Аргументы «Искусство и Ремесло»

Дополняем разбор итогового сочинения «Искусство и Ремесло» аргументами из литературы!

«Золотая роза» К.Г. Паустовского

К.Г. Паустовский в рассказе «Золотая роза» пишет о любви, тонких душевных струнах, которыми движимо любое искусство. Главный герой – Шамет когда-то был солдатом армии Наполеона, но был списан и отправлен на родину по болезни. Полковой командир доверил ему свою восьмилетнюю дочь ­– Сюзанну. Девочку необходимо было доставить тетке. Вояка и маленькая девочка подружились в пути. Шамет, стремясь развеселить юную спутницу придумывает различные истории. Одной из них стала легенда о старухе, которой в молодости возлюбленный подарил золотую розу. Даже на последней стадии нищеты, старая женщина не продала драгоценность. Ведь роза должна была принести счастье. Так и случилось, к ней приехал из Парижа сын, ставший известным художником. Он помог матери построить новый дом, стал заботиться о ней.

Рассказ стал ключевым в отношения Шамета и маленькой барышни. Она выросла, но счастье не обрела. Продолжала мечтать, что кто-нибудь и ей подарит золотую розу.

Бывший солдат работал тогда мусорщиком, а подрабатывал уборкой ремесленных помещений. Он перестал выбрасывать сор из ювелирных мастерских. Просеивал пыль, отделяя золотые песчинки. Герою удалось сделать слиток, заказать у ювелира розу. Но оказалось, что Сюзи уехала из Парижа в Америку навсегда. И никто не мог подсказать адрес. Шамет так и умер, держа под подушкой свое сокровище. А ювелир, сделавший розу, забрал ее.

Золотой цветок попал в руки пожилого литератора, который вдохновившись историей, написал хорошую книгу. А предисловием к ней стала мысль, что писатель так же всю жизнь выбирает из мусора песчинки золота. А потом создает слиток – книгу, собранную по крупицам. В этом состоит прелесть искусства. Ремесленник же берет готовый материал и механически, не касаясь собственной души, создает продукт.

«Свеча горела» М. Гелприна

О роли искусства в жизни человека повествует рассказ Майкла Гелприна «Свеча горела». Навыки механического труда развивают человека физически, точные науки – умственно, и только литература – духовно, нравственно. Как любая антиутопия, рассказ «Свеча горела» представляет нашему взору ужасающую картину действительности, непривычную нам, которую мы не готовы принять. Но ведь медленными, но уверенными шагами человечество движется к похожему итогу.

Когда-то литература формировала умы, воспитывала духовность, определяла внутренний мир человека. Теперь все иначе. Общество отказалось от книг и любого другого вида искусства.

«Дети растут бездуховными, вот что страшно» – беспомощно восклицает оставшийся в живых учитель словесности. Но кроме него никто проблемы не осознавал. Кому вообще нужны учителя, когда есть роботы?

Искусственный интеллект в данном случае действительно оказался разумнее. Робот-гувернер осознал отсутствие духовности у своих юных воспитанников. Поэтому тайком от своих хозяев, он обращается к учителю литературы, чтобы освоить базовые знания.

Механический объект, названный Максимом, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий».

Электронного героя постигла неприятная участь, он был уничтожен. Но успел зародить в своих воспитанниках – Анечке и Павлике, очаги духовности. Привить им любовь к литературе. Значит жертва его была не напрасна. А для человечества еще не все потеряно.

«Портрет» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя «Портрет» главный герой был бедным художником. Ему не удавалось заработать на своих работах даже на еду. Не говоря уже о том, чтобы заплатить хозяину съемной квартиры за проживание. Чартков случайно на выставке замечает картину, которая завладевает его вниманием настолько, что он тратит на нее последние деньги. Это портрет пожилого процентщика, азиатской внешности. Ночью живописец видит странный сон, а утром находит под портретом солидную сумму денег. Но, чем больше денег, тем выше потребности.

Герой берется за заказы от высокопоставленных особ, пишет портреты. Это даже отдаленно не напоминает искусство. Всего лишь ремесло для получения денег. Юноша разменивает свой талант, он покидает его.

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее ярко заметно противопоставление ремесла искусству. Члены МАССОЛИТА пишут на заказ. Не все из них бездарности, но они променяли свой талант на деньги, славу, обеды в дорогом ресторане, а также путевки в Ялту и Кисловодск. Им противопоставлен Мастер, который тратит всего себя на свой роман. Вкладывает почти все деньги в книги, которые помогут в работе. Он живет своим творчеством, дышит им. Поэтому рукопись его не сгорает. Это настоящее искусство.

«Акварельные краски» К.Г. Паустовского

В рассказе «Акварельные краски» Константин Паустовский знакомит читателя с художником Бергом. Живописец не понимал как можно любить Родину. Поэтому не получались у него никогда пейзажи, а лишь портреты, изредка натюрморты. Не горела искра искусства в душе художника, поэтому приходилось заниматься ремеслом.

Но все изменилось, когда Берг приехал погостить в поместье к другу. Дело было осенью. Художник не планировал работать, поэтому взял с собой лишь акварельные краски. Но природа поздней осени так его поразила, что он, рискуя жизнью, под надвигающейся бурей рисует лучший в своей жизни пейзаж. И только тогда становится истинным творцом, познавшим искусство в его величии, красоте.