Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки | теория по обществознанию 🙆 человек и общество

Понятие науки

Наука – это…

  • Система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человечества.
  • Сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых достоверных знаний.
  • Система специфических организаций и учреждений (университетов, исследовательских институтов, научных лабораторий и так далее).

Наука также является социальным институтом общества и включает в себя ученых, их опыт и знания, научные организации, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы и особый язык.

Роль науки в современном обществе ( 10 класс)

Главная цель науки – получение научных знаний, которые впоследствии лягут в основу научной картины мира.

Основное отличие научного знания от обыденного в том, что наука стремится постигнуть причины, суть процессов и их закономерность, в то время как обыденное знание ограничивается констатацией фактов, чувственным восприятием и изучением явлений только для удовлетворения повседневных нужд. К примеру, ученые-метеорологи изучают и причины дождя, и состав его воды, и различие между дождями в разных частях планеты, в то время как обывателя – дачника дождь интересует только тогда, когда поливает его участок.

Однако наука выполняет не только задачу получения новых знаний.

Функции науки:

  1. Культурно-мировоззренческая состоит в формировании целостной научной картины мира.
  2. Производственная. Научные открытия ложатся в основу усовершенствования производства: когда-то механический ткацкий станок и конвейер были созданы на основе исследований и новых знаний.
  3. Сила, управляющая процессами социального развития. Многие научные открытия оказывают значительное влияние на общество: доказательство шарообразности земли, открытие электричества значительно изменил мировоззрение, привычки и образ жизни множества людей. Кроме того, именно ученые и мыслители создают новые модели обществ и общественных отношений (марксизм сначала был лишь научной теорией, которая со временем стала основой социалистических обществ разных стран).
  4. Прогностическая. Ученые, анализируя причины и закономерности явлений, способны прогнозировать погоду, тенденции в развитии экономики и общества.

Особенности научного мышления

Научная картина мира имеет ряд особенностей по сравнению с обыденной и религиозной. В предыдущих статьях мы уже говорили об особенностях каждого из этих типов мышления, но в этот раз подробнее рассмотрим научный.

Особенности научного мышления:

  1. Объективность, способность воспринимать и анализировать информацию вне зависимости от собственных чувств, симпатий и антипатий. Человек не может быть абсолютно объективен, но ученый должен к этому стремиться.
  2. Системность, которая включает в себя многолетний опыт, описание научных фактов, которые впоследствии объединяются в теорию.
  3. Обоснованность: каждое утверждение должно быть подкреплено фактами, а теория не признается истинной до тех пор, пока не будет проверена.
  4. Концептуальность: в каждой науке существует свой язык условных знаков, терминов, символов. В математике это цифры и знаки действий, в биологии – термины, построенные по определенному принципу.
  5. Наличие методологии, то есть научных способов, с помощью которых добывается и проверяется новое знание.

Классификация современных наук ( 10 класс)

Естественные и социально-гуманитарные науки

На разных основаниях можно по-разному классифицировать науки. Чаще всего используется предметная классификация (предмет – это то, на что направлена деятельность), на основании которой науки делят на:

  1. Естественные, которые изучают космос, нашу планету, природу и все, что связано с ней (астрономия, геология, биология и так далее).
  2. Технические науки, которые изучают законы химии, физики и других наук).
  3. Социальные (общественные), изучающие общество и закономерности его развития (политология, юриспруденция, социология).
  4. Гуманитарные, изучающие человека и его деятельность в обществе (история, психология, искусствоведение).

Научно-техническая революция и ее влияние на общество

НТР – это результат скачка в развитии производительных сил общества, когда наука превратилась в производительную силу, стала постоянным источников новых идей, способствующих развитию общества.

Положительные последствия НТР:

  1. Увеличение роли научных знаний.
  2. Развитие образование.
  3. Создание новых, искусственных материалов, появление новых источников энергии.
  4. Появление возможности относительно безопасно работать в трудных условиях.
  5. Овладение человечеством высокими скоростями.

Отрицательные последствия НТР:

  1. Техногенные катастрофы (взрыв на чернобыльской АЭС).
  2. Рост безработицы, вызванный циклическими спадами производства и исчезновением некоторых профессий.
  3. Экологические проблемы.

Наука, её значение в жизни современного общества (8 класс)

Сегодня слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них: наука — это особая система знаний. В отличие от личного опыта и здравого смысла, наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывают более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс — объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др.

В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний — методы наблюдений, экспериментов, расчётов, доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.

Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык — формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Математика оперирует цифрами, химия — условными знаками, обозначающими химические элементы

Нравственные принципы труда учёного (8 класс)

Настоящими учёными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них — люди с высокими моральными принципами.

Во все времена сообщество учёных отвергало плагиат — присвоение чужих идей. Скрупулёзное следование истине, честность перед самими собой и другими отличают настоящих учёных. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. История и современность дают немало примеров преданности учёных своей науке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а нередко здоровьем и самой жизнью. Честное имя в науке ценится ничуть не меньше результата исследования.

Одна из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки, — проблема последствий их работы. Неоднократно известные учёные делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.

Возрастание роли научных исследований в современном мире (8 класс)

Современная организация научных исследований заметно отличается от принятых в XVII в. и даже в XX в. Первоначально наука ограничивалась функцией поиска истинного знания, а философия помогала понять и объяснить устройство мира в целом. Немало времени потребовалось науке для утверждения права формировать мировоззрение, установить своего рода разграничение влияния с религией. Сегодня без научных представлений существование духовной культуры невозможно.

Индустриальное общество потребовало от науки более тесной связи с производством, ориентации на развитие технических идей. В свою очередь, наука получила от производства мощнейший импульс для развития в виде технического оборудования. Связь между наукой и производством стала не просто непосредственной, но и необходимой и для техники, и для науки. Многие научные идеи, рассматриваемые прежде только как идеальные и умозрительные, получили возможность проверки и подтверждения в результате развития технико-технологических возможностей общества. Путь от научной идеи до её воплощения в техническое устройство заметно сократился. Фактически многие научные центры стали искать способы приближения своих новых достижений к непосредственному производству. Прогрессивной формой сотрудничества науки и производства стали так называемые технопарки.

 

Текст: Дана Донецкая, 10.8k 👀

Задание EO0602s

Виталий работает в научно-исследовательском институте. Какие из приведенных фактов говорят о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
  1. Он занимается анализом научных публикаций по своей специализации.
  2. Он входит в профсоюзную организацию.
  3. Он часто посещает городскую библиотеку.
  4. Он выступил с докладом на международной научной конференции.
  5. Он готовит к публикации монографию.
  6. Он просматривает вечерние выпуски новостей.

Как видно, задание не такое сложное, как может показаться – выполнить его хотя бы на 1 балл можно даже в том случае, если не знаешь ничего по теме научной деятельности. Анализ научных публикаций по специализации относится к научной деятельности, поскольку анализ – один из методов науки. В профсоюзную организацию может входить любой человек, поэтому этот пункт не подходит. То же самое относится и к посещению библиотеки. А вот выступление с докладом и подготовка монографии – яркие черты, характерные для научной деятельности: люди, не занимающиеся наукой, делать этого не могут. Остается просмотр новостей, который не имеет отношения к профессиональной деятельности.

Ответ: 145

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0504s

Установите соответствие между уровнями научного познания и их характеристиками; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) Выдвижение гипотез. Б) Объяснение сущности изучаемых явлений. В) Проведение научного эксперимента. Г) Выявление закономерностей, по которым происходят изучаемые процессы. Д) Проведение наблюдения за каким-либо явлением.
  1. Теоретический
  2. Эмпирический
Ответы занесите в таблицу
А Б В Г Д

Теоретический уровень научного познания основывается на различных предположениях, суждениях, выводах, умозаключениях; эмпирический предполагает ориентацию на чувственное познание – на что-то видимое, происходящее, наблюдаемое. Выдвижение гипотез, объяснение сущности изучаемых явлений и выявлений различных закономерностей – стадии теоретического познания. А вот проведение наблюдения и эксперимента – яркие примеры эмпирического познания. Данный вариант задания довольно легкий, главное – помнить, что все практические действия связаны с эмпирическим уровнем познания.

Ответ: 11212

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0203s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза, анализ.


Научное познание – это такой вид познавательной деятельности, который направлен на получение объективных и систематизированных знаний в различных сферах. Следовательно, системность и объективность – это особенности, характерные для научного познания. Эксперимент – это один из эмпирических методов научного познания, а анализ относится к теоретическим методам. Гипотеза – это научное предположение, для проверки которого и используются различные методы научного познания.

Нетрудно заметить, что все понятия связаны с научным познанием; оно и является для них обобщающим словом.

Ответ: научное познание

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Вся теория

Природное и общественное в человекеМировоззрение, его виды и формыЗнание и виды знания. Истина и ее критерии.Мышление и деятельностьПотребности и интересыСвобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственностьСистемное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты обществаПонятие культуры. Формы и разновидности культурыОбразование и его значение для личности и обществаРелигия. МоральИскусствоМоральОбщественный прогресс. Типы обществ. Глобальные проблемы XXI векаЭкономика и экономическая наукаФакторы производства и факторные доходыЭкономические системыРынок и рыночный механизм. Спрос и предложениеПостоянные и переменные издержкиФинансовые институты. Банковская системаПредпринимательствоЦенные бумагиРынок труда. БезработицаИнфляция: виды, причины и последствияЭкономический рост и развитие. ВВП.Роль государства в экономикеНалогиГосударственный бюджетМировая экономикаСоциальная стратификация и мобильностьСоциальные группыЭтнические общности и нацииСоциальный конфликтВиды социальных норм. Социальный контрольПонятие власти. Государство и его функцииПолитический процесс. Политическое участиеПолитическое лидерствоОрганы государственной власти Российской ФедерацииПраво в системе социальных нормСистема российского права. Законотворческий процессПонятие и виды юридической ответственностиОсновы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство РФ о выборахСубъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные праваОрганизационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельностиПорядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договораСемейные правоотношения Особенности Административной юрисдикцииПраво на благоприятную окружающую среду и способы его защитыОтрочество – особая пора жизниСемья и семейные отношенияЧеловек. Загадка человекаСемейное хозяйствоСвободное времяРодинаГосударственные символы РоссииМы – многонациональный народТруд в обществеГражданин РоссииТруд и творчествоЧеловек в социальном измеренииИндивидуальность – плохо или хорошо?Человек познает мирУчимся узнавать и оценивать себяНа пути к жизненному успехуЧеловек среди людей. Межличностные отношенияПоощрение и наказаниеОбщениеНравственные основы жизни. Человек славен добрыми деламиБудь смелымПрава и обязанности гражданСфера духовной культуры. Сфера духовной жизниОтклоняющееся поведениеДеньги и их функцииПолитические режимыГражданское общество и государствоКто стоит на страже законаПрава и свободы человека и гражданинаУголовно-правовые отношенияСоциальные права человекаМеждународно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образованияЧеловек — часть природыОсновные отрасли права. Разновидности правовых норм.Слагаемые успеха в бизнесеДемографическая ситуация в современной России