Анализ «Фаталист»

Введение

«Фаталист» — последняя глава «Дневника Печорина» и всего романа М. А. Лермонтова «Герой нашего времени». Она подводит итог психологической характеристике главного героя произведения.

«Фаталист» явно перекликается с повестью А. С. Пушкина «Выстрел». Общими для главных героев являются хладнокровие и презрение к возможной смерти, но мотивы их поведения существенно различаются. Если пушкинским Сильвио движут понятия чести и благородства, то Вуличем и Печориным — тяга к риску и острым ощущениям. Их смелость и бесстрашие лишь подчеркивают осуждение Лермонтовым своего «потерянного» поколения.

Сюжет

анализ фаталистПечорин описывает в дневнике случай, произошедший с ним на одной казачьей станице. Он принимает вызов в споре с поручиком Вуличем, который берется опровергнуть веру в предопределение судьбы. Вулич заряжает пистолет и приставляет его к голове. Происходит осечка, но повторным выстрелом поручик пробивает висевшую над окном фуражку.

Вулич выигрывает спор, но Печорина не оставляет мысль, что этот человек «непременно должен нынче умереть». Спустя немного времени Печорин узнает, что его соперник был случайно зарублен насмерть пьяным казаком. Идя на огромный риск, главный герой обезоруживает убийцу. Тем самым он продолжает начатую Вуличем игру со смертью.

Вулич

Хладнокровие Вулича имеет под собой достаточно простое основание — страсть к азартным играм. Еще до спора с Печориным он прославился тем, что во время нападения чеченцев не мог прервать карточную партию.

Для Вулича даже не имеет значения ставка. Его интересует только сам процесс игры и получаемое удовольствие от риска. В поисках острых ощущений поручик впервые ставит на кон собственную жизнь. Совершенно неважно, была ли его смерть действительно предопределена. Случайная и бессмысленная гибель Вулича — символическое наказание для человека, который не имеет ничего святого, кроме удовлетворения своей низменной страсти.

Печорин

Поведение Печорина в «Фаталисте» в очередной раз подтверждает его бесцельность и равнодушие к себе и окружающим людям. Даже привыкшие смотреть смерти в глаза офицеры осуждают главного героя за вступление в необычный и опасный спор с Вуличем, который мог привести к трагедии. Возражение Печорина поражает своим цинизмом: «…будто он без меня не мог найти удобного случая!».

Зловещее предчувствие не обмануло Печорина, а смерть Вулича заставила его поколебаться в отрицании предопределения. В глазах окружающих главный герой совершает настоящий подвиг, в одиночку нападая на разбушевавшегося казака. Но для самого Печорина этот поступок — всего лишь вызов судьбе. Ему не жалко ни Вулича, ни других людей, ни самого себя. Он не пытается самоутвердиться и, тем более, заслужить похвалу. По сути, бесстрашное поведение Печорина ни имеет под собой вообще никакого разумного основания.

Главная мысль автора

Еще до смерти Вулича Печорин начинает выносить себе и своему поколению беспристрастный приговор. Слепая вера предков в предопределение смешна, но она давала им уверенность и силу воли, необходимые для великих деяний и великих жертв. Современники главного героя — «жалкие потомки», утратившие все возвышенные свойства души. Холодная беспристрастность и привычка во всем сомневаться стали определяющими качествам людей.

Печорин справедливо отмечает у себя «решительность характера»: «я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Проблема состоит в том, что самые отважные поступки утратили всякую ценность в сознании «героев нашего времени» и совершаются ими равнодушно, без осознания значения и пользы.