Проблема отцов и детей в романе «Отцы и дети»

Рекомендации к написанию сочинения на тему «Проблема отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Работая над данной темой, определите для себя тезис, который будет положен в основу вашей работы. Он может быть примерно таким.

Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия не могут не отразиться на жизни людей, их мировоззрении, отношении к жизни.

Смена поколений – сложный процесс. «Дети» перенимают от «отцов» опыт, однако не копируют его слепо, а творчески переосмысливают на основе уважения к принципам предков, хотя это происходит не всегда гладко, а порой перерастает в острый, болезненный конфликт.

Проблема взаимоотношения отцов и детей вечная, избежать её не может ни одно поколение. Заметим, что процесс превращения «детей» в «отцов» происходит довольно быстро. Вспомните, как Базаров говорит Аркадию, что тот глуп и молод, ему вторит Одинцова, оценивая Аркадия так: «Он молод, молод…не то, что мы с вами, Евгений Васильевич». Это показывает относительность принадлежности одного и того же человека к отцам или детям.

Сочинение можно написать, опираясь на примерный план, который мы предлагаем.

  1. Конфликт поколений как вечная проблема.
  2. Отцы в романе И.С. Тургенева.
  3. Братья Кирсановы:
  4. a) Николай Петрович Кирсанов, его отношение к сыну, Фенечке, его мировоззрение; стремление «не зарасти мхом»;

в) Павел Петрович Кирсанов, его мировоззрение, отношение к идейному противнику.

  1. Родители Базарова:
  2. a) особенности их жизни;

б) отношение к сыну.

  1. Отношение автора к «отцам».

III. Дети в романе Тургенева.

  1. Евгений Базаров как представитель нового поколения:

а) нигилизм Базарова;

б) отношение Евгения к ценностям отцов;

в) противоречивость отношения сына к родителям.

  1. Аркадий Кирсанов, его увлечение нигилизмом. Аркадий – продолжатель традиций отцов.
  2. Ситников и Кукшина – пародия на нигилистов, псевдопоследователи идей Базарова. Сатирическое отношение автора к этим героям.
  3. IV. Тургенев в своём отношении к детям и отцам.

 

Пояснения к материалам для сочинения

  1. Оценивая «отцов», Тургенев показывает, насколько они способны соответствовать требованиям детей, хотят ли меняться, как воспринимают критику в свой адрес и новые тенденции в жизни.

Первый обозначившийся на страницах романа конфликт связан с отцом и сыном Кирсановыми. В первую же встречу сын старается вести себя по-взрослому, независимо, подчёркивая собственные, не всегда тактичные и понятные отцу мысли. Во всём этом чувствуется натянутость, неестественность, возникает ощущение, что молодой Аркадий играет не совсем понятную ему роль. В ходе повествования откроется увлечение юного Кирсанова нигилистическими идеями друга, которые внутренне ему чужды. Всё это довольно быстро развеется во многом благодаря мудрости отца, который всегда был готов быть рядом и вместе с сыном.

Предлагаем вам небольшой примерный отрывок сочинения, который мог бы выглядеть так: «В романе Тургенева сразу же намечается конфликт между Николаем Петровичем Кирсановым и его сыном Аркадием, разногласия между которыми разрешаются более спокойно и мирно. В личности и судьбе Николая Петровича нет ничего необычного. Она обыденна и внешне неинтересна, но глубинно правильна и естественна. Он не мыслит себя вне семьи. Он любил свою рано умершую жену и не забыл о ней. Он отец, стремящийся исполнить свой долг как можно лучше. Именно такие люди и осуществляют связь между поколениями, потому что в любую эпоху живут достойно, передавая детям простые и мудрые жизненные ценности. Возникающий между отцом и сыном холодок отчуждения не перерастает в пропасть: мудрость и терпение отца предотвращают окончательный разрыв».

  1. Покажите, что иначе развивается конфликт между Павлом Петровичем Кирсановым и молодым нигилистом Базаровым. Заметьте, здесь конфликт иного свойства – это столкновение идейных противников, людей разных поколений. Причём этот конфликт, завязавшись при первой же встрече, развивается, становясь всё более непримиримым, что выражается в постоянных словесных баталиях, провоцирует которые именно старший по возрасту Кирсанов. Споря о самых актуальных проблемах современности, оба героя не готовы слушать друг друга и искать компромисс. Особенность их полемики выражается не в поиске истины, обсуждении путей её достижения, а во взаимной социальной нетерпимости. Евгений высмеивает чудаковатость дяди Аркадия и совершенно равнодушен к романтической истории его любви. Павел Петрович с такой же неприязнью и сарказмом говорит о своём противнике. В споре с Евгением Павел Кирсанов справедливо утверждает, что жизнь в её готовых, исторически взращенных формах умнее отдельного человека или группы лиц. Но подобное доверие к опыту прошлого предполагает проверку его жизнеспособности, соответствия вечно изменяющейся, обновляющейся жизни, а также отечески внимательное отношение к новым общественным явлениям. Отметим, что Кирсанов, одержимый сословной спесью и гордыней (он дворянин, аристократ!), этих чувств напрочь лишён. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский», дворянский эгоизм. Порицая нигилизм Базарова, сам Павел Петрович приходит к отрицанию человеческой личности перед принципами.
  2. К проблеме отцов и детей как самых близких, кровных родственников читатель возвращается, когда Базаров приезжает в родительский дом. В сочинении нужно отметить, что эти страницы так написаны Тургеневым, что сын, так относящийся к родителям, вызывает чувство неприязни и неприятия. Заявляя о своей любви к родителям своему другу, Базаров не знает и не может проявить свою сыновнюю любовь, которая требует внимания, любви и заботы к людям, которые обожествляют своего единственного сына. Но нигилизм Базарова разрушает его естественные чувства – они кажутся ему не нужными, не имеющими смысла. Боль, которую он приносит своим старикам, читатель не может не почувствовать: нам искренне жаль мать и отца Базарова, у которых нет точек соприкосновения с сыном. Надуманная теория не позволяет сыну увидеть в простой, искренней, естественной жизни стариков глубокую правду жизни.
  3. Сам Базаров – человек нового времени, носитель нового взгляда на жизнь, на устройство общества. Он нигилист, отрицающий всё, по его громкому заявлению. Сфера его деятельности – естественные науки. Он учёный-практик, отрицающий любые принципы и авторитеты. Задачу своего поколения он видит в разрушении: «Сперва нужно место расчистить». Никакой программы созидания, строительства нового он не выдвигает. Базаров прав, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению. Но наследники («дети») должны обладать при этом чувством сыновьего отношения к культуре прошлого. Это чувство Базаровым намеренно отрицается. Порывая с барчуками, он бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию, потому что, отрицая искусство, любовь, душу человека, Базаров отсекает себя от жизни, не искажённой убогими теориями и убеждениями.
  4. Чтобы подчеркнуть значительность фигуры Базарова и неоднородность поколения «детей», обязательно покажите, как переходит в стан отцов Аркадий Кирсанов, для которого нигилизм – лишь временное увлечение.

Особое внимание уделите таким героям, как Ситников и Кукшина, называющие себя прогрессистами, учениками Базарова. Эти псевдопоследователи доводят идеи Базарова до абсурда, опошливают их.

Небольшой отрывок об этих героях может выглядеть так: «Рядом с Базаровым неслучайно оказываются Ситников и Кукшина. Это важные персонажи романа. Страницы, на которых они появляются, написаны сатирически, поскольку эти герои не могут вызвать ни уважения, ни внимания. Кукшина и Ситников крайне ограничены в своём развитии, ничего не делают и не умеют делать. Их несостоятельность особенно ярко проявляется в эпилоге романа, когда автор рассказывает о том, что стало с ними через несколько лет. Ситников, «готовящийся быть великим», толчётся в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. Евдоксия Кукшина попала за границу, где «по-прежнему якшается со студентами…» Тургенев вводит образы этих молодых людей, чтобы рельефнее оттенить образ Евгения Базарова, мощь его личности. На его фоне особенно ощутимы беспринципность и безнравственность Кукшиной и Ситникова, необязательность ума и образованности для таких «детей», как они».

Заключительная часть сочинения

В ней можно обратиться к короткому обзору мнений русских критиков об изображении «отцов» и «детей» в романе. Так, критик М.А. Антонович, негативно отзывавшийся о романе Тургенева, писал: «… молодое поколение удалилось от истины, блуждает по дебрям заблуждения и лжи, которая убивает в нем всякую поэзию, приводит его к человеконенавидению, отчаянию и бездействию, или к деятельности, но бессмысленной и разрушительной. Роман есть не что иное, как беспощадная и тоже разрушительная критика молодого поколения. Во всех современных вопросах, умственных движениях, толках и идеалах, занимающих молодое поколение, г. Тургенев не находит никакого смысла и дает понять, что они ведут только к разврату, пустоте, прозаической пошлости и цинизму». И далее продолжил: «…вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»: да и детей вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета».

Д.И. Писарев утверждал, что «он (автор) никак не пожелал бы молодому поколению сойтись с отцами в понятиях и влечениях. Его не удовлетворяют ни отцы, ни дети, и в этом случае его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они – соль земли и чистейшее выражение полной человечности». При этом критик высоко оценивал главного героя романа, которому посвятил целую статью: ««Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».

Интересным выглядит мнение А. И. Герцена, который написал следующее: «Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке, – это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов».

Важной представляется мысль о том, что сам Тургенев крайне неоднозначен в своих оценках, чем спровоцировал эти ожесточённые споры. Причиной тому – необычность и сложность как образа главного героя, так и острота вопросов, которые обсуждают представители поколений «отцов» и «детей» на страницах тургеневского романа, в котором писатель провидчески показал, к каким последствиям может привести конфликт поколений, во что может вылиться сила гнева и отрицания, презрения и непонимания друг друга.

Материалы для данного сочинения вы можете дополнить, обратившись к нашим рекомендациям, которые вы найдёте на нашем сайте: они даны к сочинению на тему «Смысл названия романа «Отцы и дети».

Первый вариант сочинения

Проблема отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»Конфликт между отцами и детьми существует столько же, сколько и человек. Наиболее остро он ощущается в периоды общественных перемен, когда старшее поколение выступает с консервативных позиций, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация, характерная для России 60-х гг. 19 в., нашла свое отражение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны, что выражается в противостоянии социал-демократов с либералами-аристократами.

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину Павлу Петровичу Кирсанову. Конфликт между ними зарождается в момент первой же встречи и  выражается и во внешности героев, в их поведении, в проявлении откровенной неприязни друг к другу.

Базаров – человек огромной силы воли, человек дела. Внешность не имеет для него значения. Длинные волосы, балахон с кистями, красные руки, но при этом подмеченные в герое сила и ум. А Кирсанов изысканно одет: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата: его внешний вид  безупречен и элегантен.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки.

Жизненные позиции героев противопоставлены. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова нет, как, впрочем, и последователей. Цель нигилистов определяется Базаровым так: «Наше дело — место расчистить».

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их бесцельной жизни, он не считает нужным проявлять свои сыновьи чувства, хотя родителей он любит.  Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения, он предмет их гордости, надежда на будущее.

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и Николай Петрович: дом, семейную жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие разногласия в семье. Но расставание Аркадия с Базаровым сводит конфликты на нет.

Взаимоотношения отцов и детей – одна из наиболее значимых проблем в русской литературе, нашедшая отражение в выдающихся произведениях русской классической литературы.  Позиция Тургенева в этом вопросе довольно сложна и неоднозначна. По мысли  Д. И. Писарева, Тургенева » не удовлетворяют ни отцы, ни дети, и в этом случае его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они – соль земли и чистейшее выражение полной человечности». Задача читателя — попытаться понять героев в их столкновении, определить свою позицию как в отношении отцов, так и в отношении детей.

Второй вариант сочинения

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей старого и нового времени. Именно такой период в истории России – 60-е годы XIX века – показан в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за рамки семейного:  это ещё и общественный конфликт  дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Основным местом действия в романе является поместье Кирсановых, куда прибывает сын Павла Петровича с товарищем. С этого момента и завязывается конфликт романа, так как практически с первой фразы Евгений вступает в спор с Павлом Петровичем. Базаров склонен считать, что все человеческие ценности сконцентрированы исключительно в науке, в то время как старшее поколение провозглашают верховенство морали, традиций, искусства, семьи.

Тем не менее разница во взглядах не мешает теплым семейным отношениям между отцом и сыном, что особенно контрастирует на фоне общения Базарова с его родителями. Автор подчеркивает, что противоположные взгляды, в том числе и политические, не способны разрушить семью, построенную в любви и понимании. Так, Аркадий одобряет выбор отца и склоняет его к женитьбе, а Павел Петрович пытается проникнуться «нигилизмом».

Новая философия молодежи строится на отрицании всего, на чем выросло не одно поколение. Нигилизм отрицает существование любви между людьми как чувства, необходимости семьи и отношений между женщиной и мужчиной, скрепленных браком. Такое мировоззрение идет вразрез с духовными устоями русского человека. Семья и дети всегда были в приоритете нации, подчеркивали ее характер. Базаровы пытаются расшатать эти позиции, но сами, не пройдя испытание любовью, погибают.

Так Евгений влюбляется в Одинцову и открывается ей. Однако девушка остается спокойной и безответной, для нее главное чувство заключается в другом. Ожившее сердце Базарова разбивается о камень, а теория отсутствия любви опровергается жизнью. В результате происходит духовное опустошение, трагедия человека, потерявшего смысл в жизни.

Проблема отцов и детей заключается  и в восприятии окружающего мира и его истории. Новое поколение пытается отрицать значимость искусства. Стихи, романы – это одно из проявлений чувств, от которых прячутся Базаровы. Нигилизм – своего рода стена, через которую не может пробиться красивая поэзия, воспевающая природу, человека, культуру. Нигилисты доказывают, что обществу нужны ученые, что порядочный химик полезнее поэта в 20 раз. Важно для Базарова, что дважды два четыре, все остальное — «пустяки».

По его мнению, природа для людей – это не место отдыха и не предмет вдохновения. Природа – мастерская, в которой нужно трудиться.

Конфликт поколений привел к идеологическому спору двух культур. Аристократическая культура имеет богатый опыт, огромное наследие. В культуре много положительного: дисциплинированность, безупречность внешнего вида, медлительность, точность формы и содержания. Демократическая культура, по философии Базарова, противоположна по основным позициям. Нет смысла соблюдать правила за столом, искусство становится чепухой, стихи романтическим бредом. Особый спор вызывает отношение к Богу. Атеизм нигилистов категоричен, никакой веры они не признают, лишают человека даже возможности верить в возможность высших сил. Базаровы все объясняют законами естественных наук.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже во внешних деталях. Евгений Базаров предстает перед нами как отделенный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович – внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда блиставший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества – проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. Проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева – это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы. Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение.

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой – презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное, скорее, желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она не серьезная. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности – родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытался подражать Базарову, и именно это являлось причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Литература от начала своего развития до современного дня имеет ряд проблем, которые можно назвать «вечными» благодаря тому, что они волнуют сознание людей на протяжении многих веков. Проблемы добра и зла, поиска истины и смысла жизни были актуальны во все времена. Одной из таких проблем становится проблема взаимоотношений разных поколений. Многие авторы в основу своих произведении ставили конфликт «отцов и детей». А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» противопоставил Чацкого, представителя «века нынешнего», фамусовскому обществу, то есть представителям «века минувшего». Поднимали проблему взаимоотношений «отцов и детей» и Д. И. Фонвизин («Недоросль»), и А. Н. Островский («Гроза»). Однако всегда конфликты поколений оставались неразрешенными, поэтому они так волновали душу и писателей, и читателей.

Я убеждена, что полностью избежать разногласий между «отцами» и «детьми» невозможно. Ведь мир не стоит на месте, а с ним и общество, наука, искусство. Следовательно, каждое поколение имеет свои ценности, интересы, которые зачастую противоположны интересам и привычкам старшего поколения. Поэтому многие русские писатели неоднократно поднимали проблему «отцов» и «детей» в своих произведениях, как и И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети», который остаётся удивительно современно звучащим.

Текст: Елена Бочкова, 15.2k 👀