Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Тема «Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» довольно стандартная и не даёт простора для творчества. Однако она помогает собрать материал, систематизировать его, направить к изучению критических статей, в том числе и современных исследователей. Сочинение нужно написать, обязательно составив план, поскольку материал обширный: чтобы ничего не упустить, план необходим.

План сочинения

  1. Полемика русской критики о Катерине, героине пьесы А.Н. Островского «Гроза».
  2. Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
    1. Жизнь Катерины в родительском доме.
    2. Основные черты характера: искренность, совестливость и правдивость; мечтательность и поэтичность; чувство собственного достоинства, свободолюбие и независимость; решительность.
    3. Что вызывает у Кабановой недовольство Катериной?
    4. Кто виноват в трагедии Катерины?
    5. Сила или слабость проявились в её самоубийстве? Катерина как трагическая героиня.
  3. Чем интересен образ Катерины для современного человека?

В начале сочинения можно сказать об острой полемике, развернувшейся в русской критике об образе Катерины.

Критика об образе Катерины

Н.А. Добролюбов. Статья «Луч света в тёмном царстве»

  1. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе
  2. Решительный, цельный русский характер
  3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный.
  4. У Катерины все делается по влечению натуры.
  5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…
  6. Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.
  7. Нам отрадно видеть избавление Катерины.

Д.И. Писарев. Статья «Мотивы русской драмы»

  1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление.
  2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…
  3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?
  4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве.
  5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
  6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством — самоубийством.
  7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением.

Сравнивая данные цитаты, вы увидите совершенно противоположные оценки образа Катерины, оттолкнувшись от которых вы перейдёте к рассказу о главной героине «Грозы», чтобы сделать свои выводы.

Важно! Не забывайте о том, что вы говорите о женщине второй половины XIX века, которая живёт в патриархальной купеческой среде. Поэтому нельзя игнорировать законы и традиции этого мира, оценивая поступки Катерины и нарочито осовременивая их.

Альтернативный план сочинения

Предлагаем ещё один план, который позволяет обобщить материал по образу Катерины Кабановой.

  1. Жизнь Катерины в родительском доме.
    1. Любовь и теплота отношений в семье.
    2. Времяпрепровождение (посещение храма, вышивание, выращивание цветов, общение со странницами).
    3. Душевный покой и свобода.
  2. Черты характера, сформированные в доме родителей.
    1. Впечатлительность, экзальтированность.
    2. Романтически возвышенное отношение к жизни
  3. Жизнь Катерины в доме Кабановых.
    1. Жестокое отношение Кабанихи. Тягостная атмосфера в доме. Отношения родных, построенных на страхе и обмане.
    2. Ощущение постоянного давления, стремления унизить.
    3. Непонимание Тихоном и Варварой особенностей натуры Катерины.
    4. Попытки Катерины отстоять свою независимость.
  4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
    1. Осознание своей обречённости.
    2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
    3. Страстное стремление к свободе, любви и счастью.
  5. Основные черты характера:
    1. Честность, открытость.
    2. Моральная чистота.
    3. Решительность, способность на поступок.
    4. Страстность натуры, глубина чувств.
    5. Стремление к свободе.
    6. Поэтичность натуры.
    7. Доброта, бескорыстие.
  6. Гибель Катерины как стихийный протест против гнетущих порядков «тёмного царства».

К использованию в работе предлагаем наиболее важные фразы, которые произносит героиня в пьесе.

  • (Варваре) Я у вас завяла совсем. Да здесь все как будто из-под неволи,
  • (Варваре) Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так ты разбежалась, подняла руки и полетела.
  • (Кабановой) Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.
  • (Варваре) Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.
  • (Борису) Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?
  • (из монолога героини) Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. В могиле лучше…
  • (Борису) Иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы.

Финал работы может быть таким: «Пьеса Островского отразила протест против «тёмного царства», семейной тирании. Именно он стихийно выражен Катериной Кабановой. По ходу развития сюжета в душе этой женщины растёт возмущение и негодование: мечтающая о счастье и любви, о радостной и духовно наполненной жизни Катерина не приемлет фальши, лицемерия в отношениях между членами семьи. Самоубийство Катерины – это не проявление слабости духа, а невозможность выйти из положения иначе, потому что жить в кабановском доме, вернуться туда – это равносильно смерти. Очень точно об этом пишет Н. А. Добролюбов: «»В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на ее живую душу».

Однако отметим, что вы можете выразить свою точку зрения, основываясь на сделанных наблюдениях.

Первый вариант сочинения

Катерина – главная героиня знаменитой пьесы А.Н. Островского «Гроза». Она представляет собой образ непокорённой русской женщины, способной ради своей свободы расстаться с жизнью. Её протест стал свидетельством проявления сильного характера, незаурядной личности, сформировавшейся в недрах купеческого патриархального мира.

Катерина. Иллюстрация С. Герасимова

Образ Катерины очень выделяется на фоне всех остальных. В ней развито стремление к свободе. Причиной этому – её детство, когда родители не ограничивали свою дочь жёсткими патриархальными рамками, позволяли делать ей самостоятельный выбор.

Время, проведённое в родительском доме, было для Катерины счастливым, радостным и беззаботным, пронизанным любовью близких людей друг к другу. Она проводила свой досуг так, как ей хотелось. Своё детство и юность Катерина провела, словно «птичка на свободе», окружённая родительской заботой.

Просыпалась Катя рано, умывала своё лицо родниковой водой, ходила вместе с матерью в церковь на утреннюю службу, а затем принималась за какую-нибудь работу под рассказы богомолок, которые часто бывали в их доме.

И вот из этой обстановки она попала в атмосферу дома Кабановых, где всё основано на страхе, обмане и беспрекословном повиновении. Главой этого семейства была новоиспечённая свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, которая держала всех домочадцев в ежовых рукавицах. Она была настоящим деспотом и тираном, для которого не имеют значения чувства и желания других людей. «Домашних заела совсем».

Среди всех героев пьесы у Катерины самый сильный характер. Её упрямая и непокорная натура не могла мириться с тем, что противоречило её идеалам. Самой важной чертой характера Катерины является искренность, её нежелание жить во лжи. Она не хочет, да и не умеет притворяться, врать, лицемерить, хитрить. Неоспоримым подтверждением этому является признание Катерины в совершённой измене. Окружающие могли бы никогда не узнать этого, если бы она сама им об этом не рассказала. На самом деле не гроза и не страх возмездия побудили Катерину открыть всем правду, она просто не могла больше терпеть душевные муки, испытываемые от осознания своей греховности. Такая жизнь для неё была хуже смерти. Катерина всегда стремилась к свободе и все-таки обрела её, но страшной ценой.

В образе Катерины особое внимание уделяется её речи. Многогранность её внутреннего мира отображается в её монологах, именно в них раскрываются её переживания, мотивы всех поступков. Её воспоминания и манера говорить указывают на возвышенность духовного мира.

В первом монологе она восторженно рассказывает о своём детстве, том времени, когда была по-настоящему любима и счастлива. Во втором монологе  раскрывается истинная натура Катерина. Этот монолог даёт понять, о чём она думает, оставшись дома одна, после унизительных наставлений мужа, которые он ей дал перед отъездом по приказу своей матери. Несмотря на то, что Катерина раздавлена его словами, в монологе нет никакого надрыва. Эта сцена напоминает природу, которая затихла перед грозой. А последний её монолог расставляет все точки над «и». Становится понятно, что Катерина больше не вернётся к прежней жизни. Она осознала, что обрести долгожданный покой у неё получится только после смерти. И веря в этом всем сердцем, она бросается в воды Волги. Именно в этом монологе ощущается в полной мере несоответствие душевных стремлений с законами жестокого патриархального мира.

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Катерина и Кабаниха – это два противоположных человека, две противоборствующие стороны. Все герои пьесы являются либо жертвами «тёмного царства», либо сторонниками его порядков. А Катерина – единственный человек, который не хочет мириться с существующими законами, но и жертвой быть не желает. Внешне она хрупкая и нежная, но на самом деле не такая беззащитная, как кажется. У неё есть внутренний стержень, который не позволяет ей согнуться под действием чужой воли.

Кабаниха – совершенно другой человек. В произведении она выступает антиподом Катерины. Она была вполне довольна порядками, установленными в их мире, ведь остальные беспрекословно подчинялись ей до тех пор, пока в их доме не появилась Катерина, отказывающаяся терпеть её грубость и жестокость. Именно поэтому невестка так неприятна Марфе Игнатьевне. Между ними назревает неизбежный конфликт, который достигает своего апогея после признания главной героини в совершенной измене. Катерина понимает, что обратной дороги для неё больше нет, поэтому принимает решение умереть. А Кабаниха ничуть не опечалена этим выбором, ведь теперь некому будет ей противостоять.

Гибель Катерины – это результат столкновения мировоззрений двух поколений. Своей смертью она выказала протест против жестокости и тирании, процветающих в патриархальном мире. Её смерть говорит о неизбежном конце «темного царства».

Второй вариант сочинения

Катерина Кабанова – главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». Б Катерина не похожа на других жителей Калинова, она отличается от окружающих своим виденьем мира, непокорностью, силой характера и чувством собственного достоинства.

Иллюстрация А. Парамонова

Катерина – молодая и красивая женщина, которая по стала женой Тихона, сына зажиточной купчихи Кабанихи. Марфа Игнатьева – полноправная хозяйка дома, властная и не терпящая возражений. У Катерины в этом доме нет никаких прав, она не вольна распоряжаться своей собственной судьбой. Единственной её отрадой являются воспоминания о безвозвратно ушедшем детстве, проведённом в родительском доме, где её любили. Там она жила окружённая заботой и лаской своей матери. Родители предоставляли Катерине полную свободу выбора, не ограничивая её желания.

Совершенно иной была жизнь в доме Кабановых. Каждый день был полон оскорблений и унижений. Катерина шага не могла ступить без согласия Кабанихи. От мужа она не видит ни поддержки, ни понимания, потому что он сам во всём подчиняется своей матери. Здесь никому не нужны искренние чувства, поэтому нерастраченная любовь толкнула Катерину к измене. В Борисе она нашла то, чего ей так сильно не хватало всё это время.

Катерина была искренней, доброй, не терпела лицемерия и обмана. Самой главной чертой её характера можно назвать честность. В доказательство этому можно привести в пример сцену отъезда Тихона, когда Кабаниха хотела, чтобы её невестка выла от тоски, но Катерина не могла притворяться. Она считала, что в первую очередь нужно прислушиваться к порывам своей души, а не безвольно следовать обычаям.

Когда Катерина поняла, что любит Бориса, сразу же призналась ему в своих чувствах, не желая их таить. Она пыталась бороться с самой собой, но любовь оказалась сильнее. А впоследствии об этой любви узнали и все остальные из уст самой Катерины, когда она была уже не в силах испытывать душевные муки от осознания собственной греховности. Публичное покаяние свидетельствует о глубине благородной натуры главной героини, о её решительности и нравственном величии.

Образ Катерины раскрывается в полной мере через любовную линию сюжета. Борис – это приехавший из Москвы по делам своего наследства племянник Дикого. Чувства между ним и Катериной вспыхивают внезапно. Катерина старается с ними бороться, потому что она набожна и свято чтит клятву, данную во время своего венчания, но любовь оказывается сильнее.

Варвара, которой Катерина открыла своё сердце, устроила встречу влюбленным. И это продолжается всё время, пока Тихон находится в отъезде. Узнав о его приезде, Борис отказывается от дальнейших встреч и просит сделать так, чтобы эта связь сохранилась в тайне. Вот только Катерина не такой человек. Она не может обманывать ни окружающих, ни саму себя. После того, как выясняется, что любовь Бориса неискренняя, Катерина принимает решение покаяться перед людьми. А затем, не найдя ожидаемого успокоения от этого раскаянья, бросается в реку с обрыва.

Выходит, что Борис никогда и не любил Катю, для него это был обыкновенный роман без продолжения. Да и Катерина на самом деле тоже не любила его, а просто нашла выход для своих нерастраченных чувств. Эти отношения нужны были главной героине только для того, чтобы понять свою несовместимость с окружающим её «тёмным царством», и смерть становится единственным выходом из сложившейся ситуации.

Третий вариант сочинения

В драме «Гроза» А.Н. Островский создал абсолютно новый для своего творчества женский образ – с внутренней гармонией, духовной силой и необыкновенным мироощущением.

Катерина — светлый человек с поэтичной возвышенной душой. Она мечтательница с замечательно развитым воображением. До замужества жила свободно: молилась в церкви, занималась рукоделием, слушала рассказы богомолок, видела сказочные сновидения. Автор ярко показывает стремление героини к духовности и красоте.

Катерина очень набожна и религиозна. Христианство в ее восприятии тесно связано с языческими верованиями и фольклорными преданиями. Внутренне существо Катерины стремится к свободе и полету. «Отчего люди не летают, как птицы?» – спрашивает она. Даже во сне она видит собственные полеты в виде птички или бабочки.

Выйдя замуж, поселившись в доме Кабановых, она чувствует себя, как птица в клетке. Будучи человеком, сильным по характеру, Катерина обладает чувством собственного достоинства. В доме Кабанихи, где все делается словно поневоле, ей тяжело. Тяжело принять слабохарактерность собственного мужа. Вся их жизнь строится на обмане и подчинении.

Прикрываясь заповедями божьими, Кабанова унижает и оскорбляет домочадцев. Вероятнее всего, столь частые нападки на невестку связаны с тем, что она чувствует в ней соперницу, способную противостоять ее воле.

Варе Катерина признается, что, если жизнь ее станет совсем невыносимой, терпеть она не станет – бросится в Волгу. Еще в детстве, когда родители чем-то обидели ее, она уплыла на лодке по Волге одна. Я думаю, что река для нее – символ свободы, воли, простора.

Жажда свободы в душе Катерины смешивается с жаждой истинной любви, не знающей границ и преград. Попытки сохранить отношения с мужем ни к чему не приводят – она не может уважать его из-за его слабого характера. Влюбившись в Бориса – племянника Дикого – она мнит его человеком добрым, интеллигентным и воспитанным, сильно отличающимся от окружающих. Он притягивает ее своей непохожестью, и героиня отдается своим чувствам.

Впоследствии ее начинает мучать осознание своей греховности. Ее внутренний конфликт обуславливается не только убежденностью в грехе перед Богом, но и перед собой. Представления Катерины о морали и нравственности не позволяют ей спокойно относиться к тайным любовным встречам с Борисом и обману мужа. Таким образом, страдания героини неизбежны. Из-за возрастающего чувства вины девушка признается во всем своей семье как раз во время надвигающейся грозы. В громе и молнии ей видится настигающая Божья кара.

Внутренний конфликт Катерины не может разрешиться ее признанием. От невозможности примирить свои чувства и мнение о себе окружающих она кончает жизнь самоубийством. Несмотря на это, Катерина думает о христианском всепрощении и уверена, что ее грехи отмолит тот, кто ее любит.

Мне очень жаль, что в окружении Катерины не нашлось ни одного сильного мужчины, способного оградить ее от внутренних переживаний и внешних конфликтов. По-моему, Катерину справедливо называют «лучом света в темном царстве».

Текст: Елена Бочкова, 18k 👀