Анализ комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Идея

Анализ комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»В 1835 году Н.В. Гоголь просил у Пушкина чисто русский сюжет – анекдот, чтобы написать комедию. Пушкин подсказал идею, и в декабре 1835 года Гоголь набросал «Ревизора». Долго еще он вносил изменения в текст, за восемь лет произведение претерпело 6 редакций, и, наконец, в 1842 году появилось окончательное издание.

Целью своей комедии Гоголь считал изображение российской провинции и сравнение ее со столичной жизнью николаевской России.

Действие охватывает сразу всех действующих лиц пьесы с необычайным динамизмом. Уже с первой фразы – «К нам едет ревизор», — мы видим реакцию на происходящее всего городского чиновничества.

Ревизор

Что такое ревизор для государственных служащих городка N? В первую очередь, это высокий чин. А боязнь высоких чинов автоматически порождала в горожанах всеобщее оцепенение.

Возомнив Хлестакова ревизором, городничий боится его. Иван Александрович же боится городничего не меньше до тех пор, пока не осознает, что он для всех в городе является ревизором. Так Гоголь показывает возможность человека подстраиваться под определенные ситуации, которых требует общество: тон речи Хлестакова меняется от заискивающего и приниженного до наглого и развязного. По сути, Хлестаков дает чиновникам то, чего они хотят – они хотят раболепствовать перед столичным ревизором – безудержное вранье Ивана Александровича дает им такую возможность.

Русские характеры

В «Ревизоре» на главную сцену выводятся типичные «русские характеры». Автор высмеивает пороки общества, созданные крепостным строем: взяточничество, расхищение государственной казны. По своей достоверности комедия приобретает статус документа, обличающего социальный уклад.

Язык героев

Еще одной особенностью произведения является язык героев, которые говорят в соответствии с местом проживания и уровнем образования. Из авторских ремарок становится понятно, как меняется интонация персонажа с изменением его внутреннего состояния.

Ремарки

Вообще ремарки в «Ревизоре» очень многообразны и многозначительны. Ни один драматург до Гоголя не придавал им такого значения. Они указывают на изменение интонаций, на интенсивность действий, описывают место происходящих событий.

Немая сцена

Финал комедии знаменателен еще одной особенностью – немой сценой, аналогов которой нет в мировой литературе. Ремарка подробно описывает местоположение каждого персонажа, позу, в которой он застыл, выражения лиц. Такое положение актеры должны сохранять полторы минуты, чтобы глядя на героев пьесы, зрители смогли узнать в них себя.

Смех

Главным положительным героем своей пьесы автор назвал смех. Гоголь собрал все человеческие пороки, какие только знал воедино, и посмеялся над ними. Но такой смех больше напоминает смех сквозь слезы. На мой взгляд, автор таким образом заставляет нас задуматься над отрицательными моментами в жизни и постараться исправить их.


Сочинения по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: