Кутузов и Наполеон в романе «Война и Мир»

сочинение по литературе 10 класса • 450-550 слов (4-5 страниц) • Война и Мир

Осмысливая предложенную тему, мы должны понимать, что она связана с сопоставлением образов героев. Каково основание для их объединения в одной теме? Самое очевидное, что можно сказать, – это герои одного произведения. В основе сопоставления лежит нехитрая логическая структура: в героях есть общее, но есть и различия, которые объясняются конкретным литературным материалом. Это традиционный жанр сочинения: вспомните, например, такие темы, как «Печорин и Грушницкий» (роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), «Пётр Гринёв и Алексей Швабрин» (роман «Капитанская дочка» А.С.Пушкина), «Чацкий и Репетилов» (комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Если логическая структура понятна, её надо «насытить» вашими наблюдениями, хорошо отобранными цитатами, аргументами и выводами.

Отбираем материал

Чтобы работа получилась глубокой и интересной, перечитайте главы и эпизоды из глав романа, которые позволяют увидеть полководцев М. И. Кутузова и Наполеона Бонапарта с разных сторон, в общении с разными людьми, в ключевых ситуациях исторических событий.

  1. Том 1, часть 2, глава 2 – военный смотр в Браунау.
  2. Том 1,часть 2, глава 12 – военный совет перед Аустерлицким сражением.
  3. Том 1, часть 3, глава 19 – Наполеон осматривает поле сражения после победы над русскими войсками.
  4. Том 3, часть 1,глава 2 – переправа улан через Неман, Наполеон в этом эпизоде.
  5. Том 3, часть 2, глава 16 – разговор Кутузова и князя Андрея, размышления Андрея Болконского о Кутузове.
  6. Том 3, часть 2, главы 15,16 – Кутузов в Царево-Займище; глава 23 – Кутузов на молебне перед иконой Иверской богоматери; главы 25-29, 35,38 – Кутузов на поле Бородина.
  7. Том 3, часть 2, главы 26 – Наполеон в сцене с портретом сына; глава 28 – Толстой о Бородинском сражении и кажущемся величии Наполеон, глава 33, 34 – Наполеон во время боя; глава 38 – Наполеон в финале Бородинского сражения.
  8. Том 3, часть 3, глава 4 – совет в Филях.
  9. Том 3, часть 3, глава 19 – Наполеон на Поклонной горе
  10. Том 4, часть 2, главы 8-10, 17-19 – Наполеон в Москве. Приказ об отступлении из Москвы. Отступление французов по Смоленской дороге.
  11. Том 4, часть 3, гл.1-2 – рассуждения о народном характере войны 1812 года;
  12. Том 4, часть 4, гл. 4-9 – анализ действий Кутузова, оценка его исторического в народной войне. Кутузов под Красным, речь, обращённая к войску.
  13. Том 4, часть 4, глава 11 – Толстой о войне 1812 года, о личности Кутузова и его роли в Отечественной войне.

Систематизируем материал

Обращение к этим главам позволит собрать материал для того, чтобы оценить личность Кутузова и Наполеона, увидеть в каждом из этих образов отражение исторических взглядов Толстого на историю и роль личности в историческом процессе. Коротко обозначим несколько тезисов:

  • народ — решающая сила в истории;
  • главный критерий оценки исторической личности – её отношение к народу, понимание его целей и задач;
  • «нет величия там, где нет простоты, добра и правды» – важнейший толстовский тезис.

Именно эти формулировки задают угол зрения, под которым необходимо взглянуть на Кутузова и Наполеона как на образы героев-антиподов.

Кутузов наделён писателем следующими чертами: это народный полководец, средоточие глубокой мудрости и патриотизма; «простота, доброта и правда» подчёркнуты во внешности полководца, естественной и по-человечески тёплой; осознанное подчинение личных интересов интересам Отчества и народа: скромность, простота, безыскусность, естественность, честность; сближение с простыми людьми, неравнодушие к их проблемам и переживаниям; мудрость военачальника, заботящегося о духе русского войска как залоге победы; гуманизм в отношении к побеждённому врагу; преданность долгу, армии; желание избежать напрасных жертв, сохранить жизнь тех, кто защищает Отечество.

Наполеон: человек с «помрачённой совестью», орудие истории; сатирическое изображение внешности, использование антиэстетичных деталей; проявление культа личности, мании величия; самовлюблённость,     высокомерие, тщеславие, фальшь и позёрство; эгоцентризм, безразличие к судьбам других людей; жестокость, предательство собственной армии («последняя степень подлости»).

Можно воспользоваться ещё планом, который направит вас в нужном направлении в работе над темой. Обратите внимание на лексику, которая использована в нём, чтобы при желании включить её в свой текст.

План сочинения

1.Открытая полемика Толстого с традиционным романтизированным изображением Наполеона.

  1. Апофеоза Кутузова – подлинно великого человека, забытого историками и писателями. Антитеза Кутузов – Наполеон как отстаивание писателем своего представления о величии исторического деятеля.
  2. Развенчание Наполеона. Наполеон как средоточие собственного Я. Эгоцентризм и мания величия французского императора, убеждённость в собственной непогрешимости, уверенность в том, что он и есть вершитель истории и человеческих судеб. Сатирическое изображение Наполеона, нагнетание деталей, сгущающих наполеоновскую самовлюблённость. «Срывание масок» как принцип изображения характера Наполеона. Разоблачение его истинной сути, его актёрства, лицемерия, позёрства, пустоты его напыщенной речи, наполненной фальшивой риторикой.
  3. Кутузов как воплощение «духа русского народа и войска». Единение с народом, с армией, с Россией как нравственные истоки его военных успехов в отличие от надменного одиночества Наполеона.
  4. Суровость кутузовской самооценки, сознание личной ответственности за исход войны. Простота и неприметность народного полководца, его будничное подвижничество. Гуманизм его военного призвания: «Не убивать людей, а жалеть и спасать их».
  5. Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Л.Толстой)

Заключение

Заканчивая свою работу, нужно сделать глубокие обобщения и выводы. Вы можете воспользоваться небольшим материалом, который приведёт вас к мысли о том, что в основе сопоставления образов Кутузова и Наполеона лежит антитеза, то есть противопоставление истинного патриотизма русского полководца и индивидуалистическое честолюбие Наполеона, поправшего идеалы добра и правды.

Лев Толстой пристально наблюдает за своим и героями, поскольку это исторические фигуры. С позиций Толстого-историка они ему и интересны, поскольку он отрицал роль личности в истории. Однако учтём, что это отрицание не было абсолютным. Писатель отрицал высокомерное презрение личности, её нежелание и неспособность считаться с волей народа, над которым личность себя самолично возвысила. Если же действия личности были исторически обусловлены, то она играет, как считал писатель, определённую роль в развитии исторического события.

 Этим объясняется признание полководческого таланта Кутузова, который встал во главе русской армии в самый важный момент и до конца во всех своих начинаниях наиболее полно выражал дух и волю русского народа, для которого «он свой, родной». Именно на 1812 год приходится расцвет его полководческого таланта, который оказался необходим в дни испытаний. Именно он приказывает оставить Москву, считая, что французы ещё поверят в силу русского оружия. Именно он говорит о победе русской армии на Бородинском поле, он знает, какие бедствия ждут наполеоновские войска после их ухода из Москвы. Это он употребляет все свои силы, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений. Как только его миссия была выполнена, «представителю народной войны ничего не оставалось , кроме смерти. И он умер». Таким был человек, который «против воли государя и по воле народа…был избран (в самые опасные для России дни) главнокомандующим».

Отрицание же величия Наполеона, который считает себя вершителем истории, идёт у Толстого рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению писателя, бесчеловечны. Человек, относящийся к другим людям и их судьбам равнодушно, человек, любующийся полем битвы, покрытым телами раненых и убитых, вряд ли мог вызвать хотя бы малейшее уважение писателя. Именно в этом Наполеону противопоставлен Кутузов, истинно народный полководец, величие которого в его простоте, скромности, подлинном гуманизме, который проявляется как в отношении к русскому человеку, так и к поверженному врагу.

Первый вариант сочинения

Роман «Война и мир» был написан известным русским писателем Львом Толстым в 60-е годы 19 века. Наряду с сюжетными линиями, связанными с жизнью героев, их судьбами, роман показывает и военную компанию против Наполеона, в которую были вовлечены европейские державы, в том числе и Россия. Третий том романа-эпопеи начинается с описания вторжения французской армии в Россию в 1812 году. Именно с этого момента мы пристально следим за двумя историческими деятелями — полководцами: Кутузовым и Наполеоном.

Кутузов и Наполеон в романе Война и Мир

Рисунок школьника

Антитеза – любимое средство выразительности текста у Л.Н. Толстого. Настоящее противостоит ложному, искренность – лживости, честь – бесчестию, мелочности – истинные ценности, добродетели – порокам, достойное уважения тому, что вызывает презрение. Уже в самом названии легендарного романа заложено противоборство: «Война и мир».

Этот приём Толстой использует, создавая образы Наполеона и Кутузова. Эти люди разнятся по возрасту, внешности, жизненному и военному опыту, по взглядам на жизнь, по судьбе.

Честь офицера определяется не только праведным боем, долгом перед Родиной, опрятным мундиром, сверкающими орденами. Главное, это отношение к подчиненному, простому солдату. Командир высокого уровня редко бывает в окопе плечом к плечу с рядовыми. Он составляет планы, продумывает и просчитывает стратегии, целью которых является победа в сражении. Но задумывается ли он о потерянных человеческих жизнях?

Когда Андрей Болконский попадает на войну, его сильно шокирует несоответствие ожиданий реальности. Кругом грязь, кровь, страдания, смерть. Подвиг – это не блеск орденов, гордая выправка, бравада и пафос, а боль, мучение, принятие тяжелых решений, тонкая грань между жизнью и смертью. Командир Тушин кажется ему слишком простым, неуклюжим, неказистым, глуповатым. Может ли такой человек быть героем? Но ум, смекалка, военный опыт, интуиция этого человека спасают отряд Багратиона. Чтобы сберечь сотни, тысячи жизней, командиру приходится пожертвовать орудиями. И терпеть за это нагоняй от начальства, но он не спорит. Для него важнее люди, чем  собственное оправдание перед высшими чинами.

Таков и сам главнокомандующий. Кутузов против войны. Он понимает ее ненужность, бессмысленность, непоправимые потери, к которым ведут сражения. Ему тяжело принимать некоторые решения, которые необходимы. Он знает, что посылает людей на смерть. Молодых мужчин, которых дома ждут семьи, любимые, родители, дети. Для Михаила Илларионовича ценна каждая жизнь. Это чуткий и мудрый полководец, повидавший многое. Человек, который не привык отсиживаться в штабе, прошедший тяжелый путь от инженера-прапорщика до фельдмаршала.

Наполеон Бонапарт – личность совсем иная. Да, это простой солдат, которому удалось сесть на трон французских королей, талантливый полководец. Но его личный престиж, желание оставить значительный след в истории, честолюбие для него на первом месте. Люди его не волнуют. Он готов жертвовать миллионами жизней для достижения собственных целей.

Л.Н. Толстой мастерски описывает образы двух великих полководцев, противопоставляя их. В начале романа русская знать восхищается гением Наполеона. Привлекает эта незаурядная личность Пьера Безухова и Андрея Болконского. Но после увиденных ужасов войны Пьер возненавидел этого человека. Он настолько ему омерзителен, что герой планирует убийство императора Франции.  Истекающий кровью на Праценских высотах князь Андрей слышит голос своего кумира, который напоминает жужжание мухи. Кумир низвергнут — иные помыслы теперь у князя Болконского, увидевшего Аустерлицкое небо, величие которого отразило ничтожество Наполеона.

Михаил Илларионович Кутузов  есть истинное воплощение духа войска, единства армии, народа, России, в чём  скрывается его нравственное величие и заключается источник военных побед.

Второй вариант сочинения

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой представил два противоположных образа, прототипами которых являются реальные исторические личности. Это французский император Наполеон и русский полководец Кутузов. Контрастность этих образов, воплощающих в себе две различные идеологии – честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную – побудила автора несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира и крупнейшего государственного деятеля буржуазной Франции. Но французский император организовал поход на Россию в то время, когда он превратился из революционера в деспота и завоевателя.

Работая над «Войной и миром», Толстой стремился опровергнуть неоправданное величие Наполеона. Писатель был противником художественного преувеличения как в изображении добра, так и в изображении зла. И ему удалось развенчать французского императора без нарушения исторической и житейской достоверности, сняв его с пьедестала и показав в нормальный человеческий рост.

Идеальное представление о народном полководце писатель воплотил в образе Кутузова. Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного лишь Кутузова Толстой называет истинно великим человеком.

Кутузов для писателя – тип военного руководителя, существующий в неразрывной связи с народом. Назначенный главнокомандующим вопреки воле Александра I, он поставил себе цель, которая в решающий для России момент совпала с волей всего народа. На основе исторических материалов, в процессе работы над романом Толстой создал образ военачальника, во всех действиях которого лежало народное и потому истинное и великое начало. В деятельности Кутузова полностью отсутствуют личные мотивы. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы гуманной и благородной задачей спасения Отечества. Поэтому высшая правда на его стороне. Он предстает в романе как выразитель патриотической «мысли народной», опирающийся на поддержку и доверие широких масс.

На страницах романа «Война и мир» сам Кутузов встречается не так часто, как Наполеон. Но постоянно чувствуется его присутствие. О Кутузове говорят в свете, им восхищаются генералы, о нем думают солдаты, называют его «отцом», на него надеется русский император.

Писатель дает неполную характеристику главнокомандующего. Присутствует лишь небольшое описание его внешности, а остальное Толстой показывает при помощи поступков и речи героя. Он добрый, ласковый, улыбчивый, ему небезразлична судьба окружающих. Кутузов близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, и он лишен всякой рисовки.

Несмотря на отсутствие поддержки императора, Кутузов все же был назначен главнокомандующим армией. Это говорит о том, что в него верили, на него надеялись, его уважали, любили, ждали. Кутузов поддержал русскую веру, русский дух, оказался выше и сильнее Наполеона. Кутузов в романе представляется истинным патриотом, который сражается не ради славы, а за свой народ и государя. Командующий и его армия едины. Именно это показал автор в романе. Главное в Кутузове для Толстого – это кровная связь с народом.

Для писателя Наполеон является не просто историческим деятелем, полководцем, направившим войска на Россию и потерпевшим здесь поражение. Толстого французский император интересует как воплощение индивидуализма, как человек, убежденный, что он выше всех, как фигура, с которой писатель связывает сложнейшие нравственные вопросы. Раскрытие образа Наполеона имеет особое значение и для восприятия всего произведения, и для ряда главных героев, и для понимания философских воззрений самого автора. Наполеон в романе Толстого выступает не в образе великого человека, талантливого полководца, а как завоеватель и поработитель. Это позволило писателю дать в романе свою картину видения роли выдающихся личностей в истории. О несомненном полководческом таланте и опыте Наполеона в романе говорит ряд эпизодов. Писатель неоднократно отмечает военную эрудицию Наполеона. В разгар побед и возвышения Наполеона в 1805 году двадцатилетний Пьер Безухов бросается на защиту императора, когда его в салоне А.П. Шерер назвали выскочкой, убийцей, узурпатором, злодеем, антихристом. И князь Андрей Болконский говорит о величии Наполеона, думает о нём, как о великом человеке, мечтая повторить его подвиг при Тулоне. Однако Л.Н. Толстой в «Войне и мире» стремится воплотить «мысль народную». Поэтому убеждения Наполеона в том, что он руководит всеми битвами и ходом истории выставлены в смешном свете. А в третьем томе писатель и вовсе не скрывает своей ненависти к французскому императору и даже дает волю сарказму. Его возмущает равнодушие Наполеона к людям, возмущает то, что Наполеон считает себя вправе вершить судьбы людей, обрекать их на гибель. Толстой считает, что подобное понимание власти преступно и несет в себе зло. Поэтому он ставит перед собой задачу разрушить легенду о необыкновенности Наполеона. Писатель описывает Наполеона без искажений, точно подчеркивая детали. Писатель не хочет видеть ничего необыкновенного в императоре – это просто сорокалетний располневший человек, позволивший себе поверить в свою избранность и уникальность.

Основные черты характера Наполеона — самоуверенность, надменность, эгоистичность, самовлюбленность, напыщенность. В его портрете Толстой настойчиво подчеркивает его склонность превозносить самого себя. Гнев писателя вызывает даже то, что от императора пахло одеколоном. Толстой считает, что Наполеон чрезмерно занят своим внешним видом.

Таким образом, в представлении автора Наполеон был не величественным, а нелепым в своем убеждении, что его волей движется история и что все люди должны его боготворить. Он не был великим, а просто желал таковым казаться.

Кутузов и Наполеон – два великих полководца, сыгравших важную роль в истории. У каждого была своя цель – победить врага, только шли они к ней разными путями. Л.Н. Толстой использовал разные средства для описания Кутузова и Наполеона. Он дал им и внешнюю характеристику, и характер души, действие мысли. Все это помогает сложить полный образ героев и понять, чьи приоритеты для нас важнее.

Сравнение Кутузова и Наполеона в романе Толстого — не случайный выбор автора. Он не ставит на одну ступень двух императоров – Александра и Бонапарта, он выстраивает сравнение именно двух полководцев – Кутузова и Наполеона. Видимо, Александр, еще очень молодой правитель, не имел тех качеств настоящего полководца, чтобы суметь противостоять самому Наполеону. На это мог претендовать только Кутузов, который в отличие от Наполеона прост и человечен. Он не вызывает в своих подчиненных трепета и страха. Его авторитет основан на доверии и уважении к людям.

Сначала писатель сравнивает Кутузова и Наполеона по внешнему виду. Так, в образе Кутузова автор увидел старого, грузного человека с боевыми ранами и сединой. Читатель замечает, что русскому полководцу довольно тяжело вести активный образ жизни. Он любит покушать и поговорить с простыми людьми. Но эта простота мигом улетучивается, когда Кутузов общается с равными себе. Его в романе часто называют «старой лисой», потому что он очень хитер. И все же, как считают представители светского общества, Кутузов не в состоянии стоять во главе армии, потому что его медлительность и неповоротливость многие приникают за трусость. Именно таким складывается первое впечатление о фельдмаршале.

В образе Наполеона Толстой изобразил бодрого и молодого императора. Наполеон полон сил и энергии, он активен. Он невысок ростом, толстоват, зато энергичен и красиво одет. У него развит ораторский дар, он часто принимает величественную позу и произносит громкие речи. В бою он суетится, отдает приказы, нервничает. Азарт заражает и наблюдателя.

Несмотря на это, читатель симпатизирует старому и уставшему Кутузову. Чтобы добиться подобного эффекта, Лев Николаевич при описании героев использует детали и авторские отступления: важность Наполеона напускная, активность — бесполезная, мотивы — эгоцентрические. Автор описал образ русского полководца с почтением, в то время как Наполеона он изобразил с иронией и сарказмом.

Помимо внешности, автор противопоставляет и цели персонажей. Заветная мечта Наполеона – завоевать весь мир. Герой уверен в своей гениальности и безупречности. Наполеон готов пойти на все, чтобы добиться реализации своих целей. Ради своего самолюбия и тщеславия персонаж способен жертвовать жизнями людей. Наполеону не знакомы такие понятия, как раскаяние, угрызение совести и сострадание. Французский император является настоящим воплощением эгоизма.

Кутузов же поставил перед собой совсем иные цели. Русский фельдмаршал не гонится за славой и наградами. Главная цель Кутузова – защитить родную землю и отстоять независимость страны. Русский полководец живет по законам чести, достоинства и совести. Именно безграничная любовь к Родине движет действиями Кутузова. Он жалеет солдат больше, чем свою карьеру и даже репутацию. Ради сохранения армии он готов подставить себя под удар императорского негодования.

Такими разными предстают перед нами Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Автор противопоставляет их образы, подчёркивая, что полководцами движут разнонаправленные силы. Подчеркивается различие их духовных ценностей: это не только военное, но и нравственное противостояние. В действиях Наполеона нет правды и добра, есть только жажды славы и наживы. Бонапарт прикрывается красивыми мотивами объединения стран под руководством нового мудрого правителя, а на деле сеет смерть и разруху по всей Европе. Кутузов имеет только одну, но праведную цель — прогнать врага с родной земли. В его действиях — добро и правда, поэтому на его стороне нравственное превосходство.

Третий вариант сочинения

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» глубоко связаны между собой и занимают центральное место в повествовании. Они сопоставлены не только как два выдающихся полководца, но и как две неординарные личности.

В образе Кутузова писатель воплотил отца своего народа, борющегося за интересы родной страны. А в образе Наполеона показан тщеславный и жестокий человек, думающий только о собственном благополучии. Как известно, самому писателю были присущи человеческая простота, любовь к народу и душевность. Именно эти качества автор воплотил в образе Михаила Илларионовича Кутузова и противопоставил мнимому величию Наполеона.

Основным приёмом композиции произведения является антитеза. Данный прием использован в самом названии романа. Кроме того, автор противопоставил образы Кутузова и Наполеона. Образы русского полководца и французского императора занимают центральное место в произведении. Оба, по мнению Толстого, сыграли большую роль в истории. Разница в том, что один из них герой положительный, а другой – отрицательный. Читая роман, надо иметь в виду, что это художественное произведение, а не документальный труд. Некоторые черты героев намеренно преувеличены, гротескны. Таким образом, писатель добивается наибольшего эффекта и даёт оценку персонажам.

Кутузов, по мнению автора, был не только выдающимся историческим деятелем, но и прекрасным человеком, цельной и бескомпромиссной личностью – «простая, скромная и потому истинно величественная фигура». Его поведение всегда просто и естественно, речь лишена напыщенности и театральности. Толстой изображает Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает его старческую дряхлость и сентиментальность. Он чутко реагирует на малейшие проявления фальши и ненавидит преувеличенные чувства, искренне и глубоко переживает неудачи военной кампании 1812 года.

Рассказывая о событиях Отечественной войны 1812 года, Толстой вводит Кутузова в повествование в момент отступления русской армии: Смоленск сдан, неприятель приближается к Москве, французы разоряют Россию. Главнокомандующий показан глазами различных людей: солдат, партизан, князя Андрея Болконского и самого автора. Солдаты считают Кутузова народным героем, способным остановить отступающую армию и привести ее к победе. Русский народ верил в Кутузова и преклонялся перед ним. В решающие для России моменты он всегда рядом с армией, говорит с солдатами на их языке, веря в силу и боевой дух русского солдата.

Несмотря на то, что внешне Кутузов выглядит пассивным, действует он разумно и сосредоточенно, доверяет командирам – своим боевым соратникам, верит в мужество и стойкость вверенного ему войска. Его самостоятельные решения взвешены и обдуманы. В нужные моменты он отдает такие приказы, на которые никто бы не осмелился. Он проявляет твердость, решительность и удивительное мужество, принимая на свои старческие плечи груз тяжелого решения. Когда он отдавал приказ оставить Москву, он понимал, что французы разбредутся по огромному городу, и это приведет к разложению армии. И его расчет оказался верным – гибель наполеоновского войска началась в Москве, без сражений и потерь для русской армии.

Образ Наполеона, противопоставленного в романе Кутузову, раскрыт иначе. Толстой разрушает культ личности Бонапарта, который был создан в результате побед французской армии. Отношение автора к Наполеону чувствуется с первых страниц романа. Там, где французский император действует как один из героев романа, Толстой подчеркивает его неистребимое желание все время выглядеть великим, откровенную жажду славы. По словам Толстого, он «не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого».

До самой Бородинской битвы Наполеон окружен атмосферой собственного возвеличивания. Это тщеславный, эгоистичный человек, думающий только о своих личных интересах. Где бы он ни появлялся – на Праценских высотах во время Аустерлицкого сражения, в Тильзите при заключении мира с русскими, на Немане, при переходе французскими войсками русской границы – везде его сопровождают громкое «Ура!» и бурные овации. По мнению писателя, преклонение и всеобщее обожание вскружили Наполеону голову и толкали его на новые завоевания.

Если Кутузов постоянно думает о том, как избежать ненужной гибели солдат и офицеров, то для Наполеона человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Достаточно вспомнить эпизод переправы наполеоновской армии через реку, когда, спеша выполнить приказ императора – найти брод, многие стали тонуть. Видя бессмысленную гибель своих людей, Наполеон не предпринимает никакой попытки остановить это безумие. Он спокойно прохаживается по берегу, наблюдая за происходящим. Необыкновенным цинизмом веет и от его высказывания накануне Бородинского сражения, которое должно было стоить жизни сотни тысяч людей: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Люди для него – шахматные фигуры, которые он двигает, как ему заблагорассудится, ради своих честолюбивых целей. И в этом проявляются основные черты французского полководца: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной правоте и непогрешимости. С чувством удовлетворения объезжает он поле битвы, самодовольно оглядывая тела убитых и раненых. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей.

Раскрывая характер Наполеона, Толстой акцентирует внимание на его актерстве, ибо он везде и во всем старается играть роль великого человека. Он  знает, что за ним наблюдают и каждое его движение и слово фиксируются для истории.

Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью. Наполеон представлен, как некрасивый, невысокий, толстый и неприятный «ничтожный французишка», «холопский император». Совсем другое отношение Толстого к Кутузову. Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и сострадание, и восторг, и восхищение. С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного полководца. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же как и сам автор. Он близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, он лишен всякой рисовки. Мы видим его скромность и простоту, ему близок и дорог простой солдат. Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Он один из немногих, кто понимает нелепость, ненужность и жестокость этой войны. Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромен и прост в быту. Кутузов обладает военной мудростью, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и чтят простые солдаты. Командующий и его армия едины, и именно это хотел показать автор в своем произведении.

В романе «Война и мир» противопоставляются два великих полководца. Кутузов выражает интересы народа, а Наполеон думает о собственной славе. Толстой приходит к выводу, что величия не может быть там, где нет простоты, добра и правды. Исходя из этого, великим он считает именно Кутузова. Ведь, по его мнению, тот является народным полководцем, кто думает о славе и свободе Отечества.

Материалы по произведению

Анализ романа «Война и мир»Духовные искания Пьера в романе «Война и Мир»Женские образы в романе «Война и мир»Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»Светское общество в романе «Война и Мир»Смысл названия романа «Война и Мир»Сравнение Пьера и Андрея в романе «Война и Мир»Читательский дневник «Война и мир»
Текст: Елена Бочкова, 10.3k 👀