Разбор задания №17 ЕГЭ по русскому языку


Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводными словами)


Семнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку направлено на проверку знаний выпускников в области вводных слов, а именно – умение отличать вводные слова от омонимичных членов предложения. За него можно получить один первичный балл; подготовиться к этому заданию можно с помощью приведенной ниже теории.


Теория к заданию №17 ЕГЭ по русскому языку


Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными

 Вводное словоНе вводное слово
Запятая нужна!Запятая не нужна!
ОднакоНельзя заменить союзом «но»Можно заменить союзом «но»
Мы, однако, очень устали сегодня.Ливень прекратился, однако ветер все равно сильный.
ДействительноВ значении «в самом деле»; стоит в начале предложенияСтоит в середине или в конце предложения
Действительно, он ничего не знает.Он действительно ничего не знает
ЗначитВ значении «следовательно»В значении «означает, это»
Если наступила зима, значит, скоро Новый Год.Опоздать – значит не успеть.
НаконецУказывает на связь излагаемый мыслей, в значении «и еще»В значении «в конце концов, после всего, под конец»
Мне нужно помыть посуду, убраться и, наконец, сходить в магазин.Мы наконец добрались до нашего отеля.

Слова, всегда являющиеся вводными/не вводными

Вводные (запятая нужна)Не вводные (запятая не нужна)
КонечноБольшей частью
Во-первыхБудто
Во-вторыхБуквально
В-третьихВ довершение
ИтакВ конечном счете
СледовательноВдобавок
СловноВдруг
По-видимомуВедь
ПожалуйстаВот
НесомненноВроде бы
Вряд ли
Все равно
Все-таки
Даже
Едва ли
Именно
Иногда
Исключительно
Как будто
Как бы
К тому же
Лишь
Между тем
Наверняка
Небось
Непременно
Обязательно
Определенно
Отчасти
По крайней мере
По-прежнему
Почти
Поэтому
Практически
Просто
Пусть
Решительно
Словно
Тем не менее
Только
Якобы

Пунктуация при вводном слове

Вводное слово отделяется запятой, если его можно убрать из предложения без потери смысла.Мы решили добраться до отеля на автобусе, но, к сожалению, уехали не в ту сторону. (убираем вводное слово – Мы решили добраться до отеля на автобусе, но уехали не в ту сторону.)
Отделять вводное слово запятой от союза не нужно, если убрать вводное слово из предложения нельзя; также запятой от союзов не отделяется вводное слово в начале предложенияВо-первых, нужно почитать учебник, а во-вторых – сделать упражнение в тетради.
Если в вводном слове пропущено одно слово, восстанавливаемое из контекста, вместо запятой ставится тиреС одной стороны, он хотел поехать в гости, а с другой – не было желания выходить из дому в такую погоду.
Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и перед запятой, перед ним ставится тире, а после него - запятаяВ лесу, в парке, во дворе – словом, везде можно встретить это растение.

Вводные слова

Мера того, о чем говоритсяСамое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере
Привлечение внимания собеседникаПонимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря
Источник информацииПо сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается, как известно, с точки зрения
Связность речиСледовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны
Частота того, о чем говоритсяБывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению , в крайнем случае
Степень возможностиБез сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю
Эмоции, чувстваК счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Обращение – слово или сочетание слов, называющее адресат речи. Не является членом предложения. Обращение можно убрать из предложения без потери смысла.

Знаки препинания при обращениях

  1. Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», — прочитала она. Обращения, соединенные союзом и, не разделяются запятой: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над черною астрой с прическою «афро».
  2. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение: Дедушка, миленький, где ж ты был?
  3. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе: Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая!
  4. Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак: Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Выполняем частичный синтаксический разбор предложений, чтобы определить является ли предложенное слово или словосочетание членом предложения.
  3. Анализируем предложения, расставляем знаки препинания.
  4. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №17 ЕГЭ по русскому языку


Семнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

                                    (С.А. Есенин)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

  1. Чащи – не отделяется запятой, так как является частью распространенного обращения. Земля – обращение, выделяется запятыми, не является членом предложения. Равнин пески – обращение, не является членом предложения, отделяется запятой.

Ответ: 2, 3.


Первый вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Лучше всего(1) добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден(2) практически(3) отовсюду, поэтому дальше путь укажет(4) наверное(5) любой местный житель.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Лучше всего добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден практически отовсюду, поэтому дальше путь укажет, наверное, любой местный житель.
  3. Лучше всего – обстоятельство образа действия (добираться как? лучше всего) – не вводное слово, нельзя убрать из предложения, следовательно, не ставим запятую. Практически (виден как? практически) – обстоятельство меры и степени. Наверное – не является членом предложения, выражает отношение говорящего, слово можно убрать из предложения без потери смысла.

Ответ: 4, 5.


Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Русский язык(1) как известно(2) занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место(3) естественно(4) принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Русский язык, как известно, занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место, естественно, принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.
  3. Как известно, естественно – не являются членами предложения, выражают отношение говорящего, эти слова можно убрать из предложения без потери смысла.

Ответ: 1, 2, 3, 4.


Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Фотография(1) с точки зрения специалистов(2) состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы(3) однако(4) простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Фотография, с точки зрения специалистов, состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы, однако простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.
  3. С точки зрения специалистов – не является членом предложения, выражает отношение говорящего, словосочетание можно убрать из предложения без потери смысла. А вот однако в данном предложении легко заменяется союзом «но», и, значит, вводным словом не является. Обособлять его запятыми не нужно, но запятую перед ним мы поставим: она будет отделять друг от друга две части сложного предложения.

Ответ: 1, 2, 3.