Природа в «Слове о полку Игореве»

Единство природы и человека

Описание природы занимает большое место в «Слове о полку Игореве». В то же время это описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный практически человеческими чертами.

Изображение природы в «Слове» — яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но даже все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в «Слове» событийна и тесно связана с человеческими судьбами.

Добро и зло

Главной темой для автора «Слова» является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.

Природа всячески предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя. Свист сусликов в степи («свистъ звҍринъ въста») и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода. Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения («орли клектомъ на кости звҍри зовутъ»).

После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, «поганый половчин», с «чръным вороном». Половецкий князь Гзак уподобляется «серому волку».

Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: «кровавыя зори», «чръныя тучя», «синии млънии». Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: «вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами» (завязавшаяся перестрелка), «земля тутнетъ» (гудит под копытами половецких коней), «рҍкы мутно текутъ» (замутненные половецкой конницей).

В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что «часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче» (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир («хотять полетҍти на уедие»).

Природа выражает сочувствие поражению войска Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря — с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов («акы пардуже гнҍздо»).

Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор «Слова» неизменно прибегает к ярким природным образам. Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.

Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю. Во время бегства Игорь поочередно «превращается» в «бҍлого гоголя» (вид дикой утки), «бусого влъка» (серого волка) и сокола. Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь («лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву») и предупреждала об опасности («стрежаще его гоголемъ на водҍ»).Природа в Слове о полку Игореве

Плач Ярославны

Полное отождествление человека с природой происходит к самом лиричном и образном фрагменте «Слова» — плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть «зегзицею» (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа.

Для Ярославны представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны — просьба к Днепру: «Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ».

Для древнерусского автора плач Ярославны — не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.