Краткое содержание «На дне»

Приводим ниже краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне». Пьеса входит в обязательную программу по литературе и ее проходят во всех школах. Поэтому для вас будет актуальным вспомнить основные моменты в кратком содержании.


Пьеса «На дне» написана М. Горьким в 1902 г. Действие происходит 1890-х гг. во время сильнейшего экономического кризиса, когда бедняки толпами ходили в поисках заработка и жилья. Положением выброшенных на обочину жизни «бывших людей» пользовались содержатели ночлежек. События пьесы происходят в одной из них.

В драме «На дне» два взаимосвязанных, но не пересекающихся конфликта – социальный и философский. Действия разворачиваются в двух аспектах – внешнем (социально-бытовом) и внутреннем (философском).


Костылев Михаил Иванович, 54-х лет, и Василиса (его жена 26-и лет) – владельцы ночлежного приюта для бездомных, оказавшихся «на дне» жизни. Среди них:

  • Сатин – пьяница, игрок (40 лет)
  • Актер – пьяница, бывший театральный артист (около 40 лет)
  • Васька Пепел – вор (28 лет)
  • Клещ – слесарь (40 лет)
  • Анна – жена Клеща (30 лет)
  • Настя – девушка легкого поведения (24 года)
  • Бубнов – портной (45 лет)
  • Барон – в прошлом аристократ (33 года)
  • Лука – старец, пилигрим (60 лет)

Первый акт


Постояльцы вздорят по пустякам. Анна больна чахоткой, болезненно кашляет и умоляет всех успокоиться, чувствует себя очень плохо. Квашня винит в ее болезни Клеща.

От шума просыпается Сатин.

Начинается очередной спор о том, кто будет убираться в ночлежке.

Сатин вспоминает, что в прошлом, когда работал телеграфистом, был образованным человеком. Актер возражает, что важнее талант. Оказывается, что раньше он покорял театральные подмостки.

Из сочувствия Актер помогает Анне выйти на свежий воздух. Входит Костылев, ищущий жену. Васька Пепел не открывает ему дверь и прогоняет прочь.

Сатин знает об интрижке Василисы и Пепла. Тот, не обращая внимания, дает взаймы Актеру денег, и они с Сатином отправляются пить.

Наташа представляет нового жильца – старца Луку. Пепел выказывает ей свою симпатию, но она не обращает внимания, так как понимает, что этим может разозлить сестру.

Настя открывается Луке, что ей хочется напиться, чтобы поплакать, так как ее душа тоскует по настоящей любви. Лука помогает брошенной всеми Анне добраться до постели.

Слышно, как Василиса жестоко бьет Наталью.


Второй акт


Вечером при свете тусклых лампад собирается большинство обитателей. Сатин и Барон увлечены игрой в карты. Остальные наблюдают, то и дело бурно уличая игроков в жульничестве. Лука сидит у Анны в изголовье. Она сетует на никчемно прожитую жизнь, на нищету и побои мужа. Тот утешает ее рассказами о покое после смерти.

Актер не может вспомнить стихотворение и осознает, что память погубил алкоголь. Лука убеждает его, что есть лазареты, где бесплатно лечат от пьянства.

Появляется Василиса, зовет Пепла поговорить. Он сообщает, что она ему опостылела, что они с мужем похожи на хищников. Та просит убить мужа и даже предлагает за это Наташу. Пепел только ухмыляется. А Лука подсказывает ему бежать вместе с Натальей на заработки в Сибирь.

Лука вдруг понимает, что Анна умерла. Никто не проявляет сострадания. Старец говорит, что жалеть надо живых – не мертвых. А Бубнов рассуждает, что все умрут. Клещ возмущается, что нет денег на похороны.

Актер наконец вспоминает стихотворение и решается отправиться в лечебницу от алкоголизма.


Третий акт


На пустыре за ночлежкой постояльцы спорят о правде и лжи. Лука и Наташа выступают за праведную ложь, а Бубнов категорически против. Старец же уверен, что если человека вовремя пожалеть, то это уменьшит проблемы в будущем. То есть, если Настя хочет верить, что в ее жизни была великая любовь – пускай верит, если ей так легче.

Лука рассказывает легенду о «праведной земле»: мужик, мечтающий о земле для праведников, кончает жизнь самоубийством, когда узнает, что такого места нет.

Пепел зовет Наташу сбежать с ним, обещает начать жить честно. Послушав совета Луки, Наташа соглашается. Василиса все слышит, смеется над ними. Пепел уверяет Наташу, что не даст ее в обиду. Костылев заставляет девушку уйти.

Появляются Сатин и Актер. Сатин умоляет Луку признаться, что он выдумал рассказ о лечебнице. Лука расспрашивает о том, как Сатин очутился на обочине жизни. Тот признается, что убил ради сестры.

Слышны вскрики Наташи. Василиса ее снова бьет. Их пытаются разнять. Пепел видит ошпаренные кипятком ноги любимой и кидается на Костылева. Случайно убивает его в драке. Василиса довольна, а Наташа думает, что они с Васькой сговорились погубить ее. Васька в растерянности, пытается оправдаться, но его никто не слушает.


Четвертый акт


Лука неожиданно пропадает. Жильцы ночлежки высказываются о старце по-разному – кто-то хвалит его, кто-то ругает. Сатин просит всех замолчать. Он понимает, что странник обманывал из жалости.

Из разговоров становится ясно, что, выйдя из больницы, Наташа куда-то исчезла. Пепла судили. А Василисе все сошло с рук.

Актер погружен в мрачные мысли, говорит о смерти. Сатин произносит монолог о Человеке, о его значимости и силе.

Актер убегает. В подвале начинают звучать песни. Обитатели намерены пить и петь всю ночь.

Вдруг Бубнов сообщает, что Актер повесился на пустыре. Все замолкают, а Сатин возмущается, что Актер «песню испортил… дурак».


Философский план пьесы


Внутренние противоречия произведения выражены в вопросе: «Что лучше – правда или ложь?» Здесь сталкиваются мировоззренческие позиции Луки и Сатина.

Ночлежка-пещера – символ цивилизации на пороге 20 века, потерявшей надежду на Бога, но еще не научившейся опираться на свои силы. Люди охвачены ощущением отсутствия будущего, безнадежности, предчувствием скорого конца.

Сатин уверен, что важнее всего в мире — правда. Он принимает бессмысленность существования, где «Бог умер!» (Ф. Ницше), где человечеством правит Абсурд и Хаос.

По-другому мыслит Лука. Он убежден, что ложь поможет человечеству выжить в этом абсурдном мире. Если людям просто необходима ложь, чтобы продолжать жить, то следует дать им это малое утешение. Иначе они не вынесут «правды» – умрут. Он верит, что не смотря ни на что человек должен жить, так как не ведает, что может уготовить ему будущее.

Хотя воззрения героев противопоставлены друг другу, Сатин частично понимает «правду» сострадальца Луки. Так появление праведника заставляет его изречь пронзительный монолог о Человеке. Сатин считает, что жалеть и успокаивать человека нельзя. Это опасно. Потому что, только поняв истину о бессмысленности мирозданья, человек сможет подняться на борьбу с этим мирозданьем, только тогда он осознает собственную значимость. Смысл существования мира – собственно в Человеке. Никакого другого смысла просто нет.

«Человек – это звучит гордо!», «Все в человеке, все для человека».