Моцарт и Сальери • пьеса 💡

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1830 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма | Время событий: XVIII век | Место событий: Европа | В школе: 9 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1962 год, реж. Владимир Горрикер) | Главные герои: Моцарт (молодой талантливый композитор), Сальери (не совсем успешный композитор, завистник), старик со скрипкой (слепой скрипач в трактире) Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, добро и зло, дружба, жизнь и смерть, культурное наследие, смысл жизни

Горькие размышления

Моцарт и Сальери слушают слепого скрипача. Художник М. Врубель

В комнате сидел Сальери и  жаловался на несправедливость жизни. Вспоминая детство, он был уверен, что появился на свет уже с любовью к искусству, потому что еще ребенком он плакал при звуке церковного органа. Он рано отказался от игр и забав и упоенно занялся изучением музыки, презирая все, что противоречило ей. Он одолел все трудности начала учебы и первые невзгоды, в совершенстве изучив музыкальное ремесло. Потом он решил заняться творчеством, хотя и не думал о славе. Часто он уничтожал собственные труды, считая, что они далеки от совершенства. Однако, даже при постижении музыки он оставил все собственные знания, когда Глюком были открыты новые тайны искусства. После этого он смог достичь больших высот и слава повернулась к нему лицом. Люди откликнулись на его музыку, и Сальери начал получать наслаждение от собственной славы. Он никому не завидовал, наоборот, его радовали успехи друзей, поэтому он полагал, что никто не сможет назвать его завистником.

Зависть

Теперь же Сальери осознавал, что очень сильно завидовал Моцарту. Еще сильнее была обида на несправедливость судьбы — она предоставила музыкальный дар не тому человеку, который на протяжении долгих лет кропотливо трудился, а простому гуляке. Она наградила даром не за беззаветную любовь к музыке, а озарила голову простого безумца. Сальери не мог и не хотел этого понимать. Он в отчаянии произнес имя Моцарта и тут появился он сам. Моцарт решил появиться неожиданно, чтобы подшутить над Сальери. Направляясь к нему, он услышал музыку и заметил слепого скрипача, который играл знаменитую мелодию. Моцарт посчитал это занятным. Он взял скрипача с собой и попросил исполнить что-то из Моцарта. Скрипач очень фальшиво сыграл арию Дон-Жуана. Моцарт расхохотался, а Сальери, оставаясь серьезным, упрекнул Моцарта. Он не мог понять, как Моцарт мог смеяться, ведь ему это казалось насмешкой над самим искусством. Сальери прогнал старика, а Моцарт дал скрипачу деньги и попросил выпить за свое здоровье.

Предложение Сальери

Моцарт играет Реквием. Художник В. Фаворский

Моцарт заметил, что у Сальери сегодня плохое настроение, поэтому он собрался навестить его в следующий раз. Однако Сальери спросил у него, что он на этот раз принес. Моцарт отшутился, назвав свое новое произведение безделицей. Он написал его ночью во время бессонницы, поэтому не хотел отвлекать этим Сальери, тем более в то время, когда тот был не в духе. Однако Сальери попросил его исполнить музыку. Моцарт попытался рассказать, что он чувствовал во время написания и сыграл. Сальери недоумевал, как Моцарт, направляясь к нему с такой вещью, мог задержаться у трактира и увлечься уличным музыкантом. Он заявил, что его творение стройное, смелое и глубокое. Он назвал Моцарта богом, который не знает о собственной гениальности. Моцарта смутили эти слова. Шутя он сказал, что его божество хочет есть. Сальери предложил ему совместный обед в трактире и Моцарт охотно согласился. Но сначала он должен был предупредить супругу, чтобы та не ждала его на обед.

Тяжелое решение

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. Художник М. Врубель

Сальери остался один. Он подумал, что у него больше не осталось сил противостоять судьбе, избравшей его своим оружием. Он полагал, что его призвание состоит в том, чтобы остановить Моцарта. Сальери чувствовал, что живой Моцарт представляет угрозу для искусства и достал яд, который завещала ему его любимая Изора.

Яд хранился у него на протяжении восемнадцати лет. Он ни разу им не воспользовался, хотя много раз жизнь становилась для него невыносимой. Никогда он не использовал его для того, чтобы расправиться с кем-то, ему всегда удавалось побороть искушение. Теперь же он считал, что пришло время его использовать. Любовный дар перейдет в дружескую чашу.

В отдельной части трактира, где стояло фортепьяно, сидели Моцарт и Сальери. Сальери показалось, что Моцарт расстроен. Тот признался, что его тревога вызвана Реквиемом, сочиняемым им уже на протяжении трех недель. Эту вещь ему заказал какой-то таинственный незнакомец. Моцарт постоянно думал об этом человеке, ему казалось, что он везде ходил за ним и в данный момент находился в этой комнате.

Злодейство против гения

Сальери пытался успокоить его, говоря, что это просто детские страхи. Он вспомнил собственного друга Бомарше. Тот давал ему совет справляться с плохими мыслями, используя бутылку шампанского или читать Женитьбу Фигаро. Моцарт спросил у Сальери, правда ли Бомарше кого-то отравил. Тот ответил, что друг его был слишком смешон для этого. Моцарт возразил ему и сказал, что Бомарше был гением, также как он и Сальери. А злодейство и гений он считал не совместимыми вещами. Моцарт был убежден, что его спутник был такого же мнения. И в этот момент Сальери бросил яд в его стакан. Моцарт объявил тост. Сальери попытался его остановить, но опоздал, Моцарт осушил свой стакан и решил исполнить для спутника Реквием. Сальери слушал музыку и плакал. Однако это было не раскаяние, а чувство выполненного долга. Вскоре Моцарт почувствовал себя плохо и ушел из трактира. Сальери остался в одиночестве и думал над словами Моцарта о злодействе и гении. Для собственного оправдания он вспомнил легенду о Боннаротти, который пожертвовал человеческой жизнью ради искусства. Однако неожиданно его посетила мысль, что это было лишь только выдумкой толпы.

Известные цитаты

Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше.

Сальери. Сцена 1.

Вступительные слова Сальери.

Гений и злодейство – две вещи несовместные.

Моцарт. Сцена 2.

Разговор Моцарта и Сальери о Бомарше.

Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Бомарше. Сцена 2.

Сальери вспоминает слова Бомарше.

Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог и мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни; все предались бы вольному искусству.

Моцарт. Сцена 2.

Моцарт играет для Сальери свой Requiem.

Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля.

Сальери. Сцена 1.

Моцарт рассказывает о том, как играл на скрипке слепой скрипач в трактире.

Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов.

Моцарт. Сцена 2.

Моцарт играет для Сальери свой Requiem.

О небо! Где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений – не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан – а озаряет голову безумца, гуляки праздного?

Сальери. Сцена 1.

Сальери рассказывает о том, что завидует Моцарту.

Ремесло поставил я подножием искусству.

Сальери. Сцена 1.

Сальери рассказывает о своем прошлом.

Труден первый шаг и скучен первый путь.

Сальери. Сцена 1.

Сальери рассказывает о своем прошлом.

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Сальери. Сцена 2.

Разговор Моцарта и Сальери.

Я сделался ремесленник: перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху. Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп.

Сальери. Сцена 1.

Сальери рассказывает о начале своего творческого пути.

Я стал творить; но в тишине, но в тайне, не смея помышлять еще о славе.

Сальери. Сцена 1.

Сальери рассказывает о начале своего творческого пути.

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 1.9k 👀