Анализ комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

История создания и тематика произведения

Анализ комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Д.И. Фонвизин писал свою лучшую комедию «Недоросль» много лет. Он тщательно прорабатывал образы и реплики героев, чтобы выдержать золотую середину между социальной сатирой и благосклонностью властей. В 1782 году произведение было готово.

Главной темой пьесы стало высмеивание русских нравов, отображение жизни провинциальных помещиков. Фонвизин определяет пороки современного ему общества, обличает их и предлагает читателю самому задуматься над путями их преодоления.

Конфликт пьесы

В произведении сталкиваются два противоположных лагеря – положительные и отрицательные герои, добро и зло, низость и благородство, правда и ложь.

К положительным действующим лицам относятся Софья, Стародум, Милон, Правдин. К отрицательным – Простакова, Митрофан, Скотинин. Простаковы и Скотинины жестоки, самолюбивы, чужды образованию. Они стремятся подчинить своей воле все, происходящее вокруг, иметь полную власть над крепостными и над людьми высокого происхождения, которые в какие-то моменты жизни оказываются слабее.

Тема воспитания в комедии

Представленные противоборствующие стороны обладают различными потребностями, жизненными приоритетами, манерой общения, идеалами. Главными представителями двух лагерей выступают Простакова и Стародум. Их различие выражается уже в отношении к воспитанию подрастающего поколения, на котором держится будущее страны и общества.

Простакова, присутствуя на уроке сына Митрофана, уговаривает его не слушать учителей и не делиться добром ни с кем. Стародум же завещает Софье помогать нуждающимся, если у нее окажется лишний рубль. В этом, по его мнению, и заключается благородство души и характера.

Особенности комизма пьесы

Комизм в «Недоросли» имеет два слоя – поверхностный и глубокий. Читателю и зрителю смешно уже то, что госпожа Простакова ругается бранными словами, как уличная торговка, Скотинин идеалом своей жизни мнит свиней, а Митрофан, подросток «деликатного сложения», объевшись на ночь, утром вновь съедает пять булочек.

Забавно и то, как Митрофан, ограниченный и в уме, и в совести, при малейшем скандале прячется за спиной няньки Еремеевны, а в другой сцене с напускной важностью повествует о принадлежности двери к имени прилагательному, так как она к косяку приложена.

Внутренний комизм выражается в маскировке грубости любезностью, жадности великодушием, невежества образованностью. Низкий и упрощенный мир провинциальных помещиков пытается ворваться в мир благородных, прибрать к рукам все, чем владеет мир положительных героев. При этом их действия весьма разнообразны и приурочены к изменяющимся ситуациям.

Финал пьесы

В комедии «Недоросль» добро одерживает верх над злом только благодаря вмешательству властей – Правдина, честного исполнителя изданных законов. Я думаю, что подобная случайность победы положительных героев над отрицательными придает комедии особое трагическое звучание.