Произведения 20 века русских писателей

Введение

Одна из главных особенностей гениальных литературных произведений — способность выражать дух эпохи. Исторические исследования перечисляют сухие факты, за которыми невозможно увидеть живых людей. Почувствовать и пережить чужие радости и страдания позволяет Книга.

XX столетие для России (да и всего мира) оказалось перенасыщенным грандиозными событиями. Многие из них до сих пор не получили однозначной оценки. Бурная отечественная история XX века увековечена в ряде выдающихся, имеющих общемировое значение произведений. Без знакомства с ними нельзя понять всю сложность исторического пути нашей страны.

«Вишневый сад»

Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» (1903 г.) стала новым этапом в развитии русской драматургии. Произведение представляет собой своеобразную «панихиду» старому миру, который обречен на уничтожение. Обанкротившаяся дворянская семья не может найти свое место в новой эпохе. Продажа родового имения с вишневым садом (центральный символ) — суровая и неизбежная необходимость. Дворянская аристократия вынуждена уступить место новому поколению: предпринимателям и прогрессивной молодежи.

«На дне»

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»Пьеса М. Горького «На дне» (1902 г.) — глубокая социально-философская драма о представителях самых низких слоев общества. Главные герои произведения живут в грязном и темном подвале, постоянно ругаются и очень много пьют. Их жизнь пуста и бесперспективна.

Опустившиеся внешне люди еще сохраняют в себе богатый внутренний мир. Они не могут до конца смириться со своим положением и мечтают когда-нибудь подняться со «дна». Обитатели подвала ведут очень серьезные философские разговоры. Главная тема — выбор между ложью и правдой.

Центральным в пьесе является образ Сатина, который произносит знаменитый монолог о ценности Человека. В устах презираемого в обществе босяка фраза «Чело-век!.. Это звучит… гордо!» выглядит революционным призывом. С учетом последующих революционных событий произведение действительно можно считать грозным предостережением о неминуемом социальном взрыве.

«Двенадцать»

Поэта А. Блока «Двенадцать» (1918 г.) — одно из самых значительных произведений, в котором отразились непосредственные впечатления автора от Октябрьской революции и ее последствий. До сих пор поэме не была дана окончательная оценка. Ее расценивают и как гимн революции, и как язвительную сатиру на новую власть.

Блок символически изобразил революционную стихию, которой был охвачен Петроград зимой 1917-1918 гг. Центральный символ — отряд из двенадцати красноармейцев («апостолов»), олицетворяющий собой несокрушимую силу, уничтожающую старый мир. Больше всего вопросов вызывает появляющийся в финале образ Иисуса Христа. По христианской легенде он также выступил против погрязшего в лжи и насилии общества, указал людям новый путь. В поэме этот образ как бы освящает революцию, оправдывает всю жестокость действий красноармейского патруля.

«Тихий Дон»

Краткое содержание тихий донЭпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940 гг.) — шедевр отечественной и мировой литературы, посвященный эпохе Первой мировой и Гражданской войн. В центре внимания писателя находятся обычные люди, вынужденные подчинится жестоким законам своего времени. Каждый из них должен сделать единственно правильный выбор. Сложность такого выбора, поиск настоящей правды ярко показаны в образе главного героя — Григория Мелехова.

В романе тесно переплетаются несколько тем: патриотическая, военная, любовная, тема человеческих взаимоотношений и страданий. Не менее глубока проблематика произведения. Автор не навязывает читателю собственную точку зрения, предлагая ему самому глубоко задуматься над судьбами главных героев.

Главный смысл произведения заключается в том, что любая война (тем более Гражданская) — огромное зло. В братоубийственной войне не может быть победителей, она в равной степени несет страдания всем участникам. Главная задача людей — добиться примирения и приступить к налаживанию мирной жизни. В этом нелегком деле могут помочь только милосердие и любовь.

«Двенадцать стульев»

Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.) — одно из самых популярных юмористических произведений в нашей стране. За похождениями великого комбинатора скрывается насмешка над многими негативными явлениями советской жизни 20-х гг. Образ Остапа Бендера, глубоко чуждый социалистическому обществу, вызывает огромную симпатию.

В годы Перестройки утвердилось мнение, что большевики превратили Россию в огромную тюрьму, погруженную в атмосферу всеобщего страха. Роман «Двенадцать стульев» опровергает эту точку зрения. Люди вели обычную жизнь, в которой было много радостных и смешных моментов. Образ великого комбинатора символизирует собой яркую личность, которую невозможно заключить в узкие идеологические рамки.

«Темные аллеи»

Сборник рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» (1937-1944 гг.) представляет собой уникальный цикл, в котором главной является тема любви.  Это чувство рассматривается писателем в самых разных оттенках и вариациях. Практически все рассказы проникнуты тоской Бунина по утраченной Родине. С огромным мастерством писателем выведены различные женские образы.

«Темные аллеи» считаются вершиной творческого пути Бунина. В этом цикле писатель выступил достойным продолжателем великих традиций классической русской литературы.

«Мастер и Маргарита»

МаргаритаВ золотой фонд мировой литературы по праву входит роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1940 г.). По поводу произведения до сих пор ведутся критические споры, продолжается его тщательное изучение. Широкое разнообразие поднятых тем и проблем, огромное количество символов и неоднозначных образов позволяют каждому читателю увидеть в романе что-то свое, открыть какие-то новые грани произведения.

Юмористические похождения спутников Воланда по Москве тесно переплетаются с легендарной историей о жизни Понтия Пилата и Иешуа. Образ Мастера символизирует собой независимого от времени и пространства творца, а его роман с Маргаритой — вечную самоотверженную любовь.

В образе Воланда Булгаков развивает тему «Фауста» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Дьявол в романе относится если не к положительным, то к нейтральным героям. Он олицетворяет собой справедливость и наказывает лишь тех, кто этого действительно заслуживает.

Именно Воланд произносит одну из главных фраз в романе: «Рукописи не горят». В обстановке удушающей цензуры, от которой страдал Булгаков, неудивительно, что защитником творческой свободы становятся силы зла.

«Василий Теркин»

Поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (1942-1945 гг.) можно назвать народным произведением. Она не имеет ничего общего с прямолинейными агитационными призывами. Поэт сумел найти путь к сердцу каждого рядового советского бойца.

«Василий Теркин» пользовался огромной популярностью в рядах Красной Армии. Поэма написана очень легким разговорным языком. Каждая глава представляет собой законченное произведение. Главный герой — обычный солдат, попадающий в типичные ситуации на войне. За юмором и добродушием Теркина скрывается непоколебимая вера в победу, твердая уверенность в собственных силах. Этот образ воодушевлял бойцов, вселял в их души надежду. Василий Теркин — собирательный образ никогда не унывающего советского солдата, который может вступить в единоборство даже со Смертью.

В целом знаменитая поэма Твардовского — поклон подвигу и нравственной силе людей, одержавших верх над фашизмом.

«Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» (1945-1955 гг.) — итоговое произведение Б. Пастернака. В нем выражены фундаментальные мысли, рассуждения и убеждения поэта. Роман считается одним из выдающихся произведений в русской литературе.

История с публикацией «Доктора Живаго» на Западе придала ему излишнюю идеологическую окраску. Широко известна фраза: «Не читал, но осуждаю!» (в точности нигде не подтвержденная).

В действительности роман представляет собой трагическую историю жизни русского интеллигента, который не может найти места при советской власти. Доктор Живаго — идеальный, с точки зрения автора, герой. Он олицетворяет собой независимую творческую личность, которую затягивает в жернова тоталитарной системы. Живаго не сопротивляется этой чудовищной силе, он просто «плывет по течению» и мечтает о счастье. Главного героя можно назвать безвольным и бесхарактерным. Но его пассивность объясняется резким неприятием любого насилия и верой в конечную победу добра и справедливости.

«Один день Ивана Денисовича»

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.) — первое опубликованное произведение А. И. Солженицына, принесшее писателю мировую известность.

Достаточно слабый в художественном отношении рассказ имеет грандиозное идеологическое значение. В нем были впервые правдиво описаны страдания жертв сталинских репрессий.

Один день заключенного Шухова дает исчерпывающее представление об ужасах лагерной жизни. В исправительно-трудовом лагере складывается ненормальная система взаимоотношений между людьми, особая система ценностей. Главный герой может сохранить жизнь, только если примет лагерные законы и приспособится к новым условиям существования. Общепринятыми нормами становятся жестокость, равнодушие к чужим бедам, забота о собственном выживании.

Главный смысл рассказа заключается в том, что тоталитарный режим калечит человеческие души. Не так страшны физические страдания, как разрушение духовного мира заключенных.

Заключение

Перечисленные выше произведения XX века являются самыми значимыми и широко известными не только в России, но и во всем мире. Говоря современным языком, их можно назвать «культовыми». Это не значит, что остальная русская литература XX столетия бедна и бесцветна. Достаточно привести лишь несколько примеров произведений, до сих пор пользующихся огромной популярностью: «Алые паруса» А. Грина, «Гранатовый браслет» А. Куприна, «Анна Снегина» С. Есенина, «Они сражались за Родину» М. А. Шолохова, «Прощание с Матерой» В .Распутина и мн. др.

Даниил Романович

Автор статей и модератор разделов сайта.