Проблема дома и бездомия — аргументы и сочинение


Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Семейная проблема, проблема дома и бездомия»


Текст из ЕГЭ

Дальнейшие мои воспоминания о моих первых годах на земле более обыденны и точны, хотя все так же скудны, случайны, разрозненны: что, повторяю, мы знаем, что помним – мы, с трудом вспоминающие порой даже вчерашний день!

Детская душа моя начинает привыкать к своей новой обители, находить в ней много прелести уже радостной, видеть красоту природы уже без боли, замечать людей и испытывать к ним разные, более или менее сознательные чувства.

Мир для меня всё ещё ограничивается усадьбой, домом и самыми близкими. Вот я уже не только заметил и почувствовал отца, его родное существование, но и разглядел его, сильного, бодрого, беспечного, вспыльчивого, но необыкновенно отходчивого, великодушного, терпеть не могшего людей злых, злопамятных.

Я стал интересоваться им и вот уже кое-что узнал о нем: то, что он никогда ничего не делает, — он, и правда, проводил свои дни в той счастливой праздности, которая была столь обычна тогда не только для деревенского дворянского существования, но и вообще для русского; что он всегда очень оживляется перед обедом и весел за столом; что, проснувшись после обеда, он любит сидеть у раскрытого окна и пить очаровательно-шипящую и восхитительно колющую в нос воду с кислотой и содой и что он всегда внезапно ловит меня в это время, сажает на колени, тискает и целует, а затем так же внезапно ссаживает, не любя ничего длительного… Я уже чувствовал к нему не только расположение, но временами и радостную нежность, он мне уже нравился, отвечал моим уже слагающимся вкусам своей отважной наружностью, прямотой переменчивого характера, больше же всего, кажется, тем, что был он когда-то на войне в каком-то Севастополе, а теперь охотник, удивительный стрелок, — он попадал в двугривенный, подброшенный в воздух, — и так хорошо, задушевно, а когда нужно, так ловко, подмывающе играет на гитаре песни, какие-то старинные, счастливых дедовских времен…

Заметил я наконец и няньку нашу, то есть осознал присутствие в доме, какую-то особую близость к нашей детской этой большой, статной и властной женщины, которая, хотя и называет себя постоянно нашей холопкой, есть на самом деле член нашей семьи, а ссорится (и довольно часто) с нашей матерью лишь потому, что это совершенно необходимо в силу их любви друг к другу и потребности после ссоры через некоторое время заплакать и помириться. Братья были совсем не ровесники мне, они жили тогда уже какой-то своей жизнью, приезжали к нам только на каникулы; зато у меня оказалось две сестры, которых я тоже наконец осознал и по-разному, но одинаково тесно соединил со своим существованием: я нежно полюбил смешливую синеглазую Надю, которая заняла свою очередь в люльке, и незаметно стал делить все свои игры и забавы, радости и горечи, а порой и самые сокровенные мечты и думы с черноглазой Олей, девочкой горячей, легко, как отец, вспыхивающей, но тоже очень доброй, чувствительной, вскоре сделавшейся моим верным другом. Что до матери, то, конечно, я заметил и понял её прежде всех. Мать была для меня совсем особым существом среди всех прочих, нераздельным с моим собственным, я заметил, почувствовал её, вероятно, тогда же, когда и самого себя…

С матерью связана самая горькая любовь моей жизни. Всё и все, кого любим мы, есть наша мука, — чего стоит один этот вечный страх потери любимого! А я с младенчества нёс великое бремя моей неизменной любви к ней — к той, которая, давши мне жизнь, поразила мою душу именно мукой, поразила тем более, что, в силу любви, из коей состояла вся её душа, была она и воплощенной печалью: сколько слёз видел я ребенком на её глазах, сколько горестных песен слышал из её уст!

В далёкой родной земле, одинокая, навеки всем миром забытая, да покоится она в мире, и да будет вовеки благословен

но её бесценное имя. Ужели та, чей безглазый.череп, чьи серые кости лежат где-то там, в кладбищенской роще захолустного русского города, на дне уже безымянной могилы, ужели это она, которая некогда качала меня на руках? «Пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».

(И.А. Бунин)

Вступление

Дом и семья – это наша крепость, которая с ранних лет оберегает от жизненных невзгод и страданий. Это своеобразная колыбель, лелеющая наше внутреннее взросление, раскрывающая перед нами двери, когда приходит время выходить во взрослую самостоятельную жизнь.

Покинув стены родного дома, поначалу мы радуемся самостоятельности и возможности нести ответственность за себя. Но все чаще и чаще тоска по дому, по голосу и ласке матери, по советам отца появляется в сердце. И ностальгия по детству будет длиться до тех пор, пока мы не начнем выстраивать свою крепость, обзаводиться собственной семьей.

Проблема

И.А. Бунин поднимает проблему воспоминаний о семье. Он повествует о своем детстве, о людях, которые окружали его и которые составляли смысл его существования. Первые воспоминания о семье, о вхождении в эту семью – вот то, что составляет центральную идею предложенного текста.

Комментарий

Автор говорит о том, что, хотя воспоминания раннего детства скудны и отрывочны, он уже тогда начинал понимать, что представляет из себя каждый, кто был рядом с ним. Будучи ребенком, автор начинал осознавать прелесть и красоту места, где он находился, и испытывать первые осознанные чувства.

Весь мир ребенка представляли дом, усадьба и родные люди. Отец представлялся герою большим и сильным человеком с очень переменчивым характером и умением быстро отходить от моментов вспыльчивости. Он мог неожиданно потискать сына в своих сильных объятиях и столь же неожиданно отпустить его.

Герой уже в то время испытывал необъяснимую нежность по отношению к этому необычному, открытому в проявлении чувств и эмоций человеку.

Братья были намного старше героя, поэтому ему больше запомнились младшие сестры, с которыми он делился впоследствии своими самыми сокровенными мечтами.

Вспоминалась автору и няня, которая, несмотря на частые ссоры с его матерью, была настоящим полноправным членом их семьи. А вот мать была самым родным существом для мальчика, он чувствовал ее как самого себя: всю ее боль, грустные слова и песни. Смерть ее заставила героя обратиться мыслями к богу, утверждая несправедливость ее кончины. Но пути Господни неисповедимы.

Авторская позиция

И.А. Бунин говорит о том, что воспоминания детства невероятно важны для каждого человека. То, что мы видим вокруг себя в самом начале жизни, накладывает неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Так, воспоминания о матери, ее страданиях, пронесены героем через всю жизнь.

Своя позиция

Невозможно не согласиться с автором. Человеку важно видеть счастливых родителей и других членов семьи с самого детства, так как в противном случае ему будет трудно жить, трудно строить гармоничное будущее с собственной семьей. Семья и дом – то, что определяет нашу судьбу.

Аргумент №1

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлено несколько семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых. Каждая из них наделена определенными чертами, свойственными только ей характеристиками. Курагины воспитывались циничными людьми, во всем ищущими личную выгоду, не гнушающимися лжи, притворства и предательства. По этим же законам они выстроили и свою дальнейшую жизнь, вспомнить хотя бы замужество Элен с Пьером, когда она практически открыто изменяла ему.

Ростовы воспитывали детей в любви и в соответствии со строгими нравственными принципами. Пережив все ошибки юности, Наташе в конце концов удалось выстроить свою судьбу вместе с Пьером Безуховым. Вся ее жизнь была посвящена мужу и детям. Такая жизнь и такая семья представляются Л. Толстому идеальной.

Аргумент №2

В семье, где нет уважения друг к другу, невозможно воспитать ребенка в соответствии с представлениями морали и нравственности. Так получилось и в семье Простаковых из комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Митрофан видел унижения отца, обруганного и избитого Простаковой, и решил, что это норма в современной ему жизни. В результате, Простакова сама стала жертвой воспитания собственного сына, когда он отказался от нее в самый сложный момент ее жизни.

Заключение

Очень важно ценить своих близких и оберегать их от излишних переживаний. Необходимо воспитывать детей не в соответствии со своим образом и подобием, а придерживаться общепринятых норм воспитания, чтобы у маленького человека был выбор между добром и злом.