Анализ «Тихий Дон»

История создания

Роман-эпопея «Тихий Дон» создавался М. А. Шолоховым в течение пятнадцати лет (1925-1939 гг.). Первая и вторая книги были опубликованы в 1928 г. в журнале «Октябрь». По мере создания книги романа выходили в свет отдельными изданиями. В одном томе «Тихий Дон» впервые был издан в 1941 г.

Одновременно с созданием романа Шолохов неоднократно подвергал текст переработке. Самая существенная авторская правка состоялась в 1933 г. Писатель избавился от многих документальных подробностей, снял навязываемые цензурой «правильные» оценки Верхне-Донского восстания, уточнил характеристики главных героев.

В издании 1953 г. были допущены значительные цензурные искажения. Против воли самого Шолохова в романе было сделано огромное количество языковых и стилистических поправок, множество купюр и имеющих политический смысл правок.

После смерти Сталина «Тихий Дон» печатался по первым журнальным публикациям. Писатель успел принять участие в подготовке издания своего собрания сочинений 1985-1986 гг. Текст романа в этом собрании сочинений Шолохова считается последним прижизненным и окончательным.

Смысл названия

«Тихий Дон» — ласковое и почтительное народное обращение к главной реке донского казачества. Поставив эпиграфом к роману фрагменты из старинных казачьих песен о «батюшке тихом Доне», Шолохов подчеркнул неразрывную связь и преемственность многих поколений. Великая и могучая река олицетворяет собой весь казачий род, которому нет конца и края.

Главная тема

Анализ Тихий ДонГлавная тема эпопеи — трагическая судьба казачества на крутом историческом переломе. Раскрывается эта тема через мучительный поиск народной правды главного героя.

«Тихий Дон» можно справедливо назвать одним из самых честных, искренних и трогательных произведений о Гражданской войне в России. В центр повествования писатель ставит обычную казачью семью и на ее примере показывает разрушительное влияние братоубийственной розни.

Мелеховы ничем, кроме «турецкой крови», не выделяются среди остальных. Их жизнь наполнена обычными житейскими радостями и печалями, надеждами и огорчениями. Первый раскол в счастливую и дружную семью вносит Григорий, которого судьба обрекает на долгий нелегкий путь в поисках правды.

Семейная трагедия развивается параллельно с масштабными историческими событиями. Добровольный уход Григория из родного дома предваряет разразившуюся Первую мировую войну.

Казачество испокон веков славится своими воинскими традициями. Большинство молодых казаков воспринимает войну не в качестве смертельной угрозы, а как удачный способ отличиться, проявив храбрость и отвагу.

Поначалу Григорий разделяет всеобщий энтузиазм, но постепенно в его душу начинают закрадываться сомнения в целесообразности кровавой бойни. Именно война открывает молодому казаку глаза и наталкивает его на раздумья о народной правде.

Раскол в настроениях прежде монолитного казачества ярко показан на примере братьев Мелеховых. Петро убежден в незыблемости вековых традиций. Он не задумывается над смыслом происходящего, мечтая лишь об успешной воинской карьере. Григорий проявляет чудеса героизма, но при этом чувствует острую неприязнь к начальству, обрекающему тысячи людей на гибель.

Революция переносит далекую войну к самому порогу казачьих станиц. Теперь нелегкий выбор лежит перед каждым человеком. Большинство без колебаний принимает одну из противоборствующих сторон. Безжалостный Григорий, как это ни странно, продолжает метаться между красными и белыми. Он видит часть народной правды и в том, и в другом лагере. Большевики близки ему требованиями равноправия и справедливости, царские офицеры — приверженностью казачьим традициям.

Гражданская война полностью разрушает привычный жизненный уклад казачества. Самым страшным становится не противостояние двух идей, а глубокое проникновение лютой ненависти в душу каждого человека. Ярче всего характеризует эту чудовищную ситуацию Григорий в разговоре с Натальей: «Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась… Неизвестно для чего всю эту кашу… Как нашим обчим обидам счет произвесть?».

Лишь к финалу романа, пережив гибель всех членов семьи, Григорий приходит к осознанию «главной» правды, не зависящей от политических и идеологических убеждений. Война — абсолютное зло, какими бы высшими идеями она не оправдывалась. Человек должен жить, работать, любить, продолжать свой род. Высшая народная правда заключается в заботе и сохранении семьи — основной ячейки любого общества.

Возвращение главного героя к родной земле Шолохов считал своей «самой большой находкой». В последних строках романа Григорий завершает свой долгий поиск: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…».

Проблематика

Главная заслуга Шолохова — объективное рассмотрение проблемы Гражданской войны. Писателю пришлось выдержать напряженную борьбу против искажения своего романа: восхваления красного движения и критики белого, требования Сталина сделать Григория Мелехова большевиком и т. д.

Для Шолохова важна не политическая ориентация героев, а их нравственные качества. Хорошие, искренне верящие в свою дело люди, были с обеих сторон. Зачастую сама ситуация вынуждала их совершать зверские поступки. Разница заключается не в убеждениях, а в оценке своих действий. Григорий мучительно переживает за вынужденные убийства людей. Даже непримиримый борец со старым режимом Бунчук приходит в ужас от участия в ежедневных расстрелах.

В братоубийственной войне просто не может быть правых и виноватых. В этом мысли заключается гуманистический ответ писателя на любые предвзятые суждения о противостоянии красных и белых.

Композиция

Роман состоит из четырех книг. Хронологически сюжет охватывает время с 1912 по 1922 гг. Основным местом действия являются земли казачьего Донского войска. Кроме главных героев (Мелеховы, Коршуновы, Астаховы и др.) в произведении детально представлено более 150 персонажей, многие из которых являлись реальными историческими лицами.

Чему учит автор

Шолохова часто ошибочно причисляют к убежденным коммунистам, обласканным властью и закрывающим глаза на все недостатки режима. Писатель постоянно находился под подозрением НКВД, обращал внимание Сталина на голод и массовые репрессии на Дону. Принимая господствующую идеологию, Шолохов стремился облегчить судьбу своего родного казачества.

Истинный взгляд Шолохова на Гражданскую войну, вероятно, выражен в высказывании Григория Мелехова: «Кабы можно в Татарский ни белых, ни красных не пустить — лучше было бы». Народ должен сам решать свою судьбу и не позволять втягивать себя в яростное политическое противостояние.

Даниил Романович

Автор статей и модератор разделов сайта.