На дне • пьеса 💡

Автор: Горький М. | Дата публикации: 1902 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма, социальный | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: спектакль театра "Современник" (СССР, 1972 год, реж. Галина Волчек) | Герои произведения: Сатин, Васька Пепел, Настя, Лука, Василиса Карповна, Барон | Темы: внутренняя борьба, гордость и смирение, добро и зло, жизнь и смерть, изъяны общества, любовь и ненависть, мечта, милосердие и жестокость, человек и общество

Первый акт

Ночлежка. Иллюстрация

Перед читателем возникает картина грязного, похожего на пещеру подвала. Между проснувшимися постояльцами с самого утра вспыхивает ссора. Анна больна чахоткой, болезненно кашляет и умоляет всех успокоиться. Женщина чувствует себя очень плохо. Квашня винит в ее болезни мужа (Клеща).

От шума просыпается Сатин и вступает в перебранку. Начинается очередной спор о том, кто будет убираться в ночлежке.

Отверженные обществом люди с горечью вспоминают о прошлом. Сатин когда-то считался образованным человеком, работал телеграфистом. Бубнов имел собственное дело. Актер сожалеет о загубленной театральной карьере.

Из сочувствия Актер помогает Анне выйти на свежий воздух. Входит Костылев, пытающийся узнать, не была ли здесь его жена Василиса. Васька Пепел грубо прогоняет его. О связи Василисы с Пеплом известно всей ночлежке. Васька дает денег Актеру с Сатиным, и они отправляются пропивать их.

Постояльцы беседуют об умирающей Анне, смысле жизни, совести. В это время Наташа вводит в подвал нового жильца – старца Луку. Пепел выказывает ей свою симпатию, но она не обращает внимания, так как понимает, что этим может разозлить сестру.

Между обитателями подвала вновь начинается бессмысленная перебранка. Пепел от скуки предлагает Барону лаять по-собачьи. Лука сглаживает напряженную обстановку. Пепел с Бароном вместе уходят в трактир.

Сцена из спектакля «На дне». МХАТ, 1902

Появляется пьяный Алешка, а вслед за ним — Василиса. Она прогоняет Алешку, требует от Луки предъявить паспорт. Не найдя Пепла, Василиса вымещает злость на Бубнове с Настей и уходит.

Настя признается, что ей хочется напиться и поплакать, так как душа тоскует по настоящей любви. Лука начинает подметать в подвале. В это время приходит Медведев и пытается разузнать о связи Василисы с Пеплом. Лука помогает брошенной всеми Анне добраться до постели.

Когда Медведев уже собирается уходить, вбегает Костылев и кричит, что Василиса убивает Наташу.

Второй акт

Вечером при свете тусклых лампад собирается большинство обитателей ночлежки. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин увлечены игрой в карты. Лука сидит у Анны в изголовье. После проигрыша Кривой Зуб с Татарином уходят. Вслед за ними идут Сатин с Бароном.

Актер жалуется Луке на погубленную из-за алкоголя жизнь. Лука убеждает его, что есть лазареты, где бесплатно лечат от пьянства. Обнадеженный этим Актер тоже уходит.

Анна сетует Луке на бесцельно прожитую жизнь, нищету и побои мужа. Старик утешает ее рассказами о покое после смерти.

Иллюстрация С. Гонкова

Между Медведевым и Пеплом вспыхивает ссора по поводу Наташи. Лука пытается их успокоить. Медведев в гневе покидает подвал. Лука подсказывает Пеплу бежать вместе с Натальей на заработки в Сибирь. Бубнов, уходя в трактир, сталкивается в дверях с Василисой. Лука незаметно влезает на печь.

Василиса, не обращая внимания на умирающую Анну, предлагает Пеплу убить Костылева. За это она обещает ему денег и свое согласие на свадьбу с Наташей. Пепла поражает коварство и хитрость Василисы. Внезапно появляется Костылев и начинает скандал. В это время слышится возня на печи. Костылев с Василисой уходят. Пепел понимает, что старик предотвратил убийство.

Лука обнаруживает, что Анна умерла. Возвращающиеся постепенно в подвал жильцы не проявляют особого сострадания к умершей. Татарин не хочет ночевать рядом с мертвым телом. Лука говорит, что жалеть надо живых. Бубнов рассуждает, что все когда-нибудь умрут. Клещ возмущается, что на похороны нет денег.

Еще долго в подвале раздаются пьяные крики Актера и Сатина.

Третий акт

На пустыре за ночлежкой постояльцы спорят о правде и лжи. Лука и Наташа выступают за праведную ложь, а Бубнов категорически против. Старец же уверен, что если человека вовремя пожалеть, то это уменьшит проблемы в будущем. То есть, если Настя хочет верить, что в ее жизни была великая любовь – пускай верит, если ей так легче.

Лука рассказывает легенду о «праведной земле»: мужик, мечтающий о земле для праведников, кончает жизнь самоубийством, когда узнает, что такого места нет.

Пепел зовет Наташу сбежать с ним, обещает начать жить честно. Послушав совета Луки, Наташа соглашается. Василиса все слышит, смеется над ними. Пепел уверяет любимую, что не даст ее в обиду. Костылев грубо приказывает Наташе идти работать по хозяйству.

К.С. Станиславский в роли Сатина. Постановка МХАТ. 1902

Бубнов рассказывает Луке, что лишился мастерской из-за измены жены. С того времени он начал уходить в долгие запои.

Появляются Сатин и Актер. Сатин умоляет Луку признаться, что он выдумал рассказ о лечебнице. Лука расспрашивает о том, как Сатин очутился на обочине жизни. Тот признается, что убил ради сестры.

Раздаются громкие крики из квартиры Костылевых. На шум сбегаются практически все постояльцы. Им удается отбить Наташу у разгневанных супругов. Василиса ошпарила ей ноги кипятком.

Внезапно появляется Пепел и с одного сильного удара убивает Костылева. Василиса довольна, а Наташа ошибочно думает, что так и было задумано. Она в беспамятстве громко кричит о сговоре между сестрой и Васькой. Пепел пытается оправдаться, но девушка его не слушает.

Четвертый акт

Лука неожиданно пропадает. Жильцы ночлежки высказываются о старце по-разному: кто-то хвалит его, кто-то ругает. Сатин просит всех замолчать. Он понимает, что странник утешал людей «сладкой ложью» из жалости.

Из разговоров становится ясно, что, выйдя из больницы, Наташа куда-то исчезла. Обитатели ночлежки уверены, что Пепла сошлют на каторгу, а Василиса сумеет выкрутиться.

Актер погружен в мрачные мысли, говорит о смерти. Сатин произносит монолог о Человеке, о его значимости и силе.

Лука. Иллюстрация

Актер убегает. В подвале начинают звучать песни. Обитатели, как обычно, намерены пить и петь всю ночь.

Вдруг появляется Бубнов и кричит, что Актер повесился на пустыре. Все замолкают, лишь Сатин негромко возмущается: «испортил песню… дур-рак!».

Философский план пьесы

Внутренние противоречия произведения выражены в вопросе: «Что лучше – правда или ложь?» Здесь сталкиваются мировоззренческие позиции Луки и Сатина.

Ночлежка-пещера – символ цивилизации на пороге 20 века, потерявшей надежду на Бога, но еще не научившейся опираться на свои силы. Люди охвачены ощущением отсутствия будущего, безнадежности, предчувствием скорого конца.

Сатин уверен, что важнее всего в мире — правда. Он принимает бессмысленность существования, где «Бог умер!» (Ф. Ницше), где человечеством правит Абсурд и Хаос.

По-другому мыслит Лука. Он убежден, что ложь поможет человечеству выжить в этом абсурдном мире. Если людям просто необходима ложь, чтобы продолжать жить, то следует дать им это малое утешение. Иначе они не вынесут «правды» – умрут. Он верит, что не смотря ни на что человек должен жить, так как не ведает, что может уготовить ему будущее.

Спектакль «На дне» в постановке БДТ. 1987

Хотя воззрения героев противопоставлены друг другу, Сатин частично понимает «правду» сострадальца Луки. Так появление праведника заставляет его изречь пронзительный монолог о Человеке. Сатин считает, что жалеть и успокаивать человека нельзя. Это опасно. Потому что, только поняв истину о бессмысленности мирозданья, человек сможет подняться на борьбу с этим мирозданьем, только тогда он осознает собственную значимость. Смысл существования мира – собственно в Человеке. Никакого другого смысла просто нет.

«Человек – это звучит гордо!», «Все в человеке, все для человека».

Известные цитаты

Без имени – нет человека…

Актер. Акт 2.

Актер рассказывает Наташе о том, что хочет лечиться от пьянства.

В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать…

Пепел. Акт 2.

Пепел признается Василисе, что не любит ее.

В карете прошлого – никуда не уедешь.

Сатин. Акт 4.

Барон хвастается богатым прошлым.

Вовремя уйти всегда лучше.

Бубнов. Акт 3.

Лука сказал, что собирается скоро покинуть ночлежку.

Все мы на земле странники… Говорят, что и земля-то наша в небе странница.

Лука. Акт 1.

Барон пытается выяснить, кто такой Лука.

Все хотят порядка, да разума нехватка.

Бубнов. Акт 1.

Бубнов просит Настю подмести.

Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее…

Пепел. Акт 1.

Знакомство Луки с другими постояльцами.

Всякое время дает свой закон…

Татарин. Акт 4.

Татарин вспоминает Луку.

Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!

Бубнов. Акт 1.

Разговор Бубнова и Сатина.

Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом – вся душа…

Актер. Акт 2.

Актер рассказывает Луке о том, что пьянство испортило всю его жизнь.

Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит!

Пепел. Акт 3.

Пепел признается в том, что не любит Клеща.

Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум.

Медведев. Акт 4.

Медведев и Бубнов приходят в ночлежку.

Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно…

Квашня. Акт 2.

Квашня рассказывает о своем муже.

Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…

Наташа. Акт 3.

Пепел пообещал Наташе бросить воровство.

Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее… и хоть живут – всё хуже, а хотят – всё лучше… упрямые!

Лука. Акт 1.

Лука появляется в ночлежке.

Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!

Сатин. Акт 1.

Разговор Сатина, Клеща и Пепла о рабочих, чести и совести.

Коли веришь, – есть; не веришь, – нет… Во что веришь, то и есть…

Лука. Акт 2.

Лука предложил Пеплу отправиться в Сибирь.

Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!

Сатин. Акт 4.

Разговор Сатина, Барона и Насти.

Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются…

Сатин. Акт 1.

Разговор Сатина, Клеща и Пепла о рабочих, чести и совести.

Образование – чепуха, главное – талант.

Актер. Акт 1.

Разговор Актера и Сатина.

Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…

Лука. Акт 3.

Лука говорит Наташе, что Пепел хороший человек.

Пить будим, гулять будим, смерть пришол – помирать будим!

Татарин. Акт 4.

В ночлежку возвращаются постояльцы.

Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь – отдохнешь, говорится… верно это, милая! Потому – где здесь отдохнуть человеку?

Лука. Акт 2.

Лука успокаивает Анну.

Смерть, я те говорю, она нам – как мать малым детям…

Лука. Акт 2.

Лука успокаивает Анну.

Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!

Сатин. Акт 4.

Разговор Сатина, Барона и Клеща.

Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние…

Настя и Бубнов.. Акт 1.

Разговор Насти и Бубнова.

Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!

Лука. Акт 3.

Лука рассказывает Наташе, как он служил сторожем на даче у одного инженера.

У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…

Барон. Акт 3.

Разговор Барона и Бубнова о лжи.

Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Сатин. Акт 4.

Разговор Сатина, Барона и Насти.

Человек – все может… лишь бы захотел…

Лука. Акт 2.

Лука предлагает Актеру лечиться от пьянства.

Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда!

Сатин. Акт 4.

Разговор Сатина и Барона.

Черт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера…

Заведи. Вещь — полезная…

Барон и Сатин. Акт 4.

Разговор Барона и Сатина.

Чтобы я, свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский – не подумаю замуж за него идти.

Квашня. Акт 1.

Квашня хозяйничает за столом.

Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…

Актер. Акт 1.

Разговор Актера, Сатина и Бубнова.

Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то.

Лука. Акт 1.

Наташа привела Луку в ночлежку.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4k 👀