Лишний человек Евгений Онегин

Введение

Главный герой стихотворного романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — один из самых загадочных персонажей в русской литературе. Среди исследователей произведения до сих пор не сложилось единого мнения относительно Онегина.

Евгений, безусловно, выглядит «лишним человеком» по отношению к окружающему обществу. Его невозможно однозначно отнести к положительным или отрицательным героям. Белинский назвал Евгения Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», находящимся под воздействием какого-то неведомого рока.

«Лишний человек»

Поначалу главный герой ничем не отличается от привычного ему круга светской «золотой молодежи». Он в достаточной степени образован и хорош собой. Онегин беспечно проводит время на бесконечных вечерах, балах, театральных представлениях. В это время он действует из чистого эгоизма, любыми средствами достигая желаемого: «Как рано мог он лицемерить… разуверять… являться гордым иль послушным, внимательным иль равнодушным!». Все свои усилия Евгений прикладывает к покорению женских сердец и пользуется большим успехом. Кроме женщин его интересуют только собственная внешность и дружеские попойки.

Легкомысленный образ жизни не дает оснований причислить Онегина к отрицательным героям. Таким его сделала среда, в которой он родился и вырос. Евгения ждала обычная судьба светского молодого человека: выгодный брак и неизбежное упорядочивание жизни.

Совершенно неожиданно Онегин оставляет высший свет, испытывая скуку от однообразных пошлых и мелочных развлечений. Принимая угрюмый и томный вид, он уже становится «лишним человеком» в обществе. При этом Пушкин специально обращает внимание читателей, что главный герой — не Чайльд Гарольд, а просто «добрый малый, как вы да я, да целый свет».

За охлаждением и равнодушием Онегина к жизни скрывается тяга к чему-то неизвестному. Евгений страдает от мучительного желания вырваться из надоевшей действительности. При этом он не становится чистым романтиком, потому что отвергает бесплодные мечты и не создает для себя идеалов.

Попытки главного героя избавиться от «русской хандры» обречены на неудачу. Ему не удается серьезно взяться за писательский труд. Чтение чужих книг вновь вызывает у него скуку. Одним из последних вариантов становится для Онегина заграничное путешествие, но этот план перечеркивает смерть дяди.

Деревня

Переезд в деревню возрождает в Евгении надежду на избавление от скуки. Но уже на третий день хандра возвращается к нему. Резкий контраст между городом и деревней в сознании Онегина совершенно стирается. На новом месте он находит точно такое же однообразие жизни.

В имении Евгений вновь оказывается «лишним человеком». Первым распоряжением в статусе хозяина он переводит крестьян с барщины на оброк. После этого соседи единогласно решают, что Онегин — «опаснейший чудак». Его стремление избежать дружеских отношений только усиливает подозрения и приводит к возникновению нелепых слухов и домыслов.

Злой рок продолжает тяготеть над Онегиным. Его нелюдимость основана на огромной разнице между уровнями образования и воспитания. Евгению претит слушать нескончаемые разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Несмотря не внешнюю холодность и замкнутость, Онегин не утратил добрые позывы души. Об этом свидетельствует его дружба с Ленским. «От делать нечего друзья» проводят время в откровенных беседах на разные темы. Восторженная мечтательность молодого поэта способна хоть на время рассеять скуку разочаровавшегося в жизни Онегина.

Лишний человек Евгений Онегин

Любовь Татьяны

Одним из самых спорных качеств в образе Евгения является его отношение к чистой и беззаветной любви Татьяны. Обычно отмечают странную жестокость главного героя к наивной деревенской барышне. Если Онегину настолько опротивела столичная жизнь, то не будет ли лучшим выходом свадьба с простодушной провинциальной девушкой?

Для «страдающего эгоиста» ответ очевиден: «Супружество нам будет мукой». Сцена объяснения с Татьяной только подтверждает благородство души Онегина. Искушенный в любви главный герой не только не воспользовался наивностью девушки, но и постарался предельно искренне объяснить ей невозможность взаимного счастья.

Дуэль

На совести Онегина тяжелым камнем лежит убийство Ленского. Это поступок, конечно же, не может быть оправдан. Однако повод к ссоре и обстоятельства дуэли могут быть объяснены тем же довлеющим над Онегиным роком.

На именинах Татьяны главный герой чувствует острое желание нарушить провинциальную идиллию. С начала заигрывания с Ольгой вплоть до смерти Ленского Онегин находится под властью прочно усвоенных им «правил» высшего света, перед которыми дружба отходит на задний план. Он даже не подозревает, какой значение для романтически настроенного поэта будет иметь эта жестокая шутка.

Дуэль еще можно было предотвратить, но вмешательство в роли секунданта Зарецкого напоминает Онегину об «общественном мненье». Опасаясь насмешек, он продолжает следовать принятым правилам. Только после рокового выстрела главный герой приходит в себя: «к юноше спешит, глядит, зовет его… напрасно». Убив лучшего друга, Онегин фактически обрывает последнюю нить, связывающую его с людьми и становится по-настоящему «лишним человеком».

Заключение

Вспыхнувшая в финале романа страсть Онегина к повзрослевшей и вошедшей в высшее общество Татьяной — своеобразная насмешка судьбы над «страдающим эгоистом». Слишком поздно он нашел долгожданное средство избавления от скуки. Решающее объяснение с Татьяной лишает Онегина последнего смысла в жизни и обрекает его на полное одиночество.