Анализ поэмы Мертвые души

Первый вариант анализа

В 30-е гг. 19 века Н.В. Гоголь задумал эпическое произведение, в котором мечтал отразить пути развития российского общества. А.С. Пушкин в разговоре с писателем обрисовал ему примерный сюжет романа, Гоголю идея понравилась и в 1842 году он воплотил ее в жизнь.

Жанровая принадлежность

«Мертвые души» по количеству героев и детальности изображения образов помещиков можно назвать романом. Однако отсутствие значимых событий приближает его к повести. Л.Н. Толстой утверждал, что произведение Н.В. Гоголя уникально по своей жанровой принадлежности.

В результате автор определяет его как поэму – за счет поэтических вставок в первом томе «Мертвых душ» — размышлений о судьбе России. Такая форма произведения позволяет нам путешествовать вместе с Чичиковым по самым глубинным уголкам России и рассматривать типажи русских людей того времени.

Главный герой

Главным героем поэмы предстает Павел Иванович Чичиков – новый образ для русской литературы. Он – молодой авантюрист, предприниматель, готовый попуститься любыми моральными принципами ради достижения собственных целей по обогащению.

Он – выходец из небогатой семьи, где завещанием отца перед смертью стал завет о послушании, старательном учении и сбережении средств. Именно из жажды денег в голову Чичикову приходит идея скупки мертвых душ у помещиков и дальнейшей продажи их как живых крестьян.

Индивидуальный подход

Он едет по российским просторам и встречается с целой галереей помещиков. Будучи тонким психологом, Павел Иванович способен найти подход к каждому из них. Не потому ли помещики так понятны ему, что качества каждого из них есть в нем самом? Гоголь развивает именно эту мысль. Когда герой остается наедине с самим собой, в нем выявляется и хозяйственность Собакевича, и мечтательность Манилова, и грубость Ноздрева, и мелочность Коробочки, и скупость Плюшкина.

После встречи с помещиками перед Чичиковым предстает целый губернский город. Сатирические нотки по-новому зазвучали на новой политической тематике. Губернатор увлекается вышивкой, тогда как народ бедствует: голодает, пьянствует, не имеет возможности к лечению.

Повесть о капитане Копейкине, которая может быть рассмотрена как отдельное произведение, вызвала множество споров у литературных критиков и даже подверглась запрету со стороны властей. Они увидели в ней пародию на государственный строй России.

Первый том заканчивается поэтическими строчками о Руси-тройке, о ее дальнейшем пути, неизвестном автору.

Второй том

Второй том задумывался Н.В. Гоголем как галерея положительных образов в России. Чичиков оказывался наряду с этими героями, что говорит о желании писателя показать духовное возрождение своего героя. Однако второй том так и не увидел свет. Автор сжег его через три года с момента начала работы над книгой.

Хочется поразмышлять над тем, почему же Гоголь поступил так жестоко со своим детищем – уничтожил плод трехлетних трудов? Мне кажется, перед смертью писатель разочаровался в родине, он не видел ее счастливого будущего и, не желая обманывать читателя, сжег книгу.

Второй вариант анализа

Поэма «Мертвые души» получила международное признание, потому что автор сумел показать реалистичную картину жизни и устройство общества в России, а также раскрыть самобытные характеры героев.

Н.В. Гоголь написал знаменитое произведение в 1841 году. Он преследовал основную задачу – раскрыть тему настоящей будущей жизни Российской империи. Писатель негативно относится к устоявшимся порядкам и продолжает надеяться на кардинальные изменения, которые должны привести страну к процветанию. Русский народ позиционируется им как талантливый, трудолюбивый и усердный. Это становится основой веры в лучшее будущее для России.

Все части «Мертвых душ» связаны неустанным желанием писателя показать силу любви к родине, патриотичность. Поэма наполнена уважением автора к родной земле, народу. Через персонажей он передает основные трудности и пороки людей, ведущих страну к краху, духовному уничтожению.

Годы написания: 1835-1842

Год первой публикации: 1842 г

Жанр: сам автор дал жанру определение поэмы, поскольку в произведении помимо повествовательной части встречается много лирических отступлений. Некоторые литературоведы обозначили жанр «Мёртвых душ» как роман.

Направление: реализм

Замысел, история создания, публикация

По свидетельству самого Н.В. Гоголя, идею будущего произведения подсказал писателю А.С. Пушкин, который находил сюжет хорошим уже тем, что он даёт полную свободу изъездить всю страну и вывести множество самых разнообразных характеров. Поэт сам во время кишинёвской ссылки был свидетелем мошеннических сделок с «мёртвыми душами» — купли-продажи крестьян, которые уже умерли, но числились в «ревизских списках».

В России с начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев — помещиков. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне — ревизскими душами. Согласно этому списку помещики уплачивали налог в казну за каждого крестьянина — «душу». Государственные ревизии проводились один раз в 12-15 лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи, что было крайне невыгодно для их владельцев.

Вероятно, покупки «мёртвых душ» были распространены в России и известны Гоголю. Писатель раскрыл суть этого явления с совершенно иной стороны. «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ»», — уточнит Гоголь в 1845 году.

Начиная работу над произведением, писатель не представлял себе ясно, каким будет оно в целом, каков будет его финал: «Я думал просто, что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведёт меня сам на разнообразные лица и характеры; что родившаяся во мне самом охота смеяться создаст сама собою множество смешных явлений, которые я намерен был перемешать с трогательными».

Сюжет произведения достаточно прост: за бесценок Чичиков скупает «мёртвые души». Потом он собирается объявить их переселёнными в Херсонскую губернию и заложить не существующее в реальности имущество государству по сто рублей за душу. Далее герой поэмы хочет объявить крестьян умершими от эпидемии и прикарманить полученные деньги. За одну тысячу «мёртвых душ» Чичиков собирается получить чистый доход в сто тысяч рублей. Однако чтение первых глав Пушкину показало, что произведение получается вовсе не смешным.

Даже к моменту написания нескольких глав и их чтения А. С. Пушкину замысел поэта не был определён полностью. Поэтому, чтобы «основательно поразмышлять», Гоголь покидает Россию и в 1836 году отправляется в Европу: «Мне хочется поправиться в своём здоровье, рассеяться, развлечься и потом, избравши несколько постоянное пребывание, обдумать труды будущие. Пора уже мне творить с большим размышлением».

В это время писателя настигает трагическое известие о смерти А. С. Пушкина. Оно было воспринято Н. В. Гоголем как глубокая личная утрата: «Ничто не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой есть его создание». Оставив позади Германию, Швейцарию, Францию, писатель обосновывается в Риме, где живёт до 1848 года. За границей продолжается работа над книгой о России (табл. 1). Произведение постепенно перестаёт соответствовать задуманному жанру романа и перерождается в поэму.

Писатель предполагал создать произведение, состоящее из трёх частей. Ориентиром для Н.В. Гоголя была «Божественная комедия» Данте Алигьери, состоящая из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Им должны были  соответствовать три тома «Мёртвых душ».

В первом томе Гоголь стремился отразить «ад» русской жизни, показать уродливые стороны современной ему России. Это мир перевёрнутых ценностей, где духовные ориентиры утрачены, а законы существования аморальны. Писатель показывает, как страшна и комична такая жизнь. Однако в финале первой части поэмы звучит гимн России, «птице тройке». «Это пока ещё тайна, — так писал Гоголь по окончании работы над первым томом, рассуждая о замысле поэмы, — которая должна была вдруг, к изумлению всех… раскрыться в последующих томах… это тайна, и ключ от неё покамест в душе у одного только автора».

Во второй части главный герой должен был встретиться с некоторыми положительными персонажами. Содержание этого тома исследователи восстанавливают по черновикам (сохранились четыре пронумерованные Гоголем главы второго тома «Мёртвых душ» и ещё одна,  незавершённая, называемая в изданиях поэмы как «Одна из последних глав») и по письмам Гоголя. Предполагается, что второй том «Мёртвых душ» сознательно или по ошибке был сожжён автором за 9 дней до смерти.

В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать на путь нравственного очищения.

В мае 1842 года в книжных лавках Москвы и Петербурга появилось новое произведение Н.В. Гоголя — первый том поэмы «Мёртвые души».

Главная тема

Основная тема – народ, человеческая душа, общественная жизнь русских людей в период с 1830 года до 1900-х годов. В произведении разбираются известные пороки, недостатки нравов. Образ каждого героя максимально реалистично передает принципы, по которым вынуждены были жить люди, губернский уклад, быт.

В сюжете просматриваются лирические мотивы, напоминающие о главных жизненных ценностях. Автор указывает, что пренебрежение этими ценностями сказывается на всех сферах деятельности персонажей. Для этого он использует подробное описание интерьеров, внешнего вида, одежды героев.

Основная идея

Сложность выявления основной идеи заключается в том, что значительную часть своего труда автор уничтожил самостоятельно. Первый том и некоторая часть второго не позволяют полностью проанализировать поэму. Народ, представленный писателем, подвергается угнетению за счет крепостного права, жестокости помещиков. Каждый зажиточный герой – мертвый в душе, стремящийся исключительно к обогащению. Можно выделить три главных идеи:

  • В первой главе Гоголь повествует о ключевых действующих лицах. Формируется общая композиция произведения, описывается губернский городок, нравы главных персонажей. В основе преобладает русское общество, представленное через призму пошлости, безнравственности, алчности;
  • В произведении «Мертвые души» главная тема – жизнь всей России, родины автора. Он стремится показать всю низменность, аморальность помещиков, проводит параллель между ними и жизнью простого люда;
  • Гоголь выступает в роли просветителя. Он хочет донести до крестьян смысл жизни, вселить в них веру в светлое будущее. Обрисовывая порочных деятелей, писатель старается показать, что жизнь людей может измениться.

Проблематика

В истории «Мертвые души» проблематика затрагивает нравственный облик русских людей различных сословий. Автор описывает жизнь в 1830-х годах в России. В сюжете рассмотрены следующие проблемы:

  • Невежество зажиточных граждан, бескультурье;
  • Нравственно слепые, озабоченные лишь властью, обогащением люди;
  • Период гуманистического кризиса в стране;
  • Эгоистические натуры;
  • Господствующий класс жестоких, алчных граждан;
  • Условия жизни различных групп людей.

Гоголь рассказывает читателю о сложностях, преградах, с которыми сталкивалась вся страна. Ключевыми аспектами он считает развитие взяточничества, казнокрадства. Дворянство бездействует, заботясь лишь о собственных благах. Крестьяне живут в нищете, невежественные, трудятся на износ.

Композиция

Композиция пронизана любовью к родине. Она состоит из нескольких частей. Каждая из них посвящается определенному персонажу, действу:

  • Первая глава– экспозиция. Это вводный эпизод, характеризующий в целом суть жизни в провинциальном губернском городе. В процессе прочтения читатель знакомится с главными, второстепенными героями. Формируется первое впечатление о персонажах;
  • Вторая глава начинается с обзора интерьера дома Манилова. При этом автор четко придерживается сюжетной линии, выстроенной ранее. Он описывает губернский городок, где проживает помещик. Рассказывает о его семье, бытовых условиях;
  • В третьей и последующих частях ведется рассказ о каждом персонаже в отдельности. Для каждого мертвый крестьянин, понятие души, имеет свое значение. Коробочка воспринимает их как товар для продажи на рынке. Ноздрев предлагает сыграть в карты на души людей. Плюшкин, будучи скрягой, стал наиболее выгодным компаньоном для Чичикова.

Путешествуя по усадьбам, главный герой сталкивается с изолированностью ее жителей. Проживая на соседних участках, люди не знакомы друг с другом. Например, Манилов и Собакевич никогда не слышали про Настасью. Это указывает на отрешенность помещиков, которая прослеживается на протяжении всей поэмы.

Структура глав

При общении с Чичиковым каждый герой проходит тест, выявляющий черты его характера, духовные качества. Структура глав идентична:

  • Автор характеризует усадьбу внешне;
  • Оценивает состояние быта;
  • Описывает внутренний интерьер поместья;
  • Рассказывает о нравах и пороках помещика;
  • Характеризует взаимоотношения с главным героем.

В целом Гоголь воссоздал крепостническое общество с его достоинствами и недостатками. Главы связаны сатирической направленностью. Последовательность героев выстроена в соответствии со степенью их деградации. Так писатель передает общее ощущение от упадка в России.

На протяжении всего произведения персонаж находится в пути. Это передает негативное отношение Гоголя к застою в обществе. Он позиционирует движение как дорогу к лучшей жизни. Усиливается эмоциональность, динамичность всего произведения.

Конфликт произведения

Основным конфликтом стало противоречие между тем, какие силы заложены в народе, и тем, какое жалкое существование он вел. Могучий, мощный, смекалистый трудолюбивый народ оказался закабаленным и униженным.

Потенциал народа был загублен дворянством. Да и все устройство общества способствовало лишь моральной деградации народа. Собакевич, описывая умерших крестьян, неслучайно нахваливает их. В этих словах косвенно слышится и восхищение автора. Необходимо было снять с людей оковы крепостной власти, заменив узурпаторский строй более человечным. Автор видел огромный потенциал для процветания государства, ему было горько видеть страдания простых людей, умирание живых душ из-за деградирующего сословия помещиков.

Гоголь написал поэму потому, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Смысл названия

Само выражение «мёртвые души» противоречиво: оно состоит из исключающих друг друга понятий. Один из цензоров московского цензурного комитета, увидев название произведения, понял его так: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бессмертна, мёртвой души не может быть, автор вооружается против бессмертия», — и не дал разрешения на печать. В петербургском цензурном комитете дали разрешение на издание, но потребовали изменить название и удалить «Повесть о капитане Копейкине». Гоголь вынужден был внести в произведение правки: поэма стала носить название «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Однако по настоянию автора вторая часть названия поэмы была выделена крупным шрифтом и сразу бросалась в глаза читателю.

Заглавие поэмы символично и содержит в себе множество разных значений. Оно связано с сюжетом и развитием действия в поэме, выражает основную идею произведения.

Смысл заглавия «Мертвые души»:

  • Исторический: Числившиеся в ревизских списках крестьяне, которых могли продавать помещики.
  • Реальный: Бездушное отношение к крепостным крестьянам, которых продавали как вещи.
  • Сюжетный: Каждый крестьянин, которого продавали Чичикову, имел свой талант, свою душу (противопоставление живого и мертвого).
  • Метафорический: души персонажей (помещиков, чиновников), находящиеся на разных стадиях омертвения.

Используя слово «мёртвые», писатель придал особый смысл всему произведению (позже словосочетание «мёртвые души» стали включать в сборники крылатых выражений со ссылкой на поэму Н. В. Гоголя).

Писатель показывает разные варианты «омертвения» души человека: перед читателем предстают «мёртвые души» крестьян, помещиков, чиновников, самого Чичикова. Гоголь пишет, например, о Собакевиче: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у Бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». О прокуроре в поэме сказано так: «Увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Только тогда с соболезнованием узнали, что у покойника была точно душа, хотя он по скромности своей никогда её не показывал».

В заглавии поэмы заключается не только обличительная сила, но и богатый духовный смысл. «Мёртвые души» — это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.

Своеобразие произведения

Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия. Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.

Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. Образ дороги «звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.

Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд». Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.

В небольших по объёму лирических «вставках» находятся мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему. Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.

Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.

Язык поэмы подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.

Третий вариант анализа

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» была задумана в качестве масштабной картины всего российского общества. Черты характеров главных героев «Мёртвых душ» представлены писателем таким образом, что в них находит своё отражение каждое сословие России XIX века. В своём произведении Гоголь откровенно высмеивает продажность чиновничества, невежество помещиков. Известен только первый том произведения: от второго тома, уничтоженного самим Гоголем, осталось лишь несколько глав в черновиках.

История создания

Николай Васильевич писал свою поэму около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания «Мёртвых душ» полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею «Мертвых душ» и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том, опубликованный в 1842 году, был задуман как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том «Мёртвых душ» Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но, по некоторым сведениям, он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников: будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Жанровое своеобразие

Чтобы определить жанр «Мёртвых душ», необходимо обратиться к истории. Сам Гоголь определил его как «поэма», хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману. Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и «Божественной комедией» Данте: он так же предполагал провести своего героя из Ада (1 том) через Чистилище (2 том) в Рай (3 том).

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В.Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением нельзя не считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

Главные герои

Павел Иванович Чичиков – чиновник, удачливый аферист, мужчина средних лет. Коллежский советник в отставке, он зарабатывает себе на жизнь авантюрными махинациями, водя за нос доверчивых обывателей. Принципиально новый образ в русской литературе, представитель зарождающегося класса предпринимателей и «ловкачей».

Манилов – помещик, мужчина средних лет дворянского происхождения. Добрый, скромный и приятный человек, который излишне любезен с окружающими людьми. Предпочитает витать в облаках, нежели заниматься хозяйством. Собирательный образ помещичьего класса, для которого характерны бесплотные фантазии, сентиментальность и отсутствие деятельности.

Коробочка Настасья Петровна – помещица, болезненная старуха, одинокая вдова. Аккуратная и рачительная хозяйка, которая содержит своё поместье в полном порядке. Во всём подозревает обман и желание её надуть. В каждом человеке видит лишь потенциального покупателя, который может принести ей прибыль.

Ноздрёв – помещик, азартный 35-летний игрок. Вдовец, отец двоих детей, воспитанием которых совершенно не интересуется. Лихой прожигатель жизни, любитель вкусно поесть и отменно выпить. Обладая деятельной натурой, он не может усидеть дома более одного дня. Однако всю свою неуёмную энергию направляет не на благо, а на поиск новых удовольствий, развлечений, скандалов.

Собакевич – зажиточный помещик средних лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Прямолинейный, грубый, неуклюжий человек. Прежде всего, ценит надёжность и практичность. Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек, знающий свою выгоду.

Плюшкин – помещик, неимоверно скупой старик лет 60. Отличается удивительной жадностью не только по отношению к зависимым от него крестьянам, но, прежде всего, к самому себе. Ходит в обносках, не доедает, собирает даже самый обветшалый хлам. Чрезмерная экономия и подозрительность разрушили его личность, лишили семьи.

Система образов

Образная система произведения строится на трех основных сюжетно-композиционных линиях: общество помещиков, российские чиновники и образ главного героя, Павла Ивановича Чичикова.

Каждому из помещиков, с которыми сталкивается Чичиков, посвящена отдельная глава. Не случайно они появляются именно в таком порядке. От помещика к помещику все глубже просматривается оскудение человеческой души. Эти персонажи изображены двусторонне: с одной стороны – как они себя видят, с другой – какими они на самом деле являются. Так, например, Манилов считает себя высокообразованным и культурным человеком, а на деле является пустым и праздным мечтателям. Его речь насыщена такими бестолковыми фразами как «какую-нибудь этакую», «в некотором роде» и т.д.

Следующая помещица, Настасья Петровна Коробочка, более практичная и деятельная, но необыкновенно глупа. Когда Чичиков предлагает ей продать «мертвые души», она не хочет этого делать, наивно полагая, что они и ей могут пригодиться в хозяйстве. Далее Чичиков попадает к разбитному помещику Ноздреву. Этот человек тоже деятельный, но его действия не просто бесцельны, а часто оборачиваются бедой для окружающих. Его нельзя назвать мелочным, но он ужасно легкомысленный. Ему и дела нет до собственных детей, а интересуют только азартные игры и пьяные застолья с друзьями.

Сущность Собакевича отражена в его внешности. Человек «с бульдожьей хваткой» и напоминающий «средней величины медведя». Этот помещик расчетлив, сообразителен, но довольно прижимист. С ним Чичиков торгуется о покупке «мертвых душ» дольше всех. Последняя стадия распада человека просматривается в образе соседа Собакевича – Степана Плюшкина. Этот когда-то хозяйственный и практичный помещик превратился в болезненно жадного скрягу. Он не только сам ходит в лохмотьях, но и морит своих людей голодом. Собственно это и привлекло внимание мошенника Чичикова. Для него, чем больше «мертвых душ» в хозяйстве, тем лучше.

­«Мертвая бесчувственность» присутствует не только в душах помещиков, но и в образах городских чиновников. Их автор описывает не так детально, но некоторые персонажи представляют собирательный портрет всего чиновничества России. Так, например, они ни «толстые», и ни «тонкие». Попадая на солидное место, они становятся «толстыми», а перед лицами, занимающими более высокий пост, кажутся «тонкими». Интересно описан чиновник Иван Антонович, живущий на одних взятках. Этот персонаж готов продать собственную душу, если хорошо заплатят, да души то у него нет.

Своего главного героя Гоголь изобразил предприимчивым, практичным и сообразительным человеком. Он знал с кем и как разговаривать, о чем вести беседу, как добиваться желаемого. В образе Чичикова просматриваются качества, нарождающиеся в новом буржуазном обществе. Это, в первую очередь, беспринципность и эгоизм. Неуемная жажда приобретательства убивает в нем лучшие человеческие качества. Таким образом, знание и сила ему нужны только для того, чтобы совершать свое подлое дело, то есть скупать «мертвые души», которые он впоследствии может заложить за приличную сумму. По задумке автора такой герой должен пройти через путь очищения и возрождения души.

Образ автора

Особое место в системе образов поэмы занимает образ автора. Он выступает в качестве лирического героя, чьи мысли и чувства выражаются через прямые оценочные суждения и лирические отступления, а также является рассказчиком — персонажем, который знакомит читателя с развитием сюжета.

Образ автора создаётся через прямые комментарии к поступкам героев, описываемым событиям, через мелкие замечания, разбросанные по всему тексту поэмы, развёрнутые сравнения и лирические отступления. Представление об авторе как о лирическом герое поэмы читатель получает, анализируя «литературные» лирические отступления, в которых отражены взгляды и размышления Гоголя об избранности писателя, о двух типах писателей, о двух типах портретов, о языке художественного произведения, о выборе главного героя. Речь автора тесно переплетается с образами персонажей, поэтому иногда сложно понять, где же слова самого автора.
Автор постоянно общается с читателем, причём в отношении к читателю часто сквозит ирония, скрытая под стремлением угодить. Например, автор делится своими творческими замыслами: «И вот таким образом составился в голове нашего героя сей странный сюжет, за который, не знаю, будут ли благодарны ему читатели, а уж как благодарен автор, так и выразить трудно. Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма». Автор беседует с читателем о своём положительном идеале, говорит о своём отношении к Чичикову. Некоторые высказывания автора связывают отдельные эпизоды поэмы между собой или лирические отступления с основным повествованием.

Образ России

Поэма начинается с того, что автор описывает величие и непоколебимость страны, красоту пейзажа. Однако нельзя рассказывать о Родине, не касаясь ее обитателей. Автор уделяет большое внимание поведению и жизни помещиков, откуда читатель понимает, что Россию нельзя было назвать счастливой в те времена, ведь ее заполняют такие эгоистичные и несправедливые люди.

Когда Н.В. Гоголь описывает город N, читатель может узнать любой уголок страны. В этой местности нет ярких красок, все серое и темное, здесь царит бедность и криминал. Помещичья Россия изображена следующими персонажами: Маниловым, Собакевичем, Коробочкой, Ноздревым и Плюшкиным.

Однако в конце произведения писатель выказывает все свои надежды на лучшее будущее без проблем, изображенных в романе. Он верит в страну, которой будут уступать другие державы.

Направленность поэмы

Роман имеет несколько ориентаций: историческую, социальную, наставническую. Первая необходима, чтобы изобразить действительную жизнь тех времен. Вторая — показать все те проблемы общества (беззаконие, власть высшего класса, крепостное право), которые уничтожали народность людей. Третья необходима, чтобы направить Россию на истинный путь. Все эти ориентиры срастаются в один: лишь объединившись народ сможет спасти страну от криминальных действий со стороны бесчеловечных помещиков, которые водят за нос честных и доверчивых людей.

Благодаря описанию той безумной красоты природы поэма становится более яркой, и в ней появляется капля жизни. Произведение заканчивается на том, что Н.В. Гоголь сравнивает Россию с лихой тройкой, мчащейся только вперед. В конце поэмы автор пишет вдохновляющие строчки. Он верит, что на Руси есть люди, которые способны перевернуть историю и спасти родную землю от таких насущных проблем.

Поэма «Мертвые души» заставляет задуматься над судьбой страны. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину, чего бы это ни стоило. Иначе люди не смогут встать на путь исправления, который завещал Н.В. Гоголь.

Сюжет и композиция поэмы

Произведение имеет трёхэлементную композицию. Поэма состоит из трёх внешне не замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов — помещики, город, жизнеописание героя, — объединённых образом дороги, сюжетно связанных аферой Чичикова.

Глава 1: «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

Главы 2-6: Изображение жизни российских помещиков.

Главы 7-10: Изображение жизни губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников.

Глава 11: Повествование о судьбе героя поэмы Чичикова.

В поэме два места действия, которые сменяют друг друга: город и окрестные помещичьи усадьбы. Примерно одинаковое количество глав связано с каждым местом действия.
В поэме пять портретных глав (2—6), в которых показаны разные типы помещиков. Ещё пять глав (1, 7—10) описывают чиновников. «Помещичьи» главы построены по одной схеме: начинаются изображением усадьбы, дома и построек, содержат портрет хозяина и детальную характеристику внутреннего убранства помещения. В каждой главе подробно описана сцена сделки по продаже «мёртвых душ». Наконец, завершается глава отъездом Чичикова.

Описанием города поэма начинается и заканчивается, однако события заключительной главы являются зеркальным отражением начала произведения. Если в главе 1 указывается, что приезд Чичикова «не произвёл в городе никакого шума», то уезжает герой из городской суматохи в день похорон прокурора. Сначала Чичиков произвёл на всех положительное впечатление, а в конце поэмы он же становится предметом скандальных сплетен. Такое композиционное кольцо связано с сюжетом, основанным на заблуждениях относительно Чичикова.

Весь сюжет поэмы построен как разоблачение аферы Чичикова. В центре повествования находится его махинация с куплей-продажей «мёртвых душ». Основу сюжета составляет путешествие героя. Причём оно представляет собой не столько передвижение человека во времени и пространстве, сколько путешествие по человеческой душе: перед читателем раскрывается внутренний мир автора, Чичикова, других героев поэмы.

Тематика и проблематика

  1. Основная тема, поднятая в поэме — Исторический путь России(в более широком смысле – тема дороги). Автор пытается осмыслить несовершенство бюрократического аппарата, приведшего к нынешнему положению дел. После выхода в свет произведения Гоголя ругали за отсутствие патриотизма, за выставление России в дурном свете. Он предугадал это и дал ответ скептикам в одном из отступлений (начало седьмой главы). Истинный патриот – не тот, кто не замечает и не показывает недостатков родины, но тот, кто погружается в них с головой, исследует, описывает, чтобы искоренить.
  2. Тема взаимоотношения народа и власти представлена антитезой помещики – крестьяне. Последние являют собой нравственный идеал Гоголя. Несмотря на то, что эти люди не получили хорошего воспитания и образования, именно в них видится проблеск настоящего, живого чувства. Именно их необузданная энергия способна преобразовать нынешнюю Россию. Они угнетены, но деятельны, помещики же имеют полную свободу, но сидят сложа руки, – именно это высмеивает Гоголь.
  3. Феномен русской души также является темой размышления автора. Несмотря на все проблемы, затронутые в книге, наш народ таит в себе настоящие богатства таланта и характера. Русская душа проглядывает даже в нравственно неполноценных помещиках: заботлива и хлебосольна Коробочка, добросердечен и открыт Манилов, хозяйственен и деловит Собакевич, весел и полон энергии Ноздрев. Даже Плюшкин преображается, когда вспоминает о дружбе. Значит, русские люди уникальны по своей природе, и даже в худших из них есть достоинства и дремлющие способности к созиданию.
  4. Тема семьи тоже интересовала писателя. Неполноценность и холодность семейства Чичикова породила в нем, талантливом юноше, пороки. Плюшкин стал недоверчивым и злонамеренным скупердяем, когда лишился своей опоры — супруги. Роль семьи в поэме является главной для нравственного очищения мертвых душ.

Главной проблемой произведения является проблема «омертвения русской души». Галерея помещиков первого тома наглядно демонстрирует это явление. Лев Толстой в романе «Анна Каренина» вывел следующую формулу, которую позже стали применять ко многим сферам жизни: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Она удивительно точно подмечает особенность гоголевских персонажей. Хотя он показывает нам лишь одного положительного помещика (Костанжогло из второго тома), и мы не можем проверить первую часть формулы, вторая часть подтверждается. Души всех персонажей первого тома мертвы, но по-разному.

В конечном счете, именно совокупность характеров, незначительных для общества по отдельности, становится причиной социального и нравственного кризиса. Получается, что каждый сколько-нибудь влиятельный человек своей деятельностью может изменить положение вещей в городе – к такому выводу приходит Гоголь. Взяточничество и казнокрадство, подхалимство, невежество являются составными частями проблемы «омертвения души». Интересно, что все эти явления получили название «чичиковщина», которое использовалось нашими предками долгое время.

Главная мысль

Главная мысль поэмы кроется в седьмой главе, в отрывке, где Чичиков «оживляет» купленные им души, фантазирует о том, какими могли быть все эти люди. «Мастер ли ты был, или просто мужик, и какою смертью тебя прибрало?» — задается вопросом герой. Он задумывается о судьбах тех, кого раньше считал товаром. Это первый проблеск его души, первый важный вопрос. Здесь гипотеза о возможности очищения души Чичикова начинает казаться правдоподобной. Если это так, значит, каждая мертвая душа способна к нравственному возрождению. Автор верил в счастливое и великое будущее России и связывал его с нравственным воскресением ее народа.

Кроме того, Гоголь показывает живость, духовную силу, чистоту каждого крестьянского характера. «Степан пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!», «Попов, дворовый человек, должен быть грамотей». Он не забывает отдать дань уважения работникам, крестьянам, хотя предмет его освещения – махинации Чичикова, его взаимодействие с прогнившим чиновничеством. Смысл этих описаний — не столько показать, сколько высмеять и осудить мертвые души, дабы поднять сознательного читателя на новую высоту понимания и помочь ему направить страну по нужному курсу.

В чем состоит конфликт поэмы «Мертвые души»

Конфликт произведения основывается на противоречивости образов, представленных в поэме. Сильные духом, трудолюбивые крестьяне оказываются в кабале у властей из-за крепостного права. Для описания конфликта автор применял следующие сравнения:

  • Состояние хозяйств помещиков, условия жизни крепостных;
  • Моральный облик зажиточных господ, простых людей, крестьян;
  • Чиновничье дворянство, труженики;
  • Судьба народа, его жизненные цели, стремления;
  • Отношения между крестьянами и властью.

Тема «Мертвых душ» раскрывается через типажи безнравственных, жестоких помещиков, чиновников. Каждый из них по-разному реагирует на предложение Чичикова. Все заинтересованы в том, чтобы «не продешевить», получить максимальную выгоду. Только мечтатель Манилов отдает крестьянские души бесплатно.

Чему учит?

Каждый сделает свой вывод, прочитав эту книгу. Кто-то возразит Гоголю: проблемы коррупции и мошенничества характерны в той или иной степени для любой страны, их невозможно устранить полностью. Кто-то согласится с ним и утвердится в мысли, что душа – единственное, о чем должен заботиться любой человек.

Если бы нужно было выделить единую мораль, она могла бы выглядеть так: человек, кем бы он ни был, не может жить полной жизнью и быть счастлив, если не использует энергию на созидательные цели, обогащаясь при этом незаконно. Что интересно, даже активная деятельность вкупе с неправомерными методами не может осчастливить человека. Как пример – Чичиков, вынужденный скрывать истинные мотивы своего поведения и опасаться за раскрытие своих планов.

Список литературы

  1. Кривкевич А.М. Комментарии к поэме «Мертвые души» / А. М Кринкевич. — Мн.: Высшая школа, 2005 г.
  2. Разумихин А. «Мёртвые души»: Опыт современного прочтения // Литература. — №8. – 2003 г.
  3. Гоголь Н.В. Мертвые души / Автор вступительной статьи Антакольский П. — М.: Художественная литература, 1980 г.
  4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений /В. Г. Белинский. — М.: Академия наук СССР в 10 т., 1981г.
  5. Бурков И.А. Николай Гоголь /И. А. Бурков. — М.: Просвещение, 1989 г.
Текст: Елена Бочкова, 3.8k 👀