Разбор задания №15 ЕГЭ по русскому языку


Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.


Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.


Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку


Пунктуация при однородных членах предложения

[table id=36 /]

Пунктуация в сложносочиненном предложении

[table id=37 /]


Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Вечером солнце зашло и на землю опустился туман.
  2. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  3. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
  4. Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
  5. Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.

Расставляем знаки препинания. В первом предложении они не требуются – имеется общий член предложения «вечером». В третьем предложении требуются две запятые – Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом. Пятое предложение со знаками препинания выглядит так: Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом. Рассмотрим второе предложение: Солнце зашло, и на землю опустился туман. Запятая нужна, так как грамматические основы – разные. Четвертое предложение: Солнце покраснело, стало огромным и начало медленно садиться за лесом. Это предложение с однородными членами; между теми из них, которые связаны союзом «и», запятая не ставится.

Ответ: 2, 4.


Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных.
  5. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.

В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и». Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает». В третьем предложении требуются три запятые, с ними оно будет выглядеть так: Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения. В четвертом предложении запятая не нужна. В пятом поставим одну запятую: От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.

Итак, правильный ответ: 2, 5.


Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  2. И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  3. Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
  4. Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных.
  5. Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы.

Расставляем запятые. Первое предложение: Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают ее существование. Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».

Второе предложение: И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают ее существование. В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.

Третье: Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает ее нормальное существование. Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.

Четвертое предложение: Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов, так и беспозвоночных животных. Опять же, запятая в составе «как …, так и …».

Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».

Ответ: 1, 4.