Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»

История знает много писателей, запомнившихся одним своим произведением. А.С. Грибоедова трудно отнести к их числу. Поэт, публицист, дипломат, общественник много работал, был многогранной личностью. Александр Сергеевич писал стихи, прозу, создавал пьесы, сам участвовал в театральных постановках, играл на фортепьяно и даже писал музыку. Сохранилось два вальса его сочинения. Однако, мир его запомнил как автора нетленной комедии «Горе от ума».

Взяв лучшие черты классики жанра, продолжив традиции «Недоросля» Фонвизина, Грибоедов привносит в пьесу много нового. Чем потом будут руководствоваться последователи, в том числе и Н.В. Гоголь при написании «Ревизора».

Герои пьесы не карикатурные образы, призванные обличать одно личностное качество. А многоплановые, противоречивые персонажи. Это помогает читателю увидеть живой портрет московской знати 19 века, в их характерных чертах и особенностях.

Проблематика комедии

«Горе от ума» – общественная комедия. Но в отличие от классики социального жанра, здесь просматриваются две проблемы. Это аспект взаимоотношения с обществом и любовная линия. Чацкий возвращается в Москву только ради возлюбленной – Софьи. И на фоне противоборства героя с «фамусовщиной» разворачивается классический любовный треугольник. Но традиция искажена в сторону реальности. Чацкий, как главный лирический герой, не идеален. Он вспыльчив, нередко бестактен, его суждения резки. Соперник Молчалин глуп, корыстен и труслив. Ни одной хорошей черты в него не вложил автор, а потому герой абсолютно отрицательный. Но его любит Софья. Такой выбор героини нарушает классическую перспективу и развитие сюжета пьесы. Получается, что комедия вобрала в себя три художественных направления: классицизм, реализм и романтизм. Это был смелый подход, который не использовался ранее.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Сам Грибоедов писал, что в его произведении на двадцать пять глупцов один умный. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы. Но ведь нормы задает большинство. Неудивительно, что герой с иными взглядами на жизнь становится изгоем.

Фамусов и его окружение

фамусовАвтор в красках описал представителей «века минувшего». В этом стане в цене лишь высокий чин, деньги, дворянский титул и связи. Низкопоклонничество также в почете, как способ достижения этих ценностей. Главным представителем лагеря в пьесе стал Павел Афанасьевич Фамусов. Это крупный чиновник, управляющий в казенном доме, помещик. Чем заслужил уважение московского дворянства.

Фамусову важны лишь те люди, кто равен или выше него по чину, количеству крестьянских душ, кто дает балы, имеет больше связей. Такие, как Хлестовы, Хрюмины, Тугоуховские, которым «чиновные, должностные все друзья и родные». Он жалеет об уме Чацкого открыто, ведь он мог быть деловым. Мог подстроиться под нравы общества, которое его окружает, достичь успеха. В понимании чиновника, лишь служба военная или государственная имеет значение. Фамусов по-отечески пытается направить Александра Андреевича на путь истинный, ведь он сын его друга.

Чиновник во всем винит науку, образование. Он понимает, что настроения молодых людей меняются. И в любой момент его мир, где он царь и бог, может рухнуть. Поэтому книги для него самое страшное зло. Их необходимо сжечь.

Лидер московской аристократии приводит пример своего дяди. Который уже будучи в почтенном возрасте, упал на приеме, да чуть «затылка не расшиб». Но, видя смех высокопоставленных особ, упал еще два раза специально. Чем заслужил близость ко двору, уважение. Максим Петрович, по словам Фамусова, ел на золоте и серебре. Его всегда приглашали на светские приемы, играть в вист. И был вельможей при самой Екатерине. На что Чацкий выдает фразу, ставшую афоризмом, что он рад служить, но тошно прислуживаться. Готов посвятить себя делу, стране, но не лицам.

Сам Павел Афанасьевич вдовец, богат. У него есть юная дочь, которой он также ищет не бедного супруга «при звездах, чинах». Неважно «пусть плохенький», но чтоб душ в родовом поместье было не меньше двух тысяч. Не видит он в этой роли Чацкого, а тем более Молчалина. Идеальной парой для Софьи он считает полковника Скалозуба. Он достаточно послужил, обзавелся богатством, к тому же «метит в генералы».

Полковник Скалозуб

Как и большинство героев классических произведений, мужчина наделен «говорящей» фамилией. Вояка и солдафон любит пошутить, но юмор его по-армейски плоский. Например, когда Фамусов спрашивает Сергея Сергеевича об одной тетушке, тот отвечает, что он с ней вместе не служил. И ждет реакции на остроту.

Скалозуб самый почетный гость в доме Павла Афанасьевича, ведь он жених завидный. Солидный, серьезный, известный человек и  успел «нахватать» много знаков отличия и медалей. Собственно, все его разговоры сводятся к фрунту, «орденам в петличке», мундирам, «погончикам».

Сергей Сергеевич не стар, служит не так давно. Готов на все ради повышения в звании. Не чуждо ему чувство сострадания. Он единственный, кто идет помогать Молчалину, когда тот упал с лошади. Но признает его «жалким наездником».

Два поколения «века минувшего»

Представители «фамусовской Москвы» не все старики. Молодежь не далеко ушла от предков. Нравы московской аристократии неизменны. Все те же темы, сплетни и «стихи в альбомах». Даже молодые люди в тайном кружке, восхваляемые Репетиловым, лишь шумят и пишут сообща водевили.

А девицы удивили даже прусского короля своими вычурными нарядами и манерами. Ведь они не могут по-простому даже поговорить, каждое словечко «с ужимкой». Забавно то, что обо всем обличающем, повествуют сами герои с гордостью. Они искренне считают названное добродетелями, а не пороками.

Ярким представителем «фамусовской» молодежи служит Молчалин. Делец, низкопоклонник, который спешит всем угодить. Его отец с детства учил, что уважать надо лишь тех, кто выше чином, старше. И угождать всем, даже собаке дворника высокопоставленного лица. У героя даже мнения своего нет, ведь он пока не имеет на него права. Этот тип живуч. И сделает все, чтобы добиться «степеней известных».

А старшее поколение дворянства и чиновничества понять можно. На старых взглядах, консервативных нравах, держится весь их авторитет. Поэтому перемен такие, как Фамусов и Хлестова, боятся как огня.