Анализ «Песня про царя Ивана Васильевича»

История создания

«Песня…» была написан М. Ю. Лермонтовым в 1837 г. во время отбывания кавказской ссылки за стихотворение на смерть Пушкина. Явная связь произведения с историческими песнями и былинами позволяет предположить, что поэт в работе обращался к помощи своего близкого друга С. А. Раевского — знатока и собирателя русского фольклора.

Поначалу цензура не хотела пропускать в печать поэму человека, осужденного за либеральные убеждения. «Песня…» была опубликована (без указания авторства) только после личного обращения Жуковского к министру народного просвещения графу Уварову.

Смысл названия

Полное название поэмы — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В названии не только перечислены главные герои, но им дана определенная характеристика. На первом месте стоит царь, уважительно называемый по имени-отчеству. Опричник остается безымянным, его главное отличительное качество — молодость. Положительный герой назван последним только по фамилии. Несмотря на удальство купец практически бесправен.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — величие исторического прошлого.

Анализ Песня про царя Ивана ВасильевичаБольшая часть творчества Лермонтова была связана с неудовлетворенностью современной действительностью. Ранние юношеские сюжеты постепенно сменяются конкретно-историческими народными темами. В «Песне» поэт переносится в далекую героическую эпоху, полную славы и великих дел.

Период Опричнины оставил глубокий след в русской истории. Иван Грозный, провозгласив себя первым русским царем, добился ничем не ограниченной власти. Любой неугодный ему человек мог быть схвачен опричниками и немедленно казнен.

Роскошный пир государя подчеркивает его могущество. Ивана не случайно прозвали Грозным. Его приводит в гнев невнимание молодого опричника. Родственник Малюты Скуратова Кирибеевич жалуется господину, что полюбил жену купца.

Опасаясь цензурных нападок, Лермонтов не приводит ответ могущественного монарха. Логично предположить, что именно государь посоветовал своему любимцу Кирибеевичу завладеть женщиной хитростью или силой.

Алене Дмитриевне с трудом удается вырваться из объятий Кирибеевича, который уверен, что останется безнаказанным. Однако купец Калашников не намерен терпеть бесчестье даже от царских приближенных («А такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому»). Чтобы решиться на месть Кирибеевичу, нужно было обладать огромным мужеством. Степан Парамонович становится символом сопротивления деспотизму и произволу.

Калашников не намерен действовать исподтишка. Он выбирает самый прямой путь — честный кулачный поединок. Кулачные бои в то время являлись одним из главных развлечений. Они нередко заканчивались смертью одного из противников.

Молодой Кирибеевич еще не знал поражений. Многий бойцов он уже отправил на тот свет. Степан Парамоныч смело выходит на смертельный поединок с непобедимым опричником. На стороне Кирибеевича сила и опыт, купца Калашникова поддерживает правда («И жил я по закону Господнему: не позорил я чужой жены»).

Недолгая битва заканчивается смертью Кирибеевича. От ответа Калашникова царю зависит многое. Грозный мог бы простить неумышленное убийство и поставить купца на место любимого опричника. Однако Степан Парамоныч честно отвечает, что хотел убить противника, «а за что про что… скажу только Богу единому». Царю нравится смелость купца. Он в любом случае приговаривается к казни, но царских милостей удостоятся жена, дети и братья Калашникова.

Поведение Степана Пармоныча вызывает неподдельное уважение. Его «лютая» и «позорная» казнь служит укором деспотичному царю, при котором расцветает произвол знати над честными людьми.

Проблематика

В «Песне» Лермонтов ставит проблему, ярко выраженную впоследствии в стихотворении «Дума». Современное поэту поколение не идет ни в какое сравнение со своими великими предками. В прошлом наравне с могущественными тиранами стояли мужественные простые люди, отважно бросавшие вызов деспотизму. Поступок Степана Парамоныча заслуживает славы и будет увековечен в народной памяти. В эпоху николаевской реакции таких людей уже нет.

Композиция

По структуре поэма также максимально приближена к исторической песне. Она состоит из трех основных частей (пир Ивана Грозного, нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну, кулачный бой и казнь Калашникова), разделенных традиционными «присказками» гусляров.

Чему учит автор

Лермонтов иносказательно дает пример поведения своим современникам. Поэта поразила реакция (вернее, ее отсутствие) общества на смерть Пушкина. Полностью покорное и равнодушное поколение не может рассчитывать на благодарность потомков, которым придется искать идеалы в очень далеком прошлом.