Образ Онегина в романе «Евгений Онегин»

сочинение по литературе 9 класса • 350-450 слов (3-4 страницы) • Евгений Онегин

Формулировка темы – самая общая. Материал к этому сочинению может быть использован в работах, написанных на другие темы:

  • Евгений Онегин как лишний человек
  • Онегин и Ленский
  • Онегин и Татьяна
  • Онегин и Печорин
  • Проблема счастья и долга в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Чтобы справиться с данной темой, можно обратиться к развёрнутому плану, который позволит выстроить работу и нацелит на отбор необходимого материала.

Вступление

  1. Свидетельством происходящих в Пушкине изменений стал роман в стихах «Евгений Онегин», который создавался в течение семи лет (1823—1831); в течение этого периода многократно менялся замысел романа, эволюционировал сам поэт, его представления о своих героях и отношение к ним.
  2. Евгений Онегин меняется от главы к главе, даже внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может измениться. Основным принципом в изображении «живого», «незастывшего» героя стал «принцип противоречия».

Основная часть

  1. Противоречия в изображении Онегина.
    1. В начале первой главы Онегин изображён сатирически как типичный представитель светского общества (назовите черты, присущие герою как светскому человеку).
    2. В конце 1 главы изображение Онегина становится романтическим, напоминающим «байронического» героя (черты онегинского романтизма близки самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)
    3. Автор видит противоречивость в характере героя: «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Сложность героя, уход от односторонности личности Онегина становится подтверждением реализма в его изображении.
  2. Загадка Онегина и ее разрешение:
    1. Каков Онегин на самом деле, кто он такой Онегин? Этот вопрос возник перед влюблённой в него Татьяной. Сначала она видела в нем отражение героев «возвышенных» романов: или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Позднее, уже после дуэли, Татьяна вновь возвращается к этим вопросам: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»
    2. Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг — и догадывается: «Уж не пародия ли он?»
    3. Однако и этот недостаточно точен. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Конечно, в Онегине есть «пародия»; его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда…»), но разгадка его заключается совершенно в другом.
    4. Так кто же он? Он — сложный, противоречивый человек. Если вы ищете в нём некую однозначность, то напрасно; разгадка заключена именно в его человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, непредсказуемый, появился в русской литературе благодаря А. С. Пушкину.
  3. Онегин — лишний человек.
    1. Онегин — особый человеческий тип. Он «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие»вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей твоего времени, не сделал ничего, кроме зла: убил на дуэли друга, принес несчастье Татьяне: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».
    2. В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним», некому не нужным.

Заключение

Этот характер стал для русской литературы типическим. Позднее появился Печорин в романе М. Лермонтова, затем Рудин в романе И.Тургенева, гончаровский Илья Обломов. Они похожи тем, что их высокие таланты, душевные порывы не нужны обществу отчасти по причине их собственной слабости, отчасти же по вине общества, которому они были укором. Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них — тема «лишнего человека».

Русская критика об Онегине

Белинский В.Г. «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою».

Достоевский Ф.М. «Но теперь, в начале поэмы, он пока еще наполовину фат и светский человек, и слишком еще мало жил, чтоб успеть вполне разочароваться в жизни. Но и его уже начинает посещать и беспокоить «бес благородный скуки тайной». В глуши, в сердце своей родины, он конечно не у себя, он не дома. Он не знает, что ему тут делать, и чувствует себя как бы у себя же в гостях. Впоследствии, когда он скитается в тоске по родной земле и по землям иностранным, он как человек бесспорно умный и бесспорно искренний, еще более чувствует себя и у чужих себе самому чужим. Правда, и он любит родную землю, но ей не доверяет. Конечно, слыхал и об родных идеалах, но им не верит. Верит лишь в полную невозможность какой бы то ни было работы на родной ниве, а на верующих в эту возможность, — и тогда, как и теперь, немногих, — смотрит с грустною насмешкой».

Писарев Д.И. «В самом деле, попробуем задать себе вопросы: чем же охлажден ум Онегина? Какую игру страстей он испытал? На что тратил и истратил он жар своего сердца? Что подразумевает он под словом жизнь, когда он говорит себе и другим, что жизнь томит его? Что значит, на языке Пушкина и Онегина, жить, мыслить, чувствовать? Прежде всего надо решить вопрос: что за человек сам Евгений Онегин?

  • Игру страстей он испытал настолько, насколько эта игра входит в «нашу страсти нежной». О существовании других, более сильных страстей, страстей направленных к идее, он даже не имеет никакого понятия подобно тому, как не имеет о них понятия пушкинский Фауст.
  • Жар своего сердца Онегин истратил на будуарные сцены и на маскарадные похождения. Если Онегин думает, что жизнь томит его, то он думает чистый вздор; кого жизнь действительно томит, тот не поскачет на почтовых за наследством в деревню умирающего дяди.
  • Жить, на языке Онегина, — значит гулять по бульвару, обедать у Талона, ездить в театры и на балы.
  • Мыслить — значит критиковать балеты Дидло и ругать луну дурой за то, что она кругла.
  • Чувствовать — значит завидовать волнам, которые ложатся к ногам хорошенькой барыни.
  • Кто жил и мыслил подобно Онегину, тот, разумеется, не может не презирать людей, живущих менее роскошно и мыслящих не столь оригинально.
  • Кто чувствовал подобно Онегину, того, разумеется, тревожит призрак невозвратимых дней, то есть тех дней, когда случалось видеть вблизи ножки, ланиты, перси и разные другие интересные подробности женского тела.

Онегин — совсем не «дух отрицанья, дух сомненья», а просто — коварный изменщик и жестокий тиран дамских сердец. Мы увидим ниже, что этот результат оправдывается всем дальнейшим ходом романа».

Вариант сочинения

Роман «Евгений Онегин» создавался А.С. Пушкиным в течение 8-и лет – с 1823 по 1831 гг. первые главы были написаны совсем еще молодым поэтом,  последние – человеком, уже многое испытавшим в жизни.

На протяжении романа взрослеет и меняется вместе с автором Евгений Онегин, главный герой романа в стихах. В первых главах романа мы узнаем, что Онегин – «добрый приятель» автора-рассказчика. У них схожие интересы, взгляды на жизнь, они ровесники.

Однако между ними есть весомое отличие: у автора интерес к жизни не угас, он исследует малейшие ее проявления, тогда как Онегин во всём разочарован. Он уже не способен ничему удивляться, у него нет поводов для восхищения, он никому не доверяет и не вверяет свои духовные искания.

Онегин – молодой дворянин, живущий легко и бесцельно. Все свое время он тратит на развлечения: светские балы,  театры, гуляния по набережной, рестораны.

Он выделяется среди своих сверстников живым и острым умом. Интересуется общественной и политической жизнью, у него на все есть собственное мнение, однако главная беда Онегина заключается в том, что «русская хандра им овладела понемногу». Ему наскучила  светская жизнь, он не видит для себя будущего.

По делам наследства Евгений отправляется в деревню, где ничего нового не испытывает. Поэтому через три дня решил, что и «в деревне скука та же».

В своем сельском имении Евгений знакомится с молодым поэтом Владимиром Ленским. Его веселит юношеская наивность и пылкость сердца Владимира. Они постепенно начинают сближаться, и Ленский знакомит нового приятеля с семьей своей невесты Ольги Лариной. Они становятся частыми гостями в доме Лариных. Онегин своей загадочностью, непохожестью на других привлекает старшую сестру Ольги – Татьяну Ларину. Но Евгений, получив письмо девушки с признанием в любви, , убеждая в том, что «не создан для блаженства», для семьи и любви. Спустя шесть лет он сам молит ее о любви, пишет письма с признаниями, стоит перед ней на коленях.

Так Пушкин показывает, что герой способен к возрождению, что он меняется, переосмысливает прошлое и настоящее. Однако ничего уже вернуть нельзя. Татьяна замужем, и предавать мужа она не станет.

На примере образа главного героя Пушкин раскрывает проблему целого поколения – бездушность светского общества способна погубить лучшие умы своих представителей. Люди, обладающие огромным потенциалом, не могут найти применения собственным возможностям. Они оказываются не нужны ни своему времени, ни обществу, ни стране.

Онегин открывает целую галерею «лишних» людей. За ним последуют Печорин, Обломов, Базаров, Рудин и другие. Думаю, что Пушкин очень точно обрисовал проблему современного ему человека.

Материалы по произведению

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизниАнализ романа «Евгений Онегин»Лишний человек Евгений ОнегинОбраз автора в романе «Евгений Онегин»Образ Владимира Ленского «Евгений Онегин»Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»Природа в романе «Евгений Онегин»Тема любви в романе «Евгений Онегин»Характеристика Евгения Онегина как герояЧитательский дневник «Евгений Онегин»
Текст: Елена Бочкова, 16.7k 👀