Образ Софьи в комедии «Недоросль»

Вступление к сочинению должно обозначить место образа Софьи в системе персонажей, основанной, как и положено в классицистической комедии, на противопоставлении героев отрицательных и героев-резонёров, героев положительных, из чьих уст зритель (читатель) слышит нравоучительные речи: именно они произносят слова, наполненные гражданским пафосом, высокой моралью, слова-осуждения, направленные против дворян, презревших свой гражданский долг и забывших о законах добра и справедливости. Софья входит в эту группу вместе со Стародумом, Правдиным, Милоном. Однако нужно отметить, что роль Софьи в пьесе гораздо менее интересная, чем, например, роль того же Стародума. Она мало действует, говорит, она прежде всего слушает и внимает, берёт на вооружение опыт старших. В этом отношении она противопоставлена Митрофанушке, с которым они ровесники. Однако образ мыслей девушки совершенно иной, желание быть и становиться лучше в Софье очень развито, зато оно напрочь отсутствует в Митрофане.

План сочинения

  1. Место Софьи в системе персонажей комедии «Недоросль».
  2. Характеристика героини:
    1. происхождение, родственные связи с Простаковыми и Стародумом;
    2. значение имени героини;
    3. положение Софьи в семье Простаковых, причина изменения отношения к ней;
    4. Софья и Стародум, беспрекословность авторитета дядюшки у племянницы;
    5. Софья и Милон, взаимность их чувств;
    6. представления Софьи о семье, предназначении женщины.
  3. Образ Софьи как идеальной женщины, воплощающей в себе лучшие  человеческие качества. Отношение читателя к героине.

Лексика, которую можно использовать в сочинении: чувствительная, разумная, порядочная, добродетельная, добропорядочная, образованная, начитанная, сердечная, мудрая, нравственный идеал.

Несколько замечаний об особенностях изображения героини в комедии «Недоросль» просто необходимо сделать, чтобы вы их учли.

Особенности изображения героини

Создавая работу о Софье, вы должны обратиться к цитатам из текста. Надо сказать, что цитатный материал, который мог бы быть использован в работе, довольно скуден. О Софье говорят персонажи пьесы, а вот найти цитаты, которые принадлежат собственно ей, весьма затруднительно: всё, что она произносит, не даёт нам глубокие представления о её характере, образе мыслей. Всё это можно понять только из контекста пьесы. Например, слова героини «Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц» говорят нам о том, что Софье не чуждо чтение, она просвещает свой ум, причём читает она не любовные романы, а литературу полезную, просвещающую её. В общении со Стародумом она, конечно, занимает позицию слушателя, который внимает словам уважаемого ею человека, пытается осмыслить услышанное, говорит о таких понятиях, как достоинство, человечность, счастье, добродетель, что вообще-то говоря не очень свойственно юной девушке. Да и говорит она порой, словно изрекая истины: «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» или «Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью». Но ведь она «Софья», то есть в переводе с греческого «разумная, мудрая», и героиня вполне соответствует своему «говорящему» имени.

Материалы

Если вы зададитесь целью найти материалы критических статей об этой героине, то и здесь вас ждёт разочарование: если о Митрофане, Простаковой, Скотинине, Стародуме можно кое-что найти и почитать, то про Софью материалы скудны, потому что фонвизинская героиня, скорее всего, выполняет особую роль в пьесе: она оттеняет своей благопристойностью и воспитанностью, душевной чистотой и чувствительностью невежество и злонравие тех героев, которые в комедии осмеиваются её создателем. Такой характер не вызывает искреннего интереса и живых читательских чувств, в Софье много хорошего – и только. Идеальная героиня очень далека от по-настоящему интересного, живого человеческого характера, но именно это и делает её героиней комедии классицизма, «которая должна править ум и душу».

Вариант сочинения

Образ Софьи в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Софья – одно из действующих лиц пьесы Д.Фонвизина «Недоросль». С ней связаны события, которые позволяют сюжету развиваться: неожиданно объявляется её дядюшка Стародум, и она становится богатой наследницей, за её богатством охотится Митрофан и его дядюшка, Софью даже пытаются похитить, чтобы реализовать свои коварные планы.

Девушка рано остается без родителей и попадает в дом Простаковых, которые относятся к ней как к обузе. Однако всё меняется, как только Софья получает наследство: Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофанушку, чтобы окончательно прибрать к рукам состояние девушки. Но  этому не суждено было сбыться.

Софья в переводе с греческого обозначает «мудрость». Девушка наделена умом и сердечной чуткостью. В финале пьесы она прощает Простакову и сама бросается ей на помощь.

Несмотря на происки Простаковой и Скотинина, Софья остается верна своему жениху Милону. В это же время она готова подчиниться воле дяди, когда он говорит о том, что у него на примете есть подходящая для нее партия. Дело в том, что она безгранично доверяет дяде, просит его советов, которым нужно следовать.

Много рассуждает Софья о жизненных ценностях. Для нее совесть и сердце неразрывно связаны – спокойствие одной напрямую зависит от довольства другого, а для этого необходимо строго соблюдать правила добродетели. Она хочет получить уважение от тех, кого уважает сама, стремится не допустить плохих мыслей о себе. Она понимает, что рождение в семье дворян не делает человека благородным.

В образе Софьи, скромной и воспитанной, Д.И. Фонвизин обрисовал свой женский идеал. Основным принципом семейной жизни для нее становятся слова-наставления Стародума о том, что главой в семье должен быть муж, повинующийся рассудку, а жена обязана во всем подчиняться ему. Только тогда семья будет крепкой и счастливой.

Образ Софьи Фонвизин стремится сделать живым и подвижным. Это отражается в утонченном языке героини, ей не чужды шутки и даже манипуляция людьми – она с легкостью может заставить ревновать своего возлюбленного.

Софья, воспитанная Стародумом, прямо противопоставлена Митрофанушке, на которого большое влияние оказала Простакова.  Девушка во всем полагается на дядю, благодарна ему за те советы, которыми он поделился с ней, а Митрофан отрекается от матери в самый трудный момент ее жизни. Героиня добра, ценит честность и порядочность окружающих, а Митрофан жесток, только сила и богатство привлекают его внимание.

Софья противопоставлена и Простаковой. Помещица считает, что женщина не должна учиться грамоте, что замужество для нее – лишь средство достижения цели и собственного благополучия. Мужа она ни во что не ставит, даже бьет его. А для Софьи брак – это союз любящих сердец, основанный на уважении и взаимопонимании.

Текст: Елена Бочкова, 3.8k 👀