свою шайку и скрывается за границу.

Таким образом, судьба беззаботного молодого офицера из-за шутки холопа кардинально меняется. Он быстро теряет имение, отца и даже первую серьезную любовь. Защищая свою дворянскую честь, Владимир невольно становится преступником. В конце концов, Дубровский вынужден расстаться и со своей Родиной.

Проблематика

Центральная проблема произведения — произвол богатых помещиков. Троекуров в душе был в общем-то не самым плохим человеком. Его испортили богатство и знатность. Всеобщее уважение и почет развили в Троекурове ложное убеждение в своем непререкаемом превосходстве. Это убеждение постепенно заглушает в душе помещика прежние положительные качества. Он решительно начинает судебную тяжбу против своего лучшего друга, зная, что это приведет его к разорению и возможной гибели.

Так же деспотично Троекуров относится к своей любимой дочери. Его трогают и приводят в смущение слезы Маши, но упрямство не позволяет переменить уже принятое решение. Выдавая дочь за старика, Троекуров обрекает ее на несчастье.

Композиция

Пушкин разделил небольшой роман на два тома. В первом описана суть трагедии Дубровского, начало его разбойничьей деятельности; появляются главные действующие лица. Кульминационным моментом, разделяющим роман, становится появление Дубровского в доме Троекурова под видом француза Дефоржа. Второй том посвящен кратковременному неудачному роману Владимира и Маши, после которого главарь распускает шайку.

Чему учит автор

Пушкин предоставляет читателю самому решить, прав или нет Дубровский. По закону он является преступником, заслуживающим самого строгого наказания. Но согласно понятиям чести и высшей справедливости действия Владимира полностью оправданы. Да и все его преступления не позволяют усомниться в благородстве невольного разбойника.

Текст: Елена Бочкова, 10.3k 👀