Природа в романе «Евгений Онегин»

Природа — часть «энциклопедии русской жизни»

В творчестве А. С. Пушкина природа играет очень большую роль. Знаменитый русский поэт внес огромный вклад в пейзажную лирику. Природа в его стихотворениях — не просто фон. Она всегда связана с душевным состоянием лирических героев, помогает глубже понять их мысли и чувства.

Роман «Евгений Онегин» не стал исключением. В основную сюжетную линию органично вплетены описания природы. Пейзажные зарисовки придают произведению не только красоту. Они являются важным разделом «энциклопедии русской жизни».

Природа и Онегин

Природа в романе Евгений ОнегинПушкин начал работу над произведением в Южной ссылке, когда всецело находился под влиянием идей романтизма. В первой главе это влияние наиболее заметно. Онегин поначалу — типичный романтический герой, который разочаровался в окружающей жизни и в поисках спасения удалился в деревню.

Для поэтов-романтиков было характерно противопоставлять городской жизни идиллический сельский пейзаж. Онегин отдыхает душой посреди
«уединенных полей», где тишину нарушает лишь «журчанье тихого ручья».

Однако главный герой романа — странный человек. За два дня ему надоели и деревенские красоты. Пушкин специально отмечает «разность» между собой и Евгением. Автор ставит в один ряд самые дорогие его сердцу вещи и понятия: «цветы, любовь, деревня, праздность, поля».

Двойной эпиграф ко второй главе построен на игре слов: фраза из Горация «O rus!..» («О деревня!..») и «О Русь!». Для Пушкина понятия Россия и Родина были прежде всего связаны с русской деревней и, соответственно, с сельским пейзажем.

Поэт восторженно описывает «прелестный уголок», хозяином которого стал Онегин. Его дом стоит в уединении высоко над рекой. Из окон открывается великолепный вид на «луга и нивы золотые», разбросанные по округе села и стада. «Огромный, запущенный сад» словно бы сам предлагает совершить в нем прогулку. Загадочная душа Онегина не замечает всего этого великолепия.

Романтик в деревне

По достоинству оценить «рай на земле» суждено настоящему романтику — Владимиру Ленскому. Пушкин добродушно критикует этот образ молодого мечтателя. В то же время только чистый душой и сердцем Ленский способен искренне влюбиться в «густые рощи», «и ночь, и звезды, и луну».

Романтику было не суждено долго наслаждаться жизнью. Только после смерти он обрел свой «идеал». Могила Ленского находится «в тени двух сосен устарелых», где вьется ручеек и «цветет шиповник». Покой молодого человека хранят песни соловья и «говор ключевой».

Татьяна, как часть природы

Любовь Ленского к сельскому пейзажу все же основана на увлечении романтизмом, т. е. на теории. Совершенно иначе относится к природе Татьяна Ларина. Девушка выросла в деревне, поэтому для нее поля, леса и реки — неотъемлемая часть жизни и всего мироощущения. Ее любовь ко всему окружающему проста и естественна. Пушкин не случайно сравнивает Татьяну с «ланью лесной». Девушка не представляет себя без родной «среды обитания».

Полюбив Онегина, Татьяна еще больше «сливается» с природой. Пушкин даже сравнивает эту любовь с зерном, которое «весны огнем оживлено». В «тоске любви» девушка гуляет по саду — самому дорогому для нее месту. Единственным свидетелем ее томления становится один из главных символов любви — соловей. Его «напевы звучные» еще больше растравляют сердце влюбленной Татьяны.

Описывая Татьяну и ее состояние, Пушкин еще не раз прибегает к сравнению с природой. В ожидании решительного объяснения с Онегиным девушка подобна «бедному мотыльку» или «зайчику в озими». Евгений, пытаясь успокоить Татьяну, сравнивает ее любовь с меняющейся каждый год листвой на деревьях.

Татьяна обладает «русскою душой», поэтому очень трагично выглядит ее прощание с родной деревней: «Простите, мирные долины… знакомые леса… Прости, веселая природа».

Лирические отступления, посвященные пейзажу

В романе есть множество прекрасных лирических отступлений с описанием природы, не связанных напрямую с сюжетной линией. Гениальность Пушкина заключается, как обычно, в кажущейся простоте: «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало»; «уже трещат морозы и серебрятся средь полей»; «блистает речка, льдом одета» и т. д. Начало пятой главы, включающее известную фразу «Зима!… Крестьянин, торжествуя…» вообще может быть отнесено к одному из самых мастерских поэтических описаний зимы.

Начало седьмой главы Пушкин посвятил весне и пробуждающейся после долгой зимней спячки природе: «…снега сбежали мутными ручьями», «синея блещут небеса», «долины сохнут и пестреют». Поэт называет весну «порой любви», «порой тепла, цветов, работ». Первая половина главы в целом содержит очень много описаний природы. Татьяна прощается с «глушью лесов», со своими «давними друзьями». «Лето быстрое» сменяет «осень золотая», следом за которой приходит «волшебница зима». Быстрая смена времен года подчеркивает жизненную трагедию девушки, необратимость ее судьбы. Предстоящий «зимний путь» предвещает Татьяне несчастье.