Политическая сфера жизни общества


Теория к заданиям №14,15,16 ОГЭ по обществознанию


Власть

Политическая власть это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.

Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счёте всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России такую законотворческую функцию осуществляет Федеральное собрание: парламент, состоящий из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации.

Исполнительная власть — Правительство и административные органы — самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранён от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Государство

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Оно является
главным институтом политической системы.

Признаки государства

Среди признаков государства можно выделить:

  • территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы)
  • публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления)
  • суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях)
  • принудительный характер власти («монополия на законное насилие»)
  • исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег
  • обязательность членства в государстве
  • представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага
  • наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов. Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами.

Функции государства

Основные функции государства:

Внутренние:

  • Обеспечение национальной безопасности
  • Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Участие в решении глобальных проблем

Внешние:

  • Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
  • Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)
  • Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
  • Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)

Формы государства

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству. Современные монархии принято делить на абсолютные и конституционные.

  1. Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства. Примеры – ОАЭ, Катар
  2. Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Примеры – Марокко, Иордания
  3. Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. Примеры – Швеция, Норвегия, Великобритания

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.

  1. Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США, страны Латинской Америки)
  2. Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария)
  3. Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция)

Современный мир знает три основных формы территориально-государственного устройства:

  1. Унитарное государство — единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство
  2. Федерация — объединение нескольких территориальных единиц в одно государство
  3. Конфедерация — объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии
 Унитарное государствоФедерацияКонфедерация
Политическая самостоятельностьАдминистративно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностьюСубъекты обладают определённой политической самостоятельностьюГосударства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность
КонституцияОбщаяСоюза и субъектов, верховенство конституции союзаГосударств-участников
Международная деятельностьВ полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организацияхСубъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обменыГосударства- участники осуществляют международную деятельность
Право расторжения договора-Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерацииМожет быть расторгнут в одностороннем порядке
ПримерыВеликобритания, Дания, Испания, Италия, ШвецияАвстралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, ШвейцарияСНГ, ЕС

Политический режим

Политический режим — это совокупность приемов и методов осуществления власти, функциональная сторона политической системы, действующая совокупность властных структур. Он представляет собой организацию и проявление власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях с использованием определенных методов. Выделяется три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

 ДемократическийТоталитарныйАвторитарный
Государственное устройствоГосударство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населенияГосударство, осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизниГосударство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни
Партийная системаМногопартийностьОдна господствующая партияПравящая партия огосударствлена
Правовой принципРазрешено все, что не запрещено закономЗапрещено все, что не разрешено закономВсе, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
Права и свободы населенияБольшой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы гражданПрава и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государствоПрава и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
ЭкономикаСмешанная, доминирует частный секторЦентрализованная, наличие государственного планирования и жесткой производственной дисциплиныОбширный государственный
сектор может уживаться с рыночной экономикой

Политическое участие

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Основные формы политического участия граждан:

  • Обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями
  • Участие в деятельности политических партий, организаций, движений
  • Участие в выборах и референдумах
  • Прямые действия (участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т. д.)

Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.

Референдум— всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

Признаки партии:

  • Нацеленность на завоевание и участие в осуществлении власти
  • Наличие определенной идеологии и программы действий
  • Проведение общественных акций
  • Наличие определенной внутренней структуры: устава, руководящих органов, формы членства, организаций на местах

Классификация партий:

По составуКадровые и массовые
По отношению к законуЛегальные и нелегальные
По отношению к властиПравящие и оппозиционные
По территорииЛокальные, региональные, федеральные
По идеологииНационалистические, религиозные, консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, анархистские
По шкале политического спектраПравые, центристские, левые

Функции партии:

Внутренние:

  1. Набор новых членов партии
  2. Пополнение партийной кассы
  3. Оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.

Внешние:

  • Борьба за завоевание политической власти
  • Реализация партийной программы
  • Выражение интересов отдельных социальных групп и слоев
  • Обеспечение связи граждан с государственными структурами
  • Замена стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами
  • Отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба
  • Участие с их помощью в политическом управлении
  • Подготовка и участие в избирательной кампании
  • Осуществление политической социализации граждан

Правовое государство

Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. Все структуры власти правового государства подчинены закону.

Признаки правового государства:

  • Верховенство закона
  • Разделение властей
  • Взаимная ответственность государства и личности
  • Гарантия прав и свобод человека
  • Правовая защита собственности

Законодательная власть в РФ представлены парламентом – Федеральным собранием. Он состоит из двух палат:

  1. Совет Федерации (верхняя) – в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ)
  2. Государственная Дума (нижняя) — состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.

Они выполняют следующие функции:

  1. Обсуждение и принятие законов
  2. Обсуждение и принятие федерального бюджета
  3. Установление налогов и сборов, финансовое регулирование
  4. Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира
  5. Вопросы статуса и защиты государственных границ

Исполнительная власть представлена Правительством: высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти на всей территории России. К его полномочиям относятся:

  1. Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета
  2. Осуществление управления федеральной собственностью
  3. Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения экологии, а также – единой финансовой и денежно-кредитной политики
  4. Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Высший судебный орган – Конституционный суд РФ: он контролирует, как в законах и правовых актах соблюдаются прописанные в Конституции нормы. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам – Верховный суд РФ, а Высший Арбитражный суд занимается разрешением экономических споров.

Президент РФ — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Функции президента:

  1. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
  2. Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности
  3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
  4. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
  5. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения (народа, т.е. территориальных коллективов в масштабах города, села, района и т.д.) по решению непосредственно или через создаваемые населением органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. В настоящее время таких субъектов Федерации 85. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами Федерации.

Принципы федерализма:

  1. Государственная целостность
  2. Единство системы государственной власти
  3. Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов
  4. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  5. Принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения
  6. Установление русского языка как единого государственного языка на всей территории Российской Федерации. Свои государственные языки могут устанавливать и республики

Субъекты РФ не обладают правом выхода из её состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона может быть изменён.