Бедная Лиза • повесть 💡

Автор: Карамзин Н.М. | Дата публикации: 1792 | Форма произведения: повесть | Жанр: лирический | Время событий: XVIII век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1978 год, реж. Идея Гаранина) | Герои произведения: Эраст, Лиза (бедная Лиза) | Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, материнство, мечта, ответственность

«Бедная Лиза» – сентиментальная повесть Н. М. Карамзина, написанная в 1972 году.

Жанр: повесть. Дата написания: 1792. Дата первой публикации: 1792, «Московский журнал»

История создания

Карамзин приступает к работе над «Бедной Лизой» после путешествия по странам Европы. Писатель-прозаик возвращается в Россию и берётся за новый литературный эксперимент. В 1790-х годах он отдыхает на даче у П. И. Бекетова и присматривается к местному антуражу. Н. М. Карамзин понимает: чтобы заинтересовать российского читателя и вызвать у него сострадание, необходимо найти что-то, что вызовет отклик в его душе. Именно поэтому писатель обратится к описанию не только чувств главных героев, но и природы. Симонов монастырь, находившийся поблизости, сильно повлиял на замысел будущего произведения. Читатели могли посетить описанные в произведении места и прочувствовать атмосферу. Недалеко от монастыря располагался пруд – тот самый, где трагически покончила с собой главная героиня.

В 1792 году повесть была опубликована в «Московском журнале», редактором которого был сам Н. М. Карамзин. Первая сентиментальная повесть принесла автору неслыханную славу.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» принадлежит к жанру повести – прозаическому произведению, в основе которого лежит цепь связанных логически и хронологически эпизодов. Это первая русская психологическая повесть, содержащая в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье – это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста более запутаны, Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя. Карамзина можно по праву назвать основоположником русского сентиментализма. Читателю надоели нравоучения классицистического направления, основа которого – разум и долг. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции персонажей. Герой в этом литературном течении более проработан и индивидуален.

Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:

  • На первый план выходят чувства героев, а не разум
  • Изображение богатого духовного мира представителей низших сословий
  • Трагический финал
  • Психологическое раскрытие образов
  • Описание красоты природы
  • Лирические отступления

Произведение Карамзина стало настоящей революцией в литературном мире. До сентиментализма были популярны многотомные романы в стиле классицизма. Читатели восприняли произведение восхищённо.

Художественное своеобразие повести

В повести большое количество средств выразительности, более характерных для поэзии: метафоры, лексические повторы, сравнения, эпитеты, олицетворения. Также Карамзин использует фразеологизмы, прилагательные в превосходной степени, анафору, гиперболу, многосоюзие, риторические вопросы и обращения, градацию. Автор вводит эти приёмы в текст, чтобы дополнительно подчеркнуть сентиментальную натуру главной героини, а также раскрыть чувства и образы персонажей, создать некую атмосферу. В «Бедной Лизе» повествование ведётся от первого лица. Автор периодически обращается к читателю («Читатель легко может вообразить себе…», «Теперь читатель должен знать…»). Благодаря этому в произведении появляется такой же эмоциональный контакт между автором, героями и читателем, как в поэзии. Карамзин убирает из речи героев старославянизмы и церковную лексику, делает разговоры героев более простыми и понятными. Однако писатель не обращает внимания на то, что речь крестьянки и дворянина из крупного города одинакова. То есть в литературе пока ещё не было сильных различий между крестьянским говором и аристократическими разговорами, хотя в жизни они ощущались. В повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин открыл в русской литературе дорогу «чувствительной лексике»: впервые междометие «Ах!» встречается так часто и так выразительно в русскоязычном прозаическом тексте.  Ещё одно новшество – это приём «говорящего пейзажа», то есть описание природы, которое подчёркивает психологическое состояние героев. Например, природа отвечает бурей на «грехопадение» Лизы; восхищение героини природой в раннее утро передаёт её радость от сознания, что Эраст её любит. Подобный приём свойственен лирике, однако в русскоязычной прозе он встречается в романтических произведениях.

Сюжет и композиция

Все события повести происходят на протяжении трёх месяцев. Автор повествует о них как о событиях тридцатилетней давности. Начинается и заканчивается произведение описанием окрестностей Симонова монастыря, которые напоминают рассказчику о нелёгкой судьбе бедной Лизы. Возле её могилы он любит сидеть в задумчивости под сенью деревьев и смотреть на пруд. Новым и непривычным было в повести то, что вместо ожидаемого счастливого финала читатель встречался с горькой правдой жизни.

Повесть имеет чёткую классическую структуру:

  • Экспозиция (авторское лирическое отступление, плавно переходящее в историю Лизы).
  • Завязка (встреча Лизы с Эрастом).
  • Развитие сюжета (возникновение чувств между молодыми людьми).
  • Кульминация (физическая близость между влюблёнными).
  • Развязка (предательство Эраста и самоубийство Лизы).

Проблематика повести

Карамзин поднимает проблему любви между представителями разных сословий. В дореволюционной России отношения между дворянином и крестьянкой не запрещались, но женщина в такой ситуации была уязвима. Такой брак был немыслимым делом. В начале отношений Эраст мечтает взять Лизу к себе в деревню и счастливо жить с ней. В финале он забывает об обещаниях и поступает так, как велит ему дворянское происхождение. Обманутая Лиза предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь и позорную тайну.

Конфликт повести

Социальный конфликт проявляется в незащищенности девушки-крестьянки, которая жертвует собой, вступая в отношения с дворянином. Карамзин становится на сторону крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. Однако писатель не изображает дворянина Эраста злодеем-соблазнителем, он лишь подчëркивает его слабоволие и развращëнность светским обществом.

Автор противопоставляет развращённость Эраста врождённой нравственности Лизы, при этом их принадлежность к разным сословиям имеет второстепенное значение. Сословные различия не мешают молодым людям влюбиться и мечтать о счастье. Лиза и Эраст говорят на одном языке, хорошо понимают друг друга.

Сама Лиза понимает разницу между ней и Эрастом, это и ведёт к её внутреннему моральному конфликту. Девушке приходится выбирать между потерей репутации из-за любви и спокойной жизнью, но без любимого. Лиза выбирает сердцем: чувства оказываются важнее всех предрассудков и сословных различий, но и приводят её к гибели.

Система образов

Герои классицизма – идеализированные личности, обладающие либо абсолютно положительными, либо абсолютно отрицательными качествами. Героев повести «Бедная Лиза» нельзя разделить на «хороших» и «плохих». В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Можно выделить четырёх основных персонажей:

  1. Лиза – крестьянка, влюбленная в городского юношу Эраста; красивая, трудолюбивая, искренняя девушка.
  2. Эраст – легкомысленный дворянин, влюбившийся в крестьянку.
  3. Мать Лизы – пожилая женщина, потерявшая мужа.
  4. Автор-рассказчик – лирический герой, от имени кого ведется повествование.

Основная мысль

На смену классицизму и воспеванию человеческого разума пришёл сентиментализм, в котором большее внимание уделяется чувствам и переживаниям. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал, как много значат чувства в жизни людей и как беспощадно к ним социальное неравенство. Новой в русской литературе была идея о том, что низшие сословия так же, как и высшие, могут чувствовать. Фраза «И крестьянки любить умеют» стала ключевой для читателей. Основная мысль повести чётко обозначена не только крылатой фразой, но и тем, что писатель изобразил внутренний мир главной героини с её переживаниями и стремлением сделать своего любимого счастливым.

Главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в следующем: Карамзин призывает быть более гуманными по отношению друг к другу независимо от сословной принадлежности, ведь все люди равны. Кроме того, писатель говорит о том, что не надо бояться своих чувств, любви и переживаний. Только любящий человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствует деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Те, кто живёт в бедных избушках, порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Главные ценности человека – не его богатство и знатность, а душевные качества, способность к глубокому чувству.

Значение повести

Впервые в литературе раскрывается психологический подтекст поступков героев, а персонажи оказываются сложными многогранными личностями. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни бедной сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать героям, оказался открытием. Само заглавие повести, построенное на соединении имени героини с эпитетом «бедная», свидетельствует о сочувственном отношении автора к ней. Несмотря на трепетное отношение к героине, Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза: он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нём моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, её наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель показывает, что не только Лиза, но и Эраст подвергся тяготам судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, он так и не становится по-настоящему счастливым.

Повесть была новым словом в литературе своего времени, вызвала большое количество подражаний и пародий, а также оказала влияние на творчество последующих поколений русских писателей и поэтов. Также «Бедная Лиза» открыла в русской литературе тему «маленького человека», к которой впоследствии обратились крупнейшие русские писатели-реалисты (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.). Карамзин в своей повести показал образ Эраста – «лишнего человека», которому свойственна неприспособленность к жизни.

Критика

Не только аудитория с большой благосклонностью отнеслась к повести «Бедная Лиза». Большинство критиков говорили о новаторстве Карамзина и подчеркивали особенность «Бедной Лизы». Литератор В. В. Сиповский писал, что русская публика впервые встретилась с «горькой правдой жизни», а не со счастливым концом, как это было раньше. Критик В. Н. Топоров называл работу Карамзина «корнем», из которого выросло «древо русской классической прозы». Он считал, что многие произведения А. С. Пушкина написаны именно благодаря «усвоению уроков карамзинской повести».

Интересные факты

  1. На момент опубликования повести «Бедная Лиза» Карамзину было 25 лет.
  2. Прямые литературные отсылки к повести Н. М. Карамзина использовал в своём романе «Азазель» современный писатель Б. Акунин. Образ Лизаньки в романе отчасти спародирован. Автор также поменял героев местами в социальном плане. У него Эраст Фандорин – бедный чиновник, а Лиза – дворянка.
  3. Для придания большей достоверности Н. М. Карамзина воспользовался описанием Симонова монастыря и его окрестностей, хорошо знакомых жителям тогдашней Москвы. Пруд в Симоновой слободе даже приобрёл название «Ли́зин». Впечатлительные барышни и несчастные влюблённые действительно оканчивали жизнь самоубийством в манере главной героини.

Краткое содержание

Л. Бишбуа. Лизин пруд. 1846

Повесть начинается с описания Москвы: ее готических монастырей, реки и рыбацких лодок, везущих хлеб со всех концов Руси в столицу. На противоположном берегу ее пасутся стада, светится Данилов монастырь, вдали виднеются Воробьевы горы и село Коломенское.

История Лизы

Автор-рассказчик говорит, что часто посещает старый монастырь, где всегда вспоминает историю судьбы несчастной девушки Лизы. Примерно 30 лет назад рядом с монастырем стояла бедная хижина, где жила красавица Лиза с престарелой матерью. Отец Лизы ушел из жизни, когда девушке было 15 лет. С тех пор дела семьи пошли на спад и они обнищали настолько, что отдали землю в аренду. Мать Лизы угасала с каждым днем от горя. Она настолько обессилела, что уже не могла работать, хотя в молодости трудилась за двоих, добывая на пропитание и одежду. Иногда втайне от всех она тихо плакала.

О. Кипренский. Бедная Лиза

Встреча с Эрастом

Спустя два года после кончины отца, Лиза начала торговать цветами – весной она собирала ландыши и ходила продавать их в Москве. Однажды к ней подошел молодой человек приятной наружности. Он обратил внимание на девушку и сказал, что 5 копеек за букетик это очень дешево. Юноша предложил Лизе по рублю за один цветок, но девушка смутилась и отказалась. Тогда юноша купил букетик за пять копеек и признался, что хотел бы всегда покупать у нее цветы. Из разговора он узнал где находится дом девушки.

Предостережения матери

Лиза рассказала об этой встрече матери, которая предостерегла девушку о возможных дурных намерениях этого незнакомца. Но Лизе не хотелось верить ей, ведь ей так понравился юноша! Однако пожилая женщина знала, что в городе существует много соблазнов, о которых юная наивная девушка даже не подозревает.

Встреча с Эрастом. Иллюстрация Г. Епифанов

Эраст был богатым дворянином, уставшим от высшего света. У него не было никакой цели в жизни, она представлялась ему сплошным удовольствием. Лиза понравилась ему своей наивностью – это было новым и необычным для него.

На следующий день Лиза снова набрала цветов и целый день ждала незнакомца, никому не продавая букеты. Однако он так и не пришел, и она выкинула цветы в реку.

Приятное впечатление

На следующий день молодой человек неожиданно объявился возле их дома и попросил напиться. Незнакомец представился Эрастом. Он понравился матери Лизы, она рассказала ему о своей тяжелой судьбе и о беспокойстве за дочь. Молодые люди долго переглядывались, а перед уходом юноша попросил старушку не продавать никому изделия Лизы – вышивку и вязание. Когда он ушел, мать предалась мечтам о том, чтобы жених Лизы оказался похожим на этого молодого человека.

После свидания с Эрастом Лиза плохо спала, стала необыкновенно задумчивой. Однажды она смотрела на воду и ее внимание привлекла лодка. Присмотревшись, она узнала Эраста. Причалив к берегу, молодой человек подошел к девушке и признался ей в любви. Лиза ответила тем же.

Любовь

Затем последовали долгие часы объятий, признаний и поцелуев. Наконец Лиза вспомнила, что ей нужно идти домой. Она уже представила, как обрадуется мать ее рассказу, однако Эраст попросил ее ничего никому не рассказывать.

Иллюстрация Г. Епифанов

По сияющему виду Лизы мать поняла, что девушка нашла свое счастье и поблагодарила богов за этот чудесный подарок. Пока еще никаких подозрений не возникло в ее сердце.

Каждый вечер молодые люди встречались тайно, говорили о любви и наслаждались объятиями, которые были чисты и невинны. Эраст презирал свое прошлое, когда рядом с ним была непорочная Лиза. Он дорожил этими отношениями и не хотел разрушать их чем-то низменным и недостойным. Он стал часто бывать у Лизы и общение с ней доставляло ему невероятное удовольствие.

Грехопадение

Так прошло несколько недель. Однажды грустная Лиза сообщила Эрасту, что к ней сватается сын зажиточного крестьянина из ближайшего селения. Мать настаивает на свадьбе, потому что это решит все их проблемы.

Эраст вне себя от этого известия, но Лиза понимает, что он никогда не будет ее мужем, потому что они из разных социальных слоев. Эраст начинает нежно утешать ее, говорит, что в человеке важнее всего душа. Лиза падает ему на грудь и непорочность их связи рушится.

Иллюстрация Г. Епифанов

Разразился гром, засверкала молния… Лиза с ужасом поняла, что будет убита грозой за совершенный грех. Тем не менее, свидания с Эрастом она не прекратила, и они продолжались до тех пор, пока у него не наступило пресыщение. Он больше не видел в Лизе невинного ангела, а чувства, которые он сейчас испытывал к ней, были уже не новы его сердцу. Для Лизы же никого не существовало вокруг, кроме любимого.

Разлука

Вскоре Эраст сообщил, что должен отбыть со своим полком в военный поход. Лиза со страхом восприняла эту новость. Ведь если Эраст погибнет, то и ей незачем оставаться на этом свете.

Молодой дворянин попрощался с Лизой и ее матерью, дал им немного денег и уехал. Переписка между ними была невозможна из-за неграмотности Лизы.

Иллюстрация Г. Епифанов

Прошло два месяца. Однажды Лиза случайно увидела Эраста в проезжающей мимо карете. Она сумела догнать экипаж и заключила любимого в объятия. Молодой человек признался, что был вынужден жениться на богатой даме из-за жизненных обстоятельств. Он попросил отныне забыть его и откупился от Лизы, вручив ей 100 рублей. Выяснилось, что в походе он дочиста проигрался в карты и, чтобы встать на ноги, женился на престарелой богатой женщине, давно в него влюбленной.

Окончание истории

Иллюстрация Г. Епифанов

Лиза в душевном смятении убежала из города и, сама не зная как, оказалась на берегу глубокого пруда, где стояли дубы – свидетели того счастья, которое было у нее еще совсем недавно. Рядом проходила девочка – соседская дочка, которой Лиза отдала все деньги Эраста и наказала передать их матери. Со словами, что в ее жизни была только одна большая любовь, девушка бросилась в воду. Девочка побежала за помощью, однако когда Лизу достали из воды, было уже слишком поздно.

Похоронили девушку на этом же месте у пруда, где автор-рассказчик часто бывает, вспоминая прошлое. Рассказывая о судьбе Лизы, он подчеркнул, что любовь не имеет классовых различий, а чувства крестьянки могут оказаться сильнее смерти.

Известные цитаты

Бог дал мне руки, чтобы работать, ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить на тобою.

Лиза. .

Ответ Лизы своей матери, которая благодарила её за то, что дочь стала кормилицей в их семье.

И крестьянки любить умеют!

Слова автора (Карамзин Н.М.). .

Описание матери Лизы. При помощи этой фразы автор хотел сказать, что каждый человек способен на большое чувство независимо от своего происхождения.

Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви.

Слова автора (Карамзин Н.М.). .

Слова автора после того рокового свидания, когда Эраст потерял интерес к Лизе.

Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя?.. Видно, так надобно. Может быть, мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших никогда слезы не капали.

Мать Лизы. .

Беседа Лизы с матерью после свидания с Эрастом.

Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку!

Мать Лизы. .

Материнское наставление Лизе после того, как она рассказала о том, что не взяла лишних денег за продажу цветов.

Смерть за отечество не страшна, любезная Лиза!

Эраст. .

Слова Эраста Лизе во время их предпоследнего свидания. На следующий день они простились и он отправился на войну.

Сочинения по произведению

Текст: Ирина Зарицкая, 3.3k 👀