Доклад-сообщение «Воспитание»

C:\Users\Администратор\Pictures\уникализирвано\поделки2.jpg

Воспитание играет важную роль в становлении и формировании личности ребёнка. От того, насколько правильно организован процесс воспитания, зависит многое: характер человека, его мировоззрение, идеалы, успешность в достижении поставленных целей.

Что такое воспитание?

Понятие воспитания многогранно, и существует множество определений данного термина.

Так, во времена Петра I под ним подразумевалось «вскармливание, выращивание», ведь оно однокоренное со словом питание.

В народной педагогике, появившейся задолго до появления соответствующей науки, дети воспитывались на примере старших членов семьи. Подрастающее поколение рано приобщалось к труду, что способствовало формированию ранней самостоятельности и ответственности.

Известный советский педагог Антон Семёнович Макаренко понимал под воспитанием формирование постоянных навыков в поведении.

В психологии термин означает деятельность по приобщению молодых поколений к опыту предков, выработку определённых норм поведения, идеалов, понятий для дальнейшего развития человека в обществе.

Что влияет на воспитание?

На воспитание оказывают влияние многие факторы:

  • наследственная предрасположенность;
  • обстановка в семье;
  • общественные ценности, устои, традиции;
  • детский сад, школа, профессиональное обучение;
  • детские и молодёжные организации;
  • искусство, культура, спорт;
  • трудовое обучение.

Воспитанность — показатель, являющийся конечным результатом воспитательного процесса. Судить об этом можно по многим критериям. Так, речь, манера поведения, ценности, поступки, отношение к труду свидетельствуют о воспитанности человека.

Под содержанием воспитания подразумевают его направления: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие.

Воспитание в европейских странах

В странах Европы распространены более свободные модели воспитания. Даже соответствующего термина там нет. Под этим скорее понимается обучение, то есть в первую очередь задача родителей — дать детям образование.

В европейском обществе отсутствует понятие авторитарного воспитания. Там даже речи не может быть о том, чтобы как-то наказать ребёнка, поставить в угол, стукнуть ремнём. Детки развиваются по своим собственным законам, вмешиваться в которые родители стараются как можно меньше, только с целью направить развитие чада в нужное русло.

Воспитание в Древней Руси

В Древней Руси большую роль в воспитании играли церковные законы и народные традиции. В славянской семье во главе угла всегда стоял хозяин дома. Он пользовался беспрекословным авторитетом у всех членов семьи — от мала до велика.

Дисциплина в доме была суровой: мнение отца обсуждению не подлежало. Главным в воспитании детей было раннее приучение к труду, почитание старших и подражание им во всём.

Несмотря на нелёгкие будни, жизнь детей скрашивали самодельные игрушки и устное народное творчество. В те времена письменности ещё не было, поэтому из уст в уста передавались волшебные сказки, колыбельные, потешки, прибаутки.

Эпоха Петра

При Петре I произошли существенные изменения в воспитании и образовании. Правитель приобщил общество к европейской культуре. Детей начали воспитывать на заграничный лад. Стало обязательным изучение наук, иностранных языков, математики, латыни. Богатые дворяне часто отправляли детей учиться заграницу или же приглашали оттуда воспитателей и учителей.

В то время расцветала светская культура: балы, парики, пышные платья, фехтование, пение, танцы. Воспитанием детей нередко занимались посторонние люди, чаще всего иностранцы, совсем не знавшие русского языка. К детям зачастую применялись телесные наказания, что считалось нормой времени.

Воспитание при Екатерине II

Новые взгляды на воспитание пришли с эпохой царствования Екатерины II. Она ввела моду на французскую литературу и философию. Родители повернулись к детям лицом, рассмотрели в них личность, стали уделять внимание их внутреннему миру. Вошли в обиход слова: детская комната, книги, игрушки для детей, детская одежда.

Именно из той эпохи до нас дошли ценные советы по воспитанию: рано укладывать детей спать; кормить простой пищей, без излишеств; хвалить за хорошую учёбу; приучать к самостоятельности.

Воспитание в Советском Союзе

В Советском Союзе воспитание основывалось на чувстве патриотизма, то есть любви и уважения к родине. В стране царило равенство и проявлялось оно во всём: однотипные здания, похожая одежда. Соответственно и детей воспитывали всех под одну гребёнку. В школе всех носили форму, не отличались друг от друга.

Обязательным было приобщение детей к пионерской, а затем комсомольской организации. В воспитании развивали такие качества, как: дисциплина, ответственность, трудолюбие, уважение старших, честность.

Современная Россия

В современной России дети ничем не отличаются от сверстников из других стран. К сожалению, ритм жизни заставляет родителей много работать. Детей часто воспитывают бабушки и дедушки, либо другие близкие родственники. Всё меньше времени остаётся на общение родителей и детей. Как правило, из-за этого возникает много проблем и недопонимания, особенно в подростковом возрасте.

Как видим, правильно организованное воспитание очень важно для каждого ребёнка. Оно является необходимым условием для развития всесторонне и гармонично развитой, уверенной в себе, успешной личности.

Скачать доклад «Воспитание»