Разбор задания №19 ЕГЭ по русскому языку


Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи


Верно выполненное задание №19 ЕГЭ по русскому языку приносит выпускнику один первичный балл. В нем представлены предложения с подчинительной и сочинительной связью; нужно проставить запятые в нужных местах. Во избежание ошибок нужно повторить приведенную ниже теорию.


Теория к заданию №19 ЕГЭ по русскому языку


Придаточная часть предложения начинается с союзов - она может находиться перед, после и внутри главной части.

Виды придаточных

ВидНа какие вопросы отвечаетВиды связи
ОпределительноеКакой? Какое? Какая? Какие?Союзы который, какой, кто, что, где, чей
ИзъяснительноеВопросы косвенных падежейСоюзы: что, ли, как, будто, чтобы, как бы не
Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько
Образа действия, степениКак? Каким образом? В какой степени?Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто
Союзные слова: как, сколько
МестаГде? Куда? Откуда?Союзные слова: где, откуда, куда
УсловияПри каком условии?Союзы: если, если бы, коли, раз, как бы, коль скоро
ВремениКогда? Как долго? С каких пор?Союзы: когда, пока ,едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как
ПричиныПочему? Отчего?Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, так как
ЦелиЗачем? Для чего? С какой целью?Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы
СравнительноеКак?Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно тому как, что, чем, нежели
СледствияСоюз: так что
УступительноеНесмотря на что? Вопреки чему?Союзы: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что
Союзные слова: что ни, кто ни, как ни, где ни, когда ни
ПрисоединительноеСоюзные слова: что, почему, зачем, отчего

Виды подчинения придаточных частей

ПоследовательноеПервое придаточное относится к главной части, второе придаточное – к первому, третье – ко второму«Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в кни­гах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С. Лихачеву).
Союзы могут оказываться рядом; на стыке двух союзов ставится запятая, если у второго союза нет продолжения в виде слов «то, так, но», и не ставится, если такое продолжение есть
ОднородноеВсе придаточные относятся к одному главному, имеют одно значение, отвечают на один и тот же вопрос«Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и ес­ли он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (По Д.С. Лихачеву).
При однородных придаточных могут находиться сочинительные союзы; запятые перед ними ставятся так же, как в однородных членах
ПараллельноеВсе придаточные относятся к одному главному, но имеют разное значение и отвечают на разные вопросы«Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Ли­хачеву).

Запятые перед союзом «И»

Запятая не ставится, если союз соединяет однородные члены!

Запятая ставится, если союз соединяет простые предложения!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Выполняем синтаксический анализ предложения, чтобы определить границы простых предложений в составе сложного.
  3. Расставляем знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации современного русского языка.
  4. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №19 ЕГЭ по русскому языку


Девятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 3-х частей: 1) Туманные громады поднимались по ночному небу – предложение простое; 2) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов – соединяется с 1-ой частью при помощи союза И, ставим перед союзом И запятую, предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными сказуемыми, между которыми тоже ставим запятую (цифра 4); 3) когда поглощён был последний звёздный просвет – придаточное времени (пронесся – когда?), относится ко 2-ой части, присоединяется при помощи союза КОГДА, перед которым мы должны поставить запятую. Под цифрой 3 тоже ставим запятую, так как она определяет границу придаточной части в составе сложного предложения.
  3. Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощён был последний звёздный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов.

Ответ: 1, 2, 3, 4.


Первый вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре(1) когда надо было решать (2)что же всё-таки делать в этой жизни дальше(3) Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 4-х частей: 1) Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов – предложение простое, осложнено однородными определениями; 2) и к той поре Саввушка огорошил мать, объявив ей о своем желании ехать учиться в Москву, в университет – соединяется с 1-ой частью при помощи союза И, ставим перед союзом И запятую, предложение осложнено деепричастным оборотом; 3) когда надо было решать – придаточное определительное ( поре – какой?), относится ко 2-ой части, присоединяется ко 2-ой части при помощи союза КОГДА, перед которым мы должны поставить запятую; 4) что же все-таки делать в этой жизни дальше – придаточное изъяснительное, относится к 3-ей части, отвечает на вопрос ЧТО?, присоединяется при помощи союзного слова ЧТО, перед которым ставим запятую. Под цифрой 3 тоже ставим запятую, так как она определяет границу придаточной части в составе сложного предложения.
  3. Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре, когда надо было решать, что же всё-таки делать в этой жизни дальше, Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.

Ответ: 1, 2, 3.


Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако(1) он пересилил это малодушное желание(2) и направился к Воробьёвым горам(3) туда(4) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей: 1) Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда – предложение простое, ОДНАКО запятой не отделяется, так как его легко можно заменить союзом НО, осложнено однородными сказуемыми; запятую, перед указательным словом ТУДА ставим запятую, так как оно выполняет поясняющую, уточняющую функцию; 2) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой – придаточное места (туда - куда?), относится к 1-ой части, присоединяется при помощи союза ГДЕ, перед которым мы должны поставить запятую.
  3. Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда, где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.

Ответ: 3, 4.


Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 3-х частей: 1) Тогда и подумала она – предложение простое; 2) что назовет его таким именем – придаточное изъяснительное (подумала – о чем?), относится к 1-ой части, присоединяется при помощи союза ЧТО, перед которым мы должны поставить запятую; 3) если когда-нибудь у нее родится сын – придаточное условия (назовет его таким именем – при каком условии?), относится ко 2-ой части, присоединяется при помощи союза ЕСЛИ, перед которым мы запятую не ставим, так как у него есть вторая часть (ТО). Под цифрой 3 ставим запятую, так как она отделяет простые предложения в составе сложного.
  3. Тогда и подумала она, что если когда-нибудь у неё родится сын, то назовёт его таким именем.

Ответ: 1, 3.