Отцы и дети • роман 💡

Автор: Тургенев И.С. | Дата публикации: 1862 | Форма произведения: роман | Жанр: философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 6-10 часов | Экранизация: мини-сериал (Россия, 2008 год, реж. Авдотья Смирнова) | Герои произведения: Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов, Василий Иванович Базаров, Арина Власьевна Базарова, Анна Одинцова, Катя Локтева, Фенечка, Евдоксия Кукшина | Темы: внутренняя борьба, гордость и смирение, дружба, жизнь и смерть, конфликт поколений, любовь и ненависть, образование и воспитание, одиночество, религия и бог, смысл жизни, человек и общество

Главы 1-3

Кадр из фильма «Отцы и дети». 2008

Роман начинается с того, что помещик Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына в свое имение — Марьино. Действие происходит весной 1859 года. Когда Николай Петрович был молодым, многие считали, что он сможет стать хорошим военным, но этого не произошло из-за полученной им травмы. Окончив учебу в университете, он женился и поселился в поместье. Жена Николая Петровича умерла через десять лет после рождения сына Аркадия, и Кирсанов много занимался воспитанием мальчика. Когда настало время учиться, он отправил Аркадия в Петербург, прожив с ним там первые три года. Теперь сын должен навестить его в деревне, и Николай Петрович очень переживает перед встречей с повзрослевшим Аркадием, к тому же он приедет не один, а вместе с другом – Евгением Базаровым.

Аркадий представляет другу своего отца и говорит Николаю Петровичу, что Евгений – простой человек, и можно вести себя с ним естественно. Отец с сыном едут в коляске, а Базаров – в тарантасе.

Пожилой помещик очень рад встрече с сыном, постоянно хочет обняться с ним, из-за чего Аркадий чувствует себя немного смущенно и, чтобы не показать этого, ведет себя несколько развязно. Также молодой человек оборачивается в сторону друга, будто боясь, что Базарову слышны его вопросы о делах в имении и рассуждения о красотах природы. Николай Петрович сообщает, что никаких крупных изменений в жизни поместья, кроме того, что теперь с ним живет девушка Феня, нет. Он стесняется и говорит, что Феня может уехать, если сын против ее нахождения в доме, но Аркадий не считает это необходимым. Отец и сын ощущают себя неловко и меняют направление беседы. Молодой Кирсанов видит царящее везде запустение. Он считает, что необходимы какие-то изменения, но не знает, какие конкретно. Потом мужчины вновь обсуждают великолепие природы. Николай Петрович начинает читать вслух стихотворение Пушкина, но тут появляется Базаров и просит у друга закурить. На протяжении всего оставшегося пути старший Кирсанов не произносит ни слова.

Анализируем главы 1-3

В начале первой главы автор знакомит читателя с Николаем Петровичем Кирсановым, который с нетерпением ждет возвращения сына из университета. Волнение, которое сопровождает это ожидание, говорит о предполагаемой тесной связи между отцом и сыном. Однако, когда Аркадий возвращается, становится очевидной отчужденность в их отношениях. В юности такое было и с самим Николаем Петровичем, когда он отдалился от отца, решив идти по жизни своим путем.

Сюжетная линия Петра и его сына Николая введена Тургеневым в роман как способ показать не только отношения между родителями и детьми, но и начало социальных перемен в России того времени. Герой Отечественной войны 1812 года, генерал майор Петр Кирсанов был не очень образованным, полуграмотным и грубоватым человеком. Своего положения он добился самостоятельно, благодаря упорному труду и твердому характеру. Отсюда понятно его желание дать своим сыновьям Павлу и Николаю достойное воспитание и образование. Однако Николай, с детства отличавшийся от отца необыкновенной мягкостью и слабоволием, отнюдь не горел желанием посвятить жизнь военной службе. Внутреннее противостояние отцу, возможно, так и не нашло бы выхода, если бы не случай (перелом ноги), который вынудил отца «пустить его по гражданской». Таким образом, в романе «Отцы и дети» поднимается тема разрыва поколений, с которым сталкиваются практически все семьи на протяжении веков.

Как раз в этой части романа можно увидеть отход автора от традиционного повествовательного стиля. Из простого рассказчика он превращается то в рассказчика «активного», то чуть ли не в свидетеля событий. Об этом говорит присутствие местоимений «мы» или «я», добавляющих повествованию долю субъективизма.

Первое знакомство с Базаровым во второй главе может оставить у читателя негативное впечатление. Он чуждается общепринятого в аристократических кругах поведения, демонстративно груб и небрежен. Приветствуя Николая Петровича, он не снимает шляпу и не сразу протягивает руку. Представляясь Евгением Васильевым, он сознательно подчеркивает этим свое простое происхождение, лишь усиливая дистанцию между собой и встречающими его людьми. Внешность его с «висячими бакенбардами», местами ветхая одежда также говорят о том, что молодой человек не считает тщательный уход за собой необходимой частью своей жизни.

Такое поведение подчеркивает нигилистические убеждения Базарова. Он не видит причин быть добрым, дружелюбным или даже условно вежливым только потому, что общество ожидает от него этого. Он также не видит необходимости учитывать комфортно ли, например, другим людям во время его курения. Поведение героя отталкивающее, что, по-видимому, и является целью Базарова.

В третьей главе Тургенев рассматривает некоторые социальные аспекты, а также психологическое состояние Николая Петровича после встречи с Аркадием.

Несмотря на заявления Николая Петровича об обратном, за время отсутствия Аркадия в Марьино многое изменилось. Хотя еще не был издан указ об официальном освобождении крепостных, прогрессивные землевладельцы, такие как Николай Петрович, теперь держали их в качестве платных рабочих, а не безземельных крестьян, трудившихся без оплаты труда. Кирсанов надеялся, что крестьяне будут использовать свое освобождение как возможность стать частью среднего класса, но бывшие крепостные были в своей массе необразованными и озлобленными людьми. Вести земледелие грамотно они были не обучены, урожаи были бедными, поэтому их доходы были все еще слишком малы, чтобы платить за аренду.

Освобождение крепостных являлось одним из радикальных изменений в «новой России», и мнения по этому вопросу часто разделялись между представителями разных поколений. Молодые россияне, такие как Аркадий, считали, что «эти реформы абсолютно необходимы», в то время как люди среднего возраста, такие как Николай Петрович, пытались извлечь максимальную пользу из существующего положения. Третьи, такие как брат старшего Кирсанова Павел Петрович, который будет представлен позже, считали, что традиции важнее прогресса и не видели положительных результатов этих социальных реформ.

Николай Петрович смущенно сообщает сыну, что его домработница Фенечка переехала к нему. Он не говорит этого прямо и едва произносит вслух ее имя, но понятно, что девушка стала любовницей Николая Петровича. Мужчина с положением Кирсанова, объявляющий крестьянку официальной любовницей и, фактически, членом семьи, мог навлечь позор на свое благородное имя. Такое порицание веками существовало в «старой России», но Аркадий либерален, поэтому искренне поздравляет отца с приобретенной любовью.

Николай Петрович не отторгает новое мировоззрение Аркадия, он даже рад этому, но душа его грустит от того, что сын сдерживает нахлынувшие после разлуки эмоции отца, он понимает, что их отношения уже не будут прежними, что у Аркадия уже просто нет времени для ностальгии. И слова сына о том, что «не имеет значения, где человек родился», а также равнодушие к попыткам Николая Петровича увести разговор в эмоциональное русло только подтверждают это. Старший Кирсанов понимает, что прежняя связь оборвана и ее уже не восстановить.

Главы 4-5

Базаров. Иллюстрация П. Боклевского

Около дома мужчин встречает лишь старый слуга и мельком показавшаяся девочка. Николай Петрович приглашает всех в гостиную и велит слуге подать обед туда. Там гости встречают опрятного пожилого человека, которым оказывается старший брат Николая – Павел Петрович. Его ухоженный вид сильно контрастирует с неопрятным обликом Базарова. После знакомства молодые люди идут привести себя в порядок, а Павел Петрович в это время расспрашивает Николая о Базарове, вид которого вызвал в нем некоторую неприязнь. За обедом говорили мало, а после него сразу разошлись по своим комнатам. Евгений поделился с другом своими мыслями насчет его отца и дяди. Потом они почти сразу уснули. Братья Кирсановы бодрствовали еще несколько часов: Николай размышлял о своем сыне, Павел о чем-то думал, глядя на каминный огонь. Фенечка же смотрела на своего малыша, отец которого – не кто иной, как Николай Петрович.

На следующее утро Базаров, проснувшийся раньше других, идет на прогулку, ему составляют компанию местные мальчишки, вместе с которыми он ловит лягушек. Остальные в это время собираются пить чай. Аркадий, зайдя к сказавшейся больной Фенечке, узнает, что у него есть маленький братик. Эта новость радует молодого человека, и он упрекает отца, не сообщившего ему о рождении сына. Николай Петрович и его брат удивляются отсутствию Базарова и задают Аркадию вопросы о его друге. Он говорит, что Евгений – нигилист, то есть человек, не принимающий ничего на веру. Тут появляется сам Базаров и несет лягушек в комнату для дальнейших опытов.

Анализируем главы 4-5

Возвращение Аркадия еще раз напоминает о наступивших изменениях – вместо привычной ранее толпы слуг всего несколько человек встречают прибывших господ. Только Прокофьич, старый слуга Павла Петровича, придерживается ранее установленного приветствия, демонстрируя этим важность соблюдаемых его барином традиций.

Базарова и Павла Петровича представляют друг другу. Павел Петрович, одетый в «пальто цвета корицы с латунными пуговицами», являет собой образец «старой России» и ее душных, но элегантных и изысканных традиций. Базаров в своем пыльном старом пальто представляет «новую Россию» и нигилистическое пренебрежение ценностями Павла Петровича. В то время как Павел Петрович тщательно ухожен и демонстрирует европейские манеры, Базаров «неопрятен» и «много ест». Его поведение преднамеренно грубое и снисходительное. Он – человек, который выбрал свой собственный путь, и он не любит аристократов. В то же время, он не против «прогресса» в виде английского умывальника, ведь это уже не политика, а экономика.

Появление Фенечки, любовницы Николая Петровича не вызывает такого удивления, как ребенок в соседней комнате. Читателю сразу становится понятно, что он — плод любви Кирсанова и его бывшей служанки, и именно по этой причине она оказалась в господском доме. Однако, какова бы ни была причина, положение самой Фенечки вызывает тревогу и неопределенность в первую очередь у нее самой, ведь она не чувствует себя в этом доме ни женой, ни любовницей, ни бывшей служанкой.

Новые взгляды Аркадия проходят проверку, когда он узнает, что у Николая Петровича и Фенечки есть ребенок, его новорожденный сводный брат. Традиционно у Аркадия были основания для возмущения, так как ребенок мог оспаривать его как единственного наследника имущества Кирсанова. Однако вместо неприязни Аркадий испытывает радость и дружелюбно приветствует Фенечку и маленького брата в своей семье. Фенечка, однако, очень смущена своим новым социальным положением. Большую часть времени она проводит в спальне, появляясь лишь для того, чтобы налить чай, как она это делала, будучи прислугой.

В пятой главе происходят первые философские дебаты между Павлом Петровичем и Базаровым как представителями «старой» и «новой» России. Читатели могут сделать вывод, что две противоположные точки зрения представляют собой реальные споры о социальных изменениях в России в середине столетия. Представители старшего поколения, коим являлся Павел Петрович, настаивали на незыблемости традиций, а молодые – на освобождении и прогрессе. Базаров представляет собой самого крайнего либерала, нигилиста, который «рассматривает все с критической точки», ничего не принимает, ставит под сомнение ценность всего и вся, и, как говорит Павел Петрович, «ничего не уважает».

Главы 6-7

Кадр из фильма «Отцы и дети». 2008

Во время чаепития Павел Петрович спорит с Базаровым. Мужчины отрицательно относятся друг к другу и не скрывают этого. Николай Петрович, пытаясь не довести дело до скандала, просит молодого человека помочь ему выбрать удобрения, и тот соглашается. Аркадий же рассказывает другу о Павле Петровиче, надеясь изменить его мнение о дяде. Оказывается, Павел Петрович был военным. Ему прочили большую карьеру, но в 28 лет он влюбился в одну княгиню, которая была замужем за стариком. Характер у женщины был довольно ветреный, но это не мешало Павлу Петровичу любить ее. Однако их отношения не продлились долго. Расставание очень огорчило мужчину, он бросил службу и на протяжении четырех лет ездил за любимой по разным странам. Потом он попытался продолжить карьеру, но вскоре узнал о том, что княгиня умерла. После этого Павел Петрович приехал к брату, который тоже остался вдовцом.

Анализируем главы 6-7

В шестой главе идет продолжение дебатов между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров, учась на врача, ценит науку выше природы или искусства. Он избегает аристократического французского языка в пользу немецкого – языка ведущих ученых того времени. Это предпочтение Павел Петрович считает хамским. По словам Базарова, оценка любого вида искусства от эстетики до поэзии и пейзажа тратит энергию мозга, которую можно использовать для анализа науки или фактов. Таким образом, он подразумевает, что искусство всех форм само по себе бесполезно, потому что не несет практической ценности. Далее он предполагает, что те, кто ценит искусство, менее умны, чем те, кто ценит науку. Лично обиженный этим заявлением Павел Петрович уходит с саркастическим комментарием по поводу своей глупости.

Автор еще раз обращается к читателям, чтобы сообщить им о предыстории Павла Петровича, которая ожидает их следующей главе.

История о разбитом сердце Павла Петровича поначалу кажется анекдотичной, но она приобретает характер ситуативной иронии, когда Базаров издевательски заявляет, что любой, кто настолько глуп, чтобы влюбиться, ­– это «не человек». Аркадий сочувствует своему дяде, но Базаров снова самодовольно отвергает эту эмоцию как чушь. Эта, казалось бы, анекдотическая предыстория предвещает последующую трагедию Базарова. Как и Павел Петрович, он влюбится в недосягаемую женщину, будет страдать из-за разбитого сердца и изо всех сил будет пытаться изменить себя после этого. Он станет «непростительным идиотом», вроде Павла Петровича, которого он обвиняет в романтизме. Если до этого момента его характеризует преувеличенное безразличие, то после постигшего испытания его будет характеризовать преувеличенное отчаяние. Как история Павла Петровича подчеркивает тему неразделенной романтической любви, так и Базаров позже будет показан в романе практически в той же роли.

Аркадий описывает своего дядю как доброго, щедрого и умного, а не снобистского барина, каким его видят другие. В свое время он помог Николаю Петровичу, который был менее способным, и фактически отдал своему младшему брату наследство, предназначенное для него.

Призыв Аркадия к Базарову жалеть, а не высмеивать Павла Петровича – первый случай, когда он не согласился со взглядами своего друга. Аркадий начинает отстаивать независимость своих суждений от Базарова, и это разделение будет только нарастать по мере развития романа.

Главы 8-11

Фенечка. Иллюстрация К. Рудакова

Николай Петрович познакомился с Фенечкой и ее матерью три года назад в трактире. Дела у женщин были совсем плохи. Николай забрал их в свое поместье. После смерти матери Фенечки он стал жить с девушкой, которая покорила его сердце.

После разговора с другом Базаров знакомится с Феней и ее сыном. Он говорит, что если им понадобится медицинская помощь, они всегда могут к нему обратиться. Через некоторое время Евгений слышит игру Николая Кирсанова на виолончели и смеется. Аркадий не одобряет поведение друга.

Проходит две недели. За это время все обитатели имения привыкли к Базарову, однако Павел Петрович продолжает его ненавидеть. Как-то раз Николай Петрович подслушал разговор сына с другом, во время которого Евгений назвал Аркадия «отставным человеком», что было весьма обидно. Николай рассказал об этом брату. Вскоре за чаепитием случилась еще одна неприятная беседа, в ходе которой Базаров обвинил отца Аркадия в том, что он, подобно всем аристократам, живет без всякого смысла. Павел Петрович выразил несогласие с позицией молодого человека, сказав, что такие нигилисты, как Базаров, только ухудшают ситуацию в обществе. Возник серьезный спор. Евгений счел бессмысленным продолжение разговора и ушел. Вместе с ним удалился и Аркадий. Николай Петрович вспомнил, что однажды, будучи еще в возрасте своего сына, поругался с матерью, которая тоже не понимала его точку зрения. Теперь же он сам не может посмотреть на происходящее глазами молодых.

Анализируем главы 8-11

В восьмой главе читателя подстерегает удивление по поводу интереса, проявляемого Павлом Петровичем к Фенечке. Он посещает ее комнату под предлогом приготовить ему зеленый чай, но старается задержаться в ее обществе. Фенечка с тревогой реагирует на неожиданный визит. Она чувствует себя в ловушке старой иерархии – она ​​крестьянка, а он – дворянин. Но ее новая роль возлюбленной Николая Петровича и матери его наследника не предполагает иных с Павлом Петровичем отношений, кроме дружеских.

Еще более поразительно то, что Павел Петрович не только общается с бывшей прислугой, но и не противится ее присутствию в доме, что противоречит его традиционным иерархическим убеждениям. Он ведет себя так, как будто его привлекает Фенечка, что повышает уровень интриги у читателя.

Современному читателю связь Николая Петровича и Фенечки покажется не романтической историей любви, а банальным увлечением одинокого пожилого мужчины молодой девушкой. Но по меркам «старой России» эта история рассматривалась как выход для Фенечки с ее низким социальным статусом. То, что Николай Петрович влюбился в нее, несмотря на это, было бы романтично для читателей в 19 веке, хотя эти же отношения рассматривались бы как сомнительные по стандартам 21 века. Но Кирсанов – это человек, открытый для любви. Об этом свидетельствует его прошлый счастливый брак, поэтому его чувства к Фенечке нужно рассматривать как искренние и выходящие за рамки классовых предрассудков.

В девятой главе поведение Базарова выходит за рамки дозволенного. Его критике подвергается уже не только Павел Петрович, но и отец Аркадия. Он отпускает жесткие комментарии о деревьях, которые посадил Николай Петрович, затрагивая при этом всю семью Кирсановых, что для Аркадия глубоко оскорбительно. Если он мог еще понять презрение Базарова к Павлу Петровичу по причине классовой ненависти, то его нападки на музыку, которую предпочитает Николай Петрович, на любовь Аркадия к природе и присутствие невинного младенца Мити считает личным оскорблением. Их отношения начинают меняться, поскольку Аркадий уже постепенно дистанцируется от резких взглядов Базарова и того, что кажется ему излишне злобным.

Базаров демонстрирует другую сторону своего характера при общении с Фенечкой и Митей. Он легко флиртует с Фенечкой и Дуняшей и ему больше нравится играть с Митей, чем общаться с Аркадием. Поскольку он легко достиг взаимопонимания с мальчиками-слугами в поисках лягушек, Базаров считает, что и он умеет общаться с другими, если захочет, а также может быть милосердным. Он уверяет Аркадия: «я знаю, как себя вести». Однако его дружеское расположение к слугам это, скорее всего, еще одна демонстрация презрительного отношения к дворянству.

В десятой главе конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем усиливается, их философские убеждения сталкиваются в длительных дебатах. Павел Петрович представляет традицию, или «старую школу» образа жизни. Базаров представляет нигилизм, функция которого – подорвать и разрушить традиции «старой школы». По мере того, как российское общество меняется под новым руководством и культурные реформы, такие как освобождение крепостных, вступают в силу, назревает дискуссия о том, каким в итоге должно стать это общество. Такие люди, как Павел Петрович, считают, что оно должно держаться за традиции и обычаи, а молодое поколение хочет чего-то нового. Базаров представляет самую крайнюю либеральную точку зрения, что все «старое» должно быть уничтожено, чтобы освободить место для новых идей. Ни одно учреждение не является для него священным: социальная иерархия, обычаи, религия, брак, медицина, любовь – все должно быть уничтожено. Из их разговора неясно, есть ли у Базарова конкретные идеи для позитивного переустройства общества. Он просто хочет уничтожать ради разрушения: «Мы уничтожим, потому что мы — сила».

Из-за философских противоречий страдают и человеческие отношения. Николай Петрович невольно подслушивает, что базаровские старики так же, как и он, «отстали от времени» и им больше нечего предложить обществу. Поскольку Базаров ранее высмеивал романтические представления Николая Петровича, Аркадий стремится реабилитировать и «осовременить» отца, заменив его книгу стихов текстом философии, хотя Николай Петрович его не понимает. Николай Петрович признает, что одобрение Базарова стало для Аркадия важнее его собственного, и он задается вопросом, как будут восстанавливаться их отношения как отца и сына.

В этой главе также освещается конфликт поколений относительно меняющегося мира. В то время как Николай Петрович и Аркадий когда-то были близки, у них теперь мало общего, поскольку Аркадий позволяет себе соглашаться с радикальной политической идеологией Базарова, оставляя любовь к поэзии, искусству и природе, которую он разделял со своим отцом. Николай Петрович чувствует себя отвергнутым, «на пенсии» и потому бесполезным. Павел Петрович почти не испытывает гнева по поводу пренебрежительного отношения Базарова и не желает быть или делать что-либо, кроме как продолжать жить как прежде. Он не является политически или социально реакционным, что доказывает его отношение к Фенечке. Он принимает новые идеи, но не разрушение ради разрушения.

Тем временем оскорбительные комментарии Базарова о людях с различными философскими взглядами продолжаются, он утверждает, что аристократические люди, такие как Павел Петрович и его брат, не представляют никакой ценности для общества. Хотя Базаров и Павел Петрович спорят, ограничиваясь словами, напряженность растет, предвещая последующие события, когда противостояние обретет физические формы.

Одиннадцатая короткая глава показывает отношение Базарова к Марьино. Он твердо придерживается мнения о неважности искусства и жестко судит любого, кто восхищается красотой. Вернувшись из университета, Аркадий с трудом сдерживается от восхищения красотой своего родного края. Эта сдержанность обусловлена нежеланием разочаровать Базарова. Таким образом, он отвергает романтические идеи, такие как красота природы, в надежде быть ближе к Базарову.

Это обескураживает Николая Петровича, большого любителя естественной красоты. В саду он останавливает себя при цитировании стихов, несмотря на то, что вокруг никого нет, так как беспокоится о том, чтобы это не навредило его отношениям с сыном. Он также начинает отвергать романтические идеи в надежде быть ближе к Аркадию.

Главы 12-14

Кукшина. Иллюстрация П. Боклевского

На следующий день Базаров с Аркадием уезжают в город в гости к давнему другу. Там они получают приглашение на бал, а знакомый Евгения – Ситников – зовет приятелей в гости к Евдокии Кукшиной. У нее друзьям не понравилось — Евдокия оказалась неопрятной женщиной, совсем не слушающей собеседника.

На балу молодые люди знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой. Она обращает внимание на Аркадия, который рассказывает девушке о своем друге. Одинцова приглашает их в гости. Базарову кажется, что Анна Сергеевна отличается от других женщин.

Анализируем главы 12-14

Двенадцатую главу можно назвать переходной, так как она переносит читателя вместе с героями романа Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым на новое место действия. Они посещают губернатора, человека, которого называют «прогрессивным и деспотом». Эта характеристика свидетельствует о случайных людях в рядах либерального движения, которые заявляют о своих либеральных взглядах, когда им это удобно, но на деле продолжают поддерживать традиционные институты. Так, губернатор утверждает, что он прогрессивен, на самом же деле, ему на руку традиционная феодальная иерархия, которая позволила ему накопить большое состояние. Ученик Базарова Ситников далее характеризует поверхностность многих в прогрессивном движении.

В тринадцатой главе Тургенев продолжает рассуждать на тему молодого поколения.

Мадам Кукшина, как и Ситников, принадлежит к либерально настроенному молодому поколению, которое придерживается прогрессивных взглядов, а не старых убеждений. Кукшина жалуется, что женщины, как и ее подруга, мадам Одинцова красивые, но плохо образованные, в то время как она обладает многими знаниями, чем стремится произвести впечатление на молодых людей. На деле же, все ее знания состоят из поверхностно прочитанных заголовков новостей, которые она выдает за свои мысли.

Базарову отвратительна Кукшина еще и потому, что она пользуется всеми благами сытой и богатой жизни – хорошая дорогая еда, обилие шампанского и т.д. Описывая Кукшину, Тургенев критикует тех, кто присоединяется к популярным политическим движениям для демонстрации или по другим поверхностным причинам и становится сторонником непонятных для них идеологий. В этом плане Базаров, несмотря на его грубость и эгоистичность, понимает, что он делает и остается верным своим взглядам.

Глава четырнадцатая рассказывает о богатой и красивой мадам Одинцовой, женщине, которая бросает вызов нигилистическим убеждениям Аркадия и Базарова. Элегантная, культурная и обаятельная вдова, она обладает свободной тактикой танцевать и разговаривать с разными мужчинами без учета их репутации. В отличие от поверхностной Кукшиной Одинцова показывает «знание жизни из некоторых ее наблюдений». Аркадий очень скоро понимает, «что эта молодая женщина уже много чувствовала и думала». Она женщина глубокого и сильного характера. В предыдущей главе Кукшина обвинила Одинцову в том, что она «пустоголовая», но это далеко не так. Это хорошо видно во время ее разговора с Аркадием, где она четко отстаивает свои философские позиции.

Она признается, что заинтригована тем, что Базаров «ни во что не верит». Аркадий, влюбленный как школьник, краснеет и испытывает неловкость в беседе с Одинцовой, что еще раз доказывает, что ему все еще не чужды романтические наклонности.

Главы 15-19

Одинцова. Иллюстрация Д. Боровского

Вскоре друзья приехали к девушке в гости. Они узнают, что та шесть лет была замужем за богатым человеком, а недавно он умер, оставив ей богатое наследство. Поведение Базарова в гостях было необычным, и говорил он намного больше, чем всегда. С Аркадием же Анна Сергеевна разговаривала как с младшим братом. На прощание она пригласила молодых людей в свое имение — Никольское. Там они познакомились с ее сестрой Катей. Анна Сергеевна часто гуляла в саду с Базаровым, и Аркадий испытывал некоторое чувство ревности.

Евгений влюбился в Одинцову, несмотря на то, что считал любовь ерундой. Его чувство было взаимным, но ни он, ни Анна Сергеевна не желали открыто признаваться в этом. Однажды Базаров встретил управляющего своего отца, который сообщил, что родители ждут возвращения Евгения и беспокоятся о нем. Он решает уехать и вскоре признается Одинцовой в любви, но она говорит: « Вы меня не поняли». Девушка считает, что ей будет спокойнее одной. На следующий день молодые люди уезжают. Аркадий видит, что Евгений очень изменился за время жизни в Никольском.

Анализируем главы 15-19

В пятнадцатой главе Базаров, явно влюбленный в Одинцову, ведет себя неуверенно. До сих пор он был образцом сдержанности, никогда не позволяющим даже при самых язвительных и резких комментариях Павла Петровича выйти из себя. Сейчас же Базаров ведет себя как подросток. Он продолжает прятаться за своими нигилистическими убеждениями, но, похоже, все меньше контролирует ситуацию. Он грубо заявляет о желании увидеть тело Одинцовой на своем столе для вскрытия, чтобы убедить Аркадия, а, возможно, и самого себя, что Одинцова ничем не отличается от любой другой красивой женщины. И, тем не менее, Базаров отмечает, что она действительно другая: «идеальная великая княгиня, королевский персонаж», но та, которая «видела взлеты и падения» и знала, «что такое тяжело!»

В шестнадцатой главе идет противопоставление Одинцовой и Кати и Базарова и Аркадия. Изначально молодые люди интересуются Одинцовой, ее красотой и обаянием, хотя она, кажется, представляет все то, что презирает Базаров – порядок, аристократию, богатство. Удивительно то, что его «беспорядок» является одной из черт, которые влекут ее к нему. Хотя жизнь Одинцовой действительно упорядочена, иногда она скучна, и она старается убедить молодых людей, что их пребывание у нее не будет «скучным». Она просит Катю, чтобы та играла на пианино, а соседка – в карты, надеясь удовлетворить интересы каждого из своих гостей.

Катя не озабочена своей внешностью настолько, чтобы поражать других людей. Она не участвует в философских беседах, ее меньше всего волнует, что о ней думают другие. Она просто живет своей жизнью в соответствии с собственными принципами. Неудивительно, что Базаров нашел бы ее привлекательной, поскольку она похожа на более тихую версию его самого.

Читатель видит, как идеалы Базарова начинают меняться под влиянием Одинцовой. Хотя Базаров изначально называет Одинцову «великой княгиней … и не более того», его беседы с ней гораздо глубже и содержательнее, чем с любым другим персонажем. Он прогуливается с ней, чтобы вместе любоваться природой, и играет в карты с ее соседкой, которая выглядит как легкомысленная глупость, которую он презирает. Читатель также видит Аркадия, наслаждающегося музыкой Кати. Несмотря на принятие нигилистических принципов Базарова, Аркадий ощущает романтические переживания, которые не были полностью уничтожены общением с Базаровым.

В семнадцатой главе постепенно трансформируются некоторые нигилистические взгляды Базарова.   Несмотря на решительный отказ от «непростительных» эмоций, он влюбляется, и его «кровь кипит» при звуке имени Одинцовой. Кажется, он признает, что Одинцова никогда не сможет полюбить его. Он видит, что она заигрывает с ним больше от скуки, чем от истинного влечения, что еще больше ранит его разбитое сердце. Мало того, что он должен бороться с новыми эмоциями, они, вероятно, останутся безответными. Базаров теперь оказывается в том же романтическом положении, за которое он высмеивал Павла Петровича: любить женщину, которая не может ответить взаимностью. Базаров борется со своими разрушающимися идеалами, и этот внутренний конфликт делает его раздражительным и злым.

Аркадий понимает, что он не подходит для старшей, более искушенной сестры. Ему более комфортно с Катей, которая нравится ему, он восхищен ее любовью к природе и музыке. Однако ему понадобится некоторое время, прежде чем он осознает свои чувства.

Восемнадцатая глава посвящена поворотному моменту в отношениях Базарова и Одинцовой. Читатель узнает, что госпожа Одинцова перенесла много трудностей в своей жизни, прежде чем пришла к своему нынешнему состоянию. Она потеряла обоих родителей, семейное богатство, а затем и мужа. Она была предметом сплетен и сейчас у нее мало друзей. Теперь она управляет поместьем, которое обеспечивает ей и ее сестре финансовую безопасность. Чтобы создать мир – условие, в котором она чувствует себя наиболее комфортно – она ​​живет по своему строгому жизненному графику, всегда зная, чего ожидать. Поэтому неожиданное заявление Базарова ошеломляет ее, а его эмоции угрожают разрушить ее тщательно выстроенное существование.

Возможно, она слишком эгоистична, чтобы дарить любовь, или, может быть, слишком много трудностей заставили ее быть бесчувственной. Возможно, она не понимает, чего хочет, поэтому и сделала такой странный выбор – Базарова, неверующего во все.

Базаров знает, что в его любви к Одинцовой нет взаимности, и это знание заставляет его чувствовать себя еще более глупо. Ранее он говорил Аркадию, что если мужчина привязан к женщине, он должен «прицелиться, а затем бросить ее», что, по сути, означает, что мужчина должен соблазнить женщину, а затем отказаться от нее. С мадам Одинцовой этого явно не произойдет, потому что Базаров не сможет ее покинуть. До конца романа он будет возвращаться к ней снова и снова, так и оставаясь неудовлетворенным.

В девятнадцатой главе все более заметна растущая пропасть между персонажами Аркадия и Базарова. Молодые люди взрослеют, становятся мужчинами. Если Аркадий без особого труда возвращается к своим эмоциям, то Базаров отталкивает их еще дальше. Жест Аркадия в карете, когда он держит Базарова за руку, демонстрирует его дистанцирование от нигилистического подавления эмоций. Аркадий также признается, что будет скучать по Кате, с которой он сблизился за эти недели. Базаров пытается завуалировать свою печаль, в течение всей поездки выражая недовольство женщинами.

Главы 20-24

Аркадий и Катя. Иллюстрация Д. Боровского

В имении Базаровых друзей встречают тепло и радушно. За обедом мать все время смотрела на сына, а отец рассказывал о делах поместья. Отец хотел поговорить с Евгением еще и после ужина, но тот отказался, сославшись на усталость. На самом деле молодой человек не мог уснуть до самого утра. Узнав о том, что сын снова уезжает, родители очень расстроились. После его отъезда Базаровы переживали, решив, что Евгений их бросил. На обратном пути молодые люди заезжают в Никольское, где им был оказан холодный прием, а у Анны Сергеевны был недовольный вид.

Аркадий с Евгением возвращаются в Марьино, где их приезд вызывает искреннюю радость. Базаров занялся опытами, а Аркадий – помощью отцу. Однако молодой Кирсанов часто думал об Одинцовых. Однажды он находит переписку своей матери с матерью Одинцовой и под этим предлогом едет в Никольское, где ему оказывают теплый прием. Базаров в это время с головой уходит в опыты и отдаляется от всех обитателей имения, кроме Фенечки. Однажды в беседке он целует девушку в губы. Павел Петрович оказывается свидетелем произошедшего, но ничего не говорит. Евгений начинает ощущать неловкость, его мучает совесть. Вскоре Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Настоящую причину этого они не называют, говоря, что стреляются из-за политических разногласий. Во время дуэли Евгений ранит соперника в ногу.

Анализируем главы 20-24

В двадцатой главе автор уделяет внимание сходству в отношениях родителей и детей двух семей – Кирсановых и Базаровых. Как и Николай Петрович в Марьино, родители Базарова также взволнованы предстоящим визитом Евгения и его друга. Беспокойство их состоит в том, чтобы достойно встретить сына, а гостю обеспечить комфортные условия проживания.

Как и Аркадий в третьей главе, Базаров просит родителей отказаться от формальностей, а старик Базаров, как и Николай Петрович,  хочет произвести впечатление на сына знанием новейших нигилистических текстов, показывая тем самым, что он разделяет мировоззрение Евгения. Базаров после неудачного романа с Одинцовой не может простить себе захлестнувших его эмоций и, хотя держится с родителями дружелюбно и по-прежнему подтрунивает над ними, эта встреча выглядит еще более прохладной, чем в Марьино. Так, через отношения уже с другими родителями автор продолжает тему отчужденности между поколениями.

Арина Власьевна, мать Базарова, является источником всего того, что отвергает Евгений: душевных эмоций, семейной иерархии, традиций и веры в Бога. При встрече с сыном она почти ничего не говорит, а только произносит его имя и тихо плачет у него на груди. Холодность Базарова и внутренняя борьба с собой перерастает в отрицание своих же установок во время беседы с отцом о науке. Если в предыдущих главах он утверждал, что только она имеет значение в этом мире, то теперь он отвергает даже авторитет медицины.

Неудача в любви озлобила Базарова, и это чувство направлено им, в первую очередь, на самого себя. Он не может простить себе той слабости, которая позволила взять верх над ним рядом с Одинцовой. Сейчас он старается реабилитироваться в своих же глазах при помощи напускной холодности и равнодушия. В глазах читателей он превращается в эгоистичную и отталкивающую личность. Его нельзя назвать категорическим противником своих родителей, но внутренняя борьба, происходящая в нем, вынуждает его даже их отталкивать от себя.

Двадцать первая глава посвящена внутренним переживаниям Базарова и отношениям с Аркадием.

Разговор Аркадия и Базарова в сарае раскрывает характер последнего. Оказывается, что в детстве Евгений был довольно суеверным и даже считал, что ясень в их дворе обладает магической силой. Теперь же это другой человек. На фоне своих жизнерадостных и счастливых родителей он чувствует, что лишился в жизни чего-то важного. Ему известно, что всему виной его нигилистические убеждения, не будь их, он мог бы так же, как и другие, жить в свое удовольствие. Но, несмотря на это понимание, он не готов отказаться от своих принципов.

Эта глава также является поворотным пунктом в отношениях Аркадия и Базарова. Жесткие и оскорбительные высказывания Базарова относительно нежной натуры Аркадия и его семьи подводят молодого Кирсанова к крайним мерам. Если в предыдущих главах ему удавалось игнорировать оскорбления Базарова, то теперь он считает, что тот зашел слишком далеко. Он требует извинений, но Базаров не собирается этого делать. То, что он предпочитает драться, показывает, насколько далеко он отошел от своих нигилистических принципов. Он позволил чувствам взять верх над собой так, что вот-вот готов эмоционально взорваться.

Уже нет того прежнего Базарова, который был до встречи с Одинцовой. Ему остается только бежать от своих эмоций, которые чуть не завладели им при встрече с родителями. Он холодно прощается с ними, несмотря на то, что они расстроены его скорым отъездом. Все его чувства в данное время сфокусированы на самом себе.

Печаль стариков Базаровых по поводу расставания с Евгением в конце главы нивелируется их трепетным отношением друг к другу. Арина Власьевна утешает супруга, сравнивая сына с соколом, который прилетев ненадолго, снова покидает свой дом, «пока мы с тобой, как грибы в дупле дерева, сидим рядом и не сходим с нашего места». Неизменным остается лишь то, что супруги всегда и во всем будут поддерживать и жить друг для друга.

В двадцать второй главе читатель видит изменения, происходящие с Аркадием, который снова превращается в того романтика, которым был до встречи с Базаровым. Он понимает, что начинает избавляться от душной и тесной философии своего друга, он жаждет восстановления связи с природой, своими эмоциями и, конечно же, с Катей. Следуя минутному романтическому порыву, Аркадий покидает дом и направляется к Кате, освобождаясь, тем самым, от вездесущего контроля Базарова.

На фоне начинающего возвращаться к прежней жизни Аркадия бросается в глаза бездеятельность остальных персонажей. Николай Петрович за обедом начинает жаловаться на неспособность справляться с имением, утверждая, что он «ничего не может сделать». Базаров продолжает демонстрировать свои хулиганские выходки, полностью устраняясь от разговора и не предлагая никаких идей. Павла Петровича также интересует только собственная персона. Он лишь дает совет брату на французском, чтобы тот сохранял спокойствие.

Пока эти три героя находятся в аморфном состоянии, Аркадий планирует свое будущее. Он понимает, что никто, кроме него самого, не может решать его проблемы и исправлять допущенные ошибки. Этим автор подготавливает читателя к тем событиям, когда Аркадий уже сам будет помогать другим персонажам романа в решении их проблем.

Возвращение Базарова к Одинцовой укрепляет в нем и без того уже осознанную им истину: она не испытывает к нему никаких чувств. Напротив, она начинает игнорировать его, что вызывает у него чувство униженности. Он узнает в себе Павла Петровича, который, подобно верному псу, следовал по пятам за вожделенной госпожой Р до тех пор, пока не стал противен ей.

Двадцать третья глава приоткрывает взгляды разных персонажей на отношение к любви. Поцелуй Базарова с Фенечкой является тому доказательством. Опустошенный после неудачного романа с Одинцовой, Базаров становится все более циничным по отношению к женщинам и любви в целом. Потерпев поражение в отношениях с богатой аристократкой, возможно, Базаров решил, что ему легче будет завоевать чувства наивной и бесхитростной Фенечки.

Фенечка была одной из немногих, с кем он с удовольствием проводил свое время. Девушка тоже относилась к нему с уважением и ценила его как доктора. Когда в беседке Базаров просит Фенечку вместе понюхать розу, а затем внезапно целует ее в губы, он не подозревает, что наносит ей глубокое оскорбление. Но Базаров не из тех, кто привык считаться с другими людьми, все каноны морали и нравственности были им в свое время отвергнуты, поэтому, когда Фенечка укоряет его, он не чувствует ничего, кроме раздражения. Роза в руках Фенечки преподносится автором как символ чистоты и неискушенности.

Двадцать четвертая глава посвящена дуэли Павла Петровича и Базарова.

Дуэль. Иллюстрация И. Архипова

Инициатором дуэли стал Кирсанов, который счел необходимым защитить честь семьи и поддержать старые, уходящие в прошлое традиции. Причиной дуэли стала накопившаяся неприязнь, конфликт поколений и, самое главное, поцелуй Базарова с Фенечкой, случайным свидетелем которого он стал. В этом поступке читатель может усмотреть помимо защиты чести Фенечки наличие влюбленности в нее у Павла Петровича. Достаточно вспомнить восьмую главу, где он наносит ей визит под предлогом приготовить ему чай.

Базаров считает дуэли большой глупостью, тем более, они противоречат его нигилистическим принципам, но соглашается принять вызов из гордости. Романтика, мораль, авторитет не несут в данном случае для Базарова никакой ценности. Скорее он это делает от скуки, по аналогии с госпожой Одинцовой, которая общалась с ним только исходя из этого чувства.

В то же время, дуэль может дать выход тем эмоциям, которые накопились у него после отказа Анны Сергеевны. Базаров надеялся освободиться от них во время драки с Аркадием или после неудавшейся близости с Фенечкой. Теперь же, он рассчитывает, что только дуэль может принести ему облегчение. Отказ от написания письма родителям перед дуэлью еще раз подчеркивает эгоизм Базарова. Зная об отношении к нему стариков и об их любви, он не может найти для них пару слов утешения в случае его возможной гибели.

Дуэль, которая служит кульминацией романа, становится поворотным моментом в жизни Павла Петровича. На поединке, когда у противников, как правило, обострены все чувства, между ними вдруг возникает вполне человеческое взаимопонимание. Базаров уважительно обращается к Павлу Петровичу с вопросом, не кажется ли ему их поединок смешным и нелепым, и Кирсанов в унисон отвечает ему, что согласен.

Все их споры и философские дискуссии отходят на второй план, и Павел Петрович понимает, что нелепо было тратить свои чувства на противостояние и презрение, в то время, как они могли быть использованы в отношении других ценностей. Тем не менее, Павел Петрович настроен очень серьезно и решительно, в отличие от Базарова, который постоянно подтрунивает над Кирсановым, отмечая, что тот целится ему прямо в нос.

После ранения Павла Петровича в ногу дуэль считается состоявшейся. Оба героя находятся в подавленном состоянии, понимая всю нелепость и глупость совершенного ими поступка. После поединка поведение бывших противников заметно смягчается, они становятся терпимее и гораздо вежливее по отношению друг к другу. Это особенно заметно при расставании во время отъезда Базарова из Марьино, когда Павел Петрович подает ему руку. Этим жестом он символически прекращает вечную борьбу и противостояние двух поколений — отцов и детей.

Выздоровление Павла Петровича приоткрывает завесу его истинного отношения к Фенечке. Он действительно испытывал влюбленность по отношению к этой девушке и даже несколько раз пытался оставаться с ней наедине. Но никогда бы не позволил себе такой вольности по отношению к ней, как Базаров. Скорее он любит ее из ностальгии по своей молодости, потому что Фенечка неуловимо напоминает ему его роковую любовь, госпожу Р. Он знает, что Фенечка достойна любви Николая Петровича, равно как и наоборот, поэтому в конце главы он умоляет брата сделать Фенечке официальное предложение.

Главы 25-28

Кадр из фильма «Отцы и дети». 1958

После этого Базаров отправляется в имение своих родителей, но по пути решает посетить Никольское. Там у Аркадия складываются хорошие отношения с сестрой Анны Сергеевны – Катей. Она говорит, что на самом деле Аркадий добрый, но Базаров отрицательно на него влияет. Молодые пытаются признаться друг другу в любви, но Аркадий, испугавшись, уходит в свою комнату, где встречает Базарова. Евгений сообщает ему обо всем произошедшем в Марьино. Потом Базаров разговаривает с Одинцовой, они решают остаться друзьями.

Аркадий делает Кате предложение, и она соглашается. Базаров уезжает к родителям, перед этим сказав другу, что тот «не годится для решающих дел». Живя в родительском имении, Евгений помогает отцу и занимается лечением больных. Однажды, при вскрытии крестьянина, умершего от тифа, он поранился и заразился смертельной болезнью. Через некоторое время у молодого человека началась горячка. Он хочет увидеть Одинцову. Когда девушка приезжает, Базаров делится с ней своими истинными чувствами, и вскоре умирает.

Через полгода в Марьино в один день играют две свадьбы. Аркадий женится на Кате, а Николай Петрович – на Фенечке. Павел Петрович уезжает за границу, Анна Сергеевна также выходит замуж, а родители Базарова почти все время проводят на могиле своего сына.

Анализируем главы 25-28

В двадцать пятой главе читатель видит повзрослевших Аркадия и Катю. Если раньше они оставались в тени таких доминирующих персонажей как Базаров и Анна Сергеевна, то теперь это вполне самостоятельные фигуры, вышедшие на первый план повествования. Аркадий окончательно созрел для того, чтобы навсегда порвать с нигилизмом, он делает выбор в пользу простой, наполненной любовью, предсказуемой жизни, а Катя полностью поддерживает его, параллельно отвергая материальные ценности, которым отдает предпочтение ее старшая сестра.

Аркадий, по сути, уже отрекся от идей Базарова, которого Катя называет «хищным», а себя и Аркадия – «ручными». Иногда это слегка обижает Аркадия, но воспоминания об эгоизме и жесткости товарища заставляют его согласиться с Катиным определением. Аркадий понимает, что он так и не смог стать такой же сильной личностью, каким был Базаров, у него просто не получилось. Ему проще жить, как все и просто плыть по течению, не обременяя ни себя, ни других борьбой за вымышленные идеалы. Впереди его ждет такая же размеренная, наполненная традициями жизнь, как у его отца или дяди, а пока он наслаждается тишиной и спокойствием в обществе Кати.

В этой же главе в имении Одинцовой появляется Базаров, который завернул сюда проездом, направляясь к своим родителям. Он рассказывает Аркадию о дуэли с Павлом Петровичем и каждый из них чувствует, что эта встреча для них – последняя.

В двадцать шестой главе Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Ее увлечение Базаровым не переросло в любовь, даже после его признания она так и не ответила ему взаимностью, считая, что спокойная жизнь для нее будет лучшим выбором, что гораздо важнее любви. В беседе в саду она признается Базарову, что ее привлекает молодость и романтическая настроенность Аркадия, не заботясь о том, что наносит очередную рану не только Евгению, но и Кате, которая в это время также находится в саду вместе с Аркадием. После слов старшей сестры в душе Кати наступает смятение, но Аркадий развеивает его, тот час же делая девушке предложение.

Новость о помолвке Аркадия и Кати только усиливает страдания Базарова. Теперь он понимает, что не одна Одинцова разбила его сердце, но и лучший друг, который добился того, чего ему, Базарову не достичь никогда – счастья. Базаров при прощании не произносит ни одного дружеского слова, говоря при этом, что у него для Аркадия есть другие слова, произнести которые он не может, потому что это для него – «романтизм». После этого пути героев романа расходятся навсегда.

Предпоследняя, двадцать седьмая глава романа посвящена Евгению Базарову.

Кадр из фильма «Отцы и дети». 2008

Смерть Базарова нужно рассматривать как закономерный итог всей его жизни, так как такая трагическая личность, не имеющая никакой жизнеутверждающей и созидательной программы,  уже изначально была обречена на гибель. Разрушительная идея, которой он руководствовался в своей жизни, не могла существовать вечно, и в итоге разрушила его самого. Сначала любовь разрушила его сердце, а болезнь, завершив начатое, разрушила его тело.

Даже перед лицом смерти Базаров не признает религиозные убеждения отца, уже в который раз пытающегося послать за священником. Он не обольщается тем, что причастившимся уготовано место в раю, однако, в какой-то момент сердце его сжимается от жалости к родителям, и он разрешает провести необходимый ритуал после своей смерти.

С приближением смерти начинают обнажаться скрытые на протяжении всего повествования лучшие черты Евгения – способность любить, милосердие и жалость к родителям, сила воли и мужество. Столкнувшись с неизбежностью, рассыпаются в прах все его нигилистические убеждения и он признает: «Старая штука смерть, а каждому внове». Смерть Базарова нелепа в своей случайности, но она – последнее его испытание и служит для оценки им как уже сделанного, так и неосуществленного.

Приезд Анны Сергеевны, не побоявшейся заразной болезни, к Базарову говорит о ее мужестве и милосердии. Она понимает, насколько важен ее визит для умирающего Евгения.  Базаров восхищается ее красотой и признается в том, как он несчастлив, умирая без ее поцелуя. Только перед этой женщиной он раскрывает свою душу и делится тем сокровенным, которое всегда было скрыто в нем от других.

Двадцать восьмой главой автор подводит итог всему роману, кратко описывая персонажей в конце повествования.

В. Перов. Старики-родители на могиле сына. 1874

Павел Петрович после дуэли понимает, что жизнь дала ему второй шанс и она слишком коротка, чтобы проживать ее в соответствии со строгими правилами и традициями. Он возвращается к общественной жизни, которую оставил после трагической любовной истории и навсегда уезжает за границу.

Аркадий женится на Кате, в которой он нашел свою настоящую вторую половину, единомышленницу, разделяющую с ним и вновь обретенные им жизненные ценности, и любовь к природе и музыке. К тому же, он становится крепким хозяйственником в своем имении, что, очевидно, и было предназначением всей его жизни.

Анна Сергеевна вышла замуж, Николай Петрович счастливо живет с Фенечкой, и только старики Базаровы, как обычно поддерживая друг друга, все дни проводят на могиле своего сына, на которой посажены две маленькие елочки.

Известные цитаты

В чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.

Евгений Базаров. Глава 26.

Прощание Евгения Базарова с Аркадием Кирсановым.

Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти.

Анна Одинцова. Глава 17.

Беседа Анны Одинцовой и Евгения Базарова.

Вот что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь.

Евгений Базаров. Глава 25.

Евгений Базаров рассказал Аркадию о дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым.

Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит.

Слова автора (Тургенев И.С.). Глава 17.

Автор о том, как хорошо провели время Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в гостях у Анны Одинцовой.

Всякий человек сам себя воспитать должен.

Евгений Базаров. Глава 7.

Слова Евгения Базарова после рассказа Аркадия о непростой судьбе Павла Петровича Кирсанова.

Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

Евгений Базаров. Глава 16.

Беседа Евгения Базарова и Анны Одинцовой.

Исправьте общество, и болезней не будет.

Евгений Базаров. Глава 16.

Беседа Евгения Базарова и Анны Одинцовой.

Кто злится на свою боль – тот непременно ее победит.

Евгений Базаров. Глава 19.

Отъезд Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова из имения Анны Одинцовой.

Личность – вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится.

Павел Петрович Кирсанов. Глава 10.

Спор Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было значительно.

Аркадий Кирсанов. Глава 21.

Разговор Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова во время полуденного отдыха в стогу сена.

Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…

Павел Петрович Кирсанов. Глава 10.

Спор Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Евгений Базаров. Глава 6.

Спор Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные или самозабывчивые чувства, напоминая им свое близкое родство с ними.

Слова автора (Тургенев И.С.). Глава 19.

Автор о приезде Ситникова, который разрядил общую напряженность после объяснения Евгения Базарова с Анной Одинцовой.

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Евгений Базаров. Глава 9.

Слова Евгения Базарова в беседе с Аркадием во время прогулки по саду.

Человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды.

Евгений Базаров. Глава 25.

Слова Евгения Базарова в беседе с Аркадием Кирсановым.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 6.3k 👀