Анализ «Очарованный странник»

История создания

По мнению исследователей творчества Лескова, повесть «Очарованный странник» была написана в 1872 г. Первоначальное название произведения — «Черноземный Телемак».  Под этим названием писатель предлагал опубликовать повесть в журнале «Русский вестник», но получил письменный отказ Н. А. Любимова. Сын писателя утверждал, что главу журнала М. Н. Каткова не устраивало «невыгодное освещение дворянских фигур по сравнению с нравственным обликом… Ивана Флягина».

Повесть была впервые опубликована в газете «Русский мир» за 1873 г. под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».

Смысл названия

Иван Северьяныч Флягин — уникальный человек. «Богатырь-черноризец» буквально очаровывает попутчиков своим удивительным рассказом. Все его бесконечные странствия и приключения на бескрайних российских просторах подчинены одной цели — прийти в конце концов в монастырь, тем самым выполнив материнское обещание. Сам Флягин находится под воздействием неких «чар», вызванных призраком убитого им случайно в молодости человека.

«Очарованный» с детства Флягин никак не может найти покоя и своего устойчивого места в жизни. Красноречивее всего о нем высказывается в финале лекарь: «так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель». Даже монастырь и старость не позволяют Флягину успокоиться. Убежденный в неизбежности большой войны, он готов вновь стать солдатом.

Основная тема

Анализ Очарованный странникМногие критики, отмечая огромные художественные достоинства «Очарованного странника», не считали его цельным произведением. История жизни Флягина настолько невероятна и богата событиями, что практически каждую главу произведения можно считать отдельным рассказом.

Однако все приключения главного героя связаны между собой и подчинены одному замыслу автора — показать широкую и беспокойную натуру русской души.

Фигура Флягина соединяет в себе временное и вечное, прошлое и настоящее. Он олицетворяет собой древнерусского эпического богатыря, волшебным образом попавшего в другую эпоху.

В Иване Северьяныче парадоксальным образом сочетаются трезвый и расчетливый взгляд на действительность с по-детски наивной верой в Бога, чудеса, «магнетизм» и т. д.

Лесков, уподобив своего героя мифическому Телемаху, ставит его в самые крайние ситуации. Взятые по отдельности, они вполне могли случиться (и случались) с любым русским человеком. Но Флягин — обобщенный тип, символизирующий собой постоянные странствия на грани смерти.

В повести отразились впечатления и наблюдения Лескова, приобретенные в ходе многочисленных поездок по России. Благодаря этому невероятная история Флягина обретает достоверность и правдивость. Вместе с ним в произведении описаны реальные исторические лица: московский митрополит Филарет, известный дрессировщик Джон Рарей, хан Джангар.

Наивная вера и простодушие Флягина часто приводят его к беде. В то же время честная и открытая душа помогают ему с честью выходить из любых испытаний. Причиной начала странствий для молодого Голована становится совершенное им наказание над господской кошкой, напоминающее анекдот. Флягин убежден в своей правоте, поэтому решает положить конец своим унижениям путем самоубийства. Случайно подвернувшийся цыган спасает его и убеждает вместе с ним переступить закон.

Отдельное место в приключениях очарованного странника занимает его жизнь у татар. Слушателей поражает его бесчувственность по отношению к собственным детям. Но для Флягина все предельно четко и ясно: некрещеных детей он даже не считал своими.

Несмотря на хорошее отношение татар (исключая «ощетинивание» ног), Флягина тянет на родину. Его смелое и хитроумное бегство действительно заслуживает уважения.

Пережив многолетнюю неволю и вернувшись в Россию, Иван Северьяныч все равно не успокаивается. Его обеспеченная жизнь в должности конэсера обрывается из-за увлечения спиртным и истории с прекрасной цыганкой Груней.

Увлечение Флягина Груней — не просто любовная страсть. Его чувство к бедной девушке проникнуто добротой и состраданием. Убийство цыганки под давлением данной ей страшной клятвы — самый трагический эпизод в жизни главного героя. С этого момента к действующим на него «чарам» добавляется призрак убитой.

Поведение Флягина на войне лишний раз доказывает его полное пренебрежение к смерти. Он даже не считает свой смелый поступок подвигом, а произведение в офицеры не приносит ему никакой пользы.

В конце концов Иван Северьяныч вынужден совершить то, что ему было «предначертано». Но и в монастыре он отличается своими странностями. Флягина преследуют бесы, он начинает пророчествовать. Неугомонного монаха решают отправить «куда-нибудь подальше пробегаться».

В повести Ивану Северьянычу уже 53 года, но его до сих пор не оставляет неосознанная страсть к «очарованным странствиям».

Проблематика

Повесть Лескова — не просто ряд занимательных приключений главного героя. Автор называет историю Флягина «драмокомедией», вобравшей в себя характерные, положительные и отрицательные черты русского образа жизни.

Отечественные философы на рубеже XIX-XX вв. отмечали характерные для русского человека проблемы: идейное «шатание», постоянная тяга к перемене мест, неумение и нежелание занять устойчивое положение в обществе. В силу этого появлялись многочисленные землепроходцы, «божьи странники», всевозможные религиозные секты и т. д. Иван Флягин — яркий образец такого типа людей.

Поднята автором и общеизвестная русская проблема — пьянство. Трагикомически выглядит главный признак, по которому Флягин узнает своих после бегства из плена: «крестятся и водку пьют, — ну, значит, русские!».

Фактически Иван Северьяныч признается, что он — алкоголик, так как не может удержаться от периодических, необходимых ему «выходов», т. е. запоев. В то же время, предчувствуя очередной «выход», он спешит избавиться от денег, которые может пропить. Поведение Флягина у цыган, разбрасывание деньгами — удачное изображение широкой и пьяной русской души.

Композиция

Начало и финал повести — описание встречи и впечатления, которое производит странный монах. Основная часть — история жизни Ивана Флягина. Как уже отмечалось, каждый эпизод его биографии представляет собой вполне законченное небольшое произведение.

Данила