Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»

Тема сочинения представляет собой развёрнутую характеристику героя комедии Н. В. Гоголя Ивана Александровича Хлестакова. Рассказывая об этом герое, не забудьте о том, что в пьесе словно сосуществуют два человека: с одной стороны, бедный чиновник, титулярный советник Хлестаков, который живёт в Петербурге в доходном доме для бедняков (об этом он сам проговаривается в сцене вранья), и Хлестаков, которого случайно принимают за ревизора, в страхе ожидаемого чиновниками города, куда попал герой и откуда не мог уехать из-за отсутствия денег.

О прошлом Хлестакова мы узнаём из монолога его слуги Осипа, который презирает своего хозяина «добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой») за его неспособность жить по средствам, нежелание служить, но при этом за стремление казаться богатым и знатным. Уточним, что Хлестаков — коллежский регистратор, то есть чиновник самого низшего 14 класса в Табели о рангах.

Перечитайте этот монолог, который даст вам необходимый материал для работы над первой частью сочинения.

План сочинения

  1. Хлестаков в системе персонажей комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  2. Хлестаков – титулярный советник:
    1. отношение к службе;
    2. желание жить за чужой счёт (деньги на содержание даёт отец);
    3. неумение жить по средствам (сорит деньгами, пока они есть);
    4. карточный игрок.
  3. Какие обстоятельства привели его в город N?
  4. Как Хлестаков стал «ревизором»?
  5. Жизненные цели и стремления Хлестакова.
  6. Качества характера, раскрывшиеся в Хлестакове-«ревизоре»? Почему он постепенно наглеет, становится всё более самоуверенным? Откуда взялись в нём начальственные повадки и грозный тон?
  7. Хлестаков и хлестаковщина.

Цитатный материал

Можно воспользоваться некоторыми цитатами из текста, которые позволят охарактеризовать героя более глубоко. Это реплики самого Хлестакова, позволяющие нам понять, с кем мы имеем дело:

«Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

«Я ему (отцу) прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности; душа моя жаждет просвещения».

«А хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чёртом под крыльцо к какому-нибудь соседу помещику, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею… Воображаю, как бы все переполошились: «кто такой, что такое?» А лакей входит: (вытягиваясь и представляя лакея) «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, прикажете принять?»

Можно ввести в текст сочинения слова Н. Гоголя о своём герое из «Замечаний для господ актёров»: «…несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими».

Юрий Манн: «…сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль ревизора, не только не намереваясь её играть, но даже не поняв, что он её играет. Лишь к середине четвертого действия в голове Хлестакова начинают брезжить смутные догадки, что его принимают за «государственного человека».

С. Шапошников: «Открытый Н.В. Гоголем тип оказался настолько универсальным, узнаваемым и повторяющимся на разных этапах нашей национальной истории, что, вероятно, можно утверждать, что хлестаковщина является существенной частью русского характера. И до тех пор, пока рабство не будет “выдавлено по каплям”, гоголевская комедия останется современной, животрепещущей, словно сегодня созданной».

Первый вариант сочинения

Иван Александрович Хлестаков – главное действующее лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Это молодой двадцатитрехлетний человек, стройный и тонкий, поверхностный, без четкого представления о своем месте в жизни. По словам автора, таких людей «в канцеляриях называют пустейшими, потому что они не способны отвечать ни за свои слова, ни за действия.

Хлестаков по дороге домой, куда он едет по требованию отца, проиграл большую сумму денег. Поэтому он ютится в скромном номере гостиницы уездного городка N. У него нет еды и чистой одежды. Тут его и навещает городничий, который считает, что тот на самом деле ревизор, инкогнито находящийся в городе.

В Хлестакове Гоголь раскрывает образ «маленького человека», понимающего свою ничтожность в мире. Он занимает должность советника в канцелярии, получает скромнейшее жалованье. Но в мыслях, мечтах он видит себя человеком значительным, перед которым преклоняются, который живет красиво, которого обожают женщины.

Нельзя не отметить умение Ивана Александровича талантливо и беспрестанно фантазировать. Его легкомысленность и поверхностное мышление производят впечатление человека «без царя в голове». Он не способен видеть последствий своих поступков, поэтому с легкостью справляется с ролью «ревизора», рассказывая о своей жизни в Петербурге. Самое удивительное, что он сам начинает верить в свои глупые фантазии. Воображает себя большим писателем, главнокомандующим, общественным деятелем, приближенным к императору.

Не чувствуя угрызений совести, Хлестаков занимает деньги у чиновников, осознавая, что вернуть их не сможет. Его безнравственность отражается в его фривольном ухаживании сразу за двумя женщинами – супругой и  дочкой городничего. Причем и той, и другой он клянется в вечной любви, делает предложение Марии Антоновне.

Отъезд  Хлестакова совпадает с его разоблачением. Городничий и все чиновники города N узнают, что Хлестаков вовсе не ревизор. Но больше всего они переживают из-за того, что он теперь расскажет об их позоре, «в комедию вставит».

С образом Хлестакова связано такое понятие, как «хлестаковщина». Оно и сегодня живо: мы довольно часто встречаем людей, которые жаждут незаслуженной славы и внимания, хотят почестей, лести, подобострастия. Эти люди, которые ничего не достигли, трудолюбием не отличаются, талантов не имеют, однако они амбициозны, ничем не подкреплённые желания их безмерны. Так что Хлестаковы живы и сейчас.

Второй вариант сочинения

Главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Иван Александрович Хлестаков – личность неоднозначная и противоречивая. Об этом не раз упоминал и сам автор. Хлестакова сложно назвать мошенником и авантюристом, ведь он не выдает себя за «значительное лицо» сознательно, а только пользуется обстоятельствами. Но авантюрная жилка и склонность к жульничеству в герое присутствуют. Честный человек сразу бы опроверг ошибочное мнение окружающих и не стал бы одалживать деньги, зная, что никогда их не вернет. И уж точно не стал бы одновременно ухаживать за женой и дочкой городничего.

Хлестаков – гениальный фантазёр, он придумывает свою роскошную жизнь так легко и вдохновенно, как это делают дети, когда сочиняют небылицы. Иван Александрович получает удовольствие от своих фантазий и даже верит в них. По словам Гоголя, Хлестаков «лжет с чувством», без всякого плана и корысти.

Молодой человек двадцати трех лет, приятной наружности, чиновник самого низкого ранга, «простой елестратишка», бедный, да еще и полностью проигравшийся в карты – таким предстает перед нами герой в начале пьесы. Он голоден и умоляет трактирного слугу принести хоть какой-нибудь еды. Хлестаков приехал из провинции покорять столицу, но его безделье, нежелание ходить в канцелярию не позволили ему добиться хотя бы какого-то служебного продвижения. Даже слуга относится к нему с пренебрежением.

Такую фамилию своему герою Гоголь выбрал не случайно. В ней явно видны ассоциации с глаголами «хлестать»«ухлестывать» и выражением «столичный хлыщ», что вполне соответствует образу героя.

Автор так характеризовал свой персонаж: «несколько глуповат»«делом не занимается»«человек ловкий»«одет по моде». А вот слова самого Хлестакова: «У меня легкость в мыслях необыкновенная». И это не просто легкомыслие. Герой молниеносно перескакивает в разговоре с предмета на предмет, судит обо всем поверхностно и ни о чем всерьез не задумывается. Безответственность, духовная пустота, размытость нравственных устоев стирают в поведении и разговоре Хлестакова любые границы.

Сначала Александр Иванович просто берет деньги взаймы, а потом, поняв, что все дают ему деньги с лёгкостью, уже сам их вымогает, превращается  из робкого просителя в наглого «хозяина жизни».

Хлестаков, как большинство недалеких людей, считает, что для успеха вовсе не нужно прикладывать серьезные усилия, иметь знания и талант. По его мнению, достаточно случая, удачи, подобно выигрышу за карточным столом. Писать романы или управлять министерством – одно удовольствие. Это сможет любой, кто окажется в нужное время и в нужном месте. И если фортуна ему улыбается, почему он должен упускать свой шанс?

Хлестаков не идет к чинам, славе и богатству путем интриг, коварства и преступлений. Для этого он слишком прост, глуп и ленив. Долгое время он даже не понимает, почему с ним так носится городская элита. Случайные обстоятельства возносят Хлестакова на вершину. Однако герой искренне считает себя умнее и достойнее глупых провинциалов. Полное ничтожество с грандиозными претензиями, лгун, трус и ветреный хвастун Хлестаков – порождение своей эпохи. Но Гоголь создал образ, который несет в себе общечеловеческие пороки. Сегодня продажные чиновники вряд ли примут подобную пустышку за ревизора, но во многих людях есть есть узнаваемые черты Хлестакова.

Прежде всего, Хлестаков выделяется в обществе умением красиво и складно врать: для человека, предпочитающего жить иллюзией состоятельности, создавать видимость значимого человека,  — это необходимость.

Иван Александрович осознает своих пробелы в знаниях, но не спешит их искоренять – фиктивный успех, созданный его ложью, высокомерным и напыщенным видом, окрыляют его. Все же время от времени он читает книги и даже пытается что-то писать самостоятельно, но безуспешно.

Хлестаков любит, когда его хвалят и восхищаются ним, это еще один повод выдумать что-то о своей жизни. Он обожает быть в центре внимания – такого успеха сложно добиться в Петербурге, но в провинции, где даже его манера говорить на столичный манер вызывает бурю положительных эмоций, – это легкое дело.

Хлестаков не отличается смелостью, он не готов отвечать за свои поступки. Когда к нему в гостиничный номер приходят чиновники, его сердце переполняет страх. По своей сути он тряпка, но зато хороший актер: он умеет создать видимость человека значимого и очень умного, хотя на самом деле ни первое, ни второе не соответствует истинному положению вещей.

Автор умалчивает о взаимоотношениях Хлестакова с женщинами в Петербурге, но показывает поведение Ивана Александровича с представительницами женского пола в провинции.

Хлестаков умеет играть на публику и вызывать у людей чувство симпатии – это касается не только показателей воспитанности и показной аристократичности. Хлестаков – умелый обольститель и соблазнитель. Ему приятно общество женщин и их внимание. Вряд ли он ставит перед собой цель обзавестись женой. Для Хлестакова любовные увлечения – своеобразный способ игры, манипуляции людьми.

Приехав в город N и, познакомившись с женой и дочерью губернатора, он не упускает возможности пококетничать с обеими женщинами. Сначала он признается в любви дочери, но уже через пару минут клянется в любви матери. Хлестакова такой факт нисколько не смущает. Кроме того, когда Марья Антоновна становится случайным свидетелем нежности Хлестакова по отношению к своей матери, Иван Александрович, пользуясь глупостью женщин и возникшим у них чувством влюбленности к нему, оборачивает всю ситуацию в свою пользу, делая предложение Марье Антоновне.

Уезжая из города, Хлестаков понимает, что его сватовство было игрой только для него, остальные принимают всё за чистую монету. Его не беспокоит дальнейшая судьба молодой девушки, он покидает город со спокойной душой.

Конечно, литературоведов озадачивало, как правильно оценить образ Хлестакова – в положительном или отрицательном ключе. Нет, Гоголь не намеревался представить своего персонажа злобным бандитом, аферистом, хитрым интриганом или пройдохой. Больше того, в этом герое настолько мало хитрости, что Осип – слуга героя – порой проявляет в поступках куда больше мудрости, чем его хозяин. Хлестаков – это жертва обстоятельств, круговорота случайных событий. Герой вызывает всеобщие симпатии, потому что для образа Хлестакова характерными являются такие черты, как милая внешность, обходительность, обаяние. Гоголь оценивает Хлестакова как молодого человека, «несколько приглуповатого и, как говорят – без царя в голове, – одного из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». После появления произведения в народе появилось понятие «хлестак», «хлестаковщина». Оно символизирует безделье, никчёмность легкомысленных людей, не несущих ответственности за свои действия. но претендующих на славу, почитание, на которые у них нет никаких оснований.

Текст: Елена Бочкова, 10k 👀