Печорин — герой своего времени

Критика образа

Роман «Герой нашего времени», как единое целое, был впервые напечатан в 1840 г. Спустя год М. Ю. Лермонтов добавил к нему «Предисловие», в котором ответил на нападки некоторых критиков. В частности, поэт полемизировал с С. П. Шеверевым, который объявил главного героя безнравственным и порочным человеком, не существующим в реальности.

Лермонтов заявил, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Возмущение читателей и критиков — лучшее доказательство того, что в этом образе «больше правды, нежели бы вы того желали».

Для современников Лермонтова действительно могло показаться обидным явное сходство Григория Александровича с ними. Спустя почти два столетия Печорина можно с уверенностью назвать «героем своего времени».

Светский молодой человек

Печорин - герой своего времениКритики отмечают много общего между Печориным и другим знаменитым литературным героем — Евгением Онегиным. Эти художественные образы сближают бурно проведенная молодость и раннее разочарование в жизни.

Печорин принадлежал к кругу «золотой молодежи». В разговоре с Максимом Максимычем он откровенно рассказывает о причинах постигшей его скуки. Григорий Александрович, безусловно, богат: «я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги». Легкая доступность наслаждений понизила в его глазах их ценность.

Войдя в высший свет, Печорин с такой же страстью отдался светским балам и вечерам. Он потерял счет своим любовным победам, но обнаружил, что «сердце осталось пусто…». Вслед за Онегиным Григорий Александрович попробовал найти утешение в науках, но и они ему наскучили.

Печорин в этом монологе делает очень важное замечание: «Счастливые люди — невежды, а слава — удача». Через литературного героя Лермонтов высказывает собственный взгляд на состояние общества в николаевской России.

Кавказ

Григорий Александрович лаконично говорит: «Вскоре перевели меня на Кавказ». Лермонтов поначалу планировал рассказать о подробностях этого перевода, но, вероятно, по цензурным соображениям, отказался от такого намерения. В предисловии к «Журналу Печорина» он намекает на «многие важные причины».

Война поначалу осчастливила Печорина новизной ощущений, из которых главной была близость смерти. Однако «свист пуль» нравился ему всего лишь месяц, пока тоже не наскучил.

Таким образом, Печорин предстает перед нами типичным «героем своего времени». Это богатый избалованный молодой человек, который уже не знает, чем себя развлечь. К светским победам добавилась военная удача. На Кавказе равнодушие Печорина многократно возросло. Бесчувственностью к «радостям и бедствиям человеческим» объясняются все поступки главного героя.

«Безнравственность» Печорина

Первым достойным осуждения поступком Печорина становится его похищение Бэлы. С точки зрения светского человека в этом нет ничего плохого. На упреки Максима Максимыча Печорин заявляет: «Да когда она мне нравится?». Привыкнув всегда добиваться победы в любви, главный герой идет к своей цели. Война «развязывает» ему руки для использования новых способов.

Охлаждение Печорина к Бэле также легко объяснимо. Светские романы длились недолго и редко заканчивались трагедией. Григорий Александрович даже не предполагал, насколько близко к сердцу воспринимает любовь «азиатская красавица».

Жизнь Печорина в Пятигорске и Кисловодске полностью укладывается в рамки поведения молодого офицера. Он возобновляет роман с замужней женщиной и плетет любовную сеть вокруг княжны Мэри. Такие «грехи» были свойственны подавляющему большинству современников Лермонтова. Правда, признаваться в них хотелось не многим.

Дуэль с Грушницким — вообще классический для своего времени способ выяснения отношений между офицерами. Печорин убил человека, но действовал в точном соответствии с «кодексом чести».

На самом деле обвинить Печорина можно только на основании его дневниковых записок. В них он откровенно демонстрирует «собственные слабости и пороки». Однако «история души человеческой» обычно скрыта от постороннего взгляда. Кто знает, какие мрачные и страшные мысли хранят в себе самые уважаемые и достойные люди.

В основе всех «безнравственных» поступков Печорина лежат усвоенные с детства правила жизни. Виноват в них не сам главный герой, а среда, которая его воспитала. Образ Печорина — это едкий упрек Лермонтова в адрес всего своего поколения, а не отдельных людей.