Разбор задания №22 ЕГЭ по русскому языку


Функционально-смысловые типы речи


Двадцать второе задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников различать три типа речи – описание, повествование и рассуждение. Это задание также связано с текстом; за его верное выполнение можно получить один первичный балл.


Теория к заданию №22 ЕГЭ по русскому языку


Повторим признаки типов речи:

Описание

В описании дается характеристика чего-либо – внешности и поведения человека, места, обстоятельства… В описании часто встречаются прилагательные и причастные обороты, эпитеты, сравнения, метафоры.

Повествование

В повествовании сообщается о ходе событий, перечисляются идущие по порядку действия. В повествовании часто встречаются глаголы, деепричастия, деепричастные обороты и наречия.

Рассуждение

В рассуждении автор приводит свою точку зрения на какую-либо проблему, размышляет о чем-то, объясняя и доказывая поставленные тезисы. В рассуждении часто встречаются вводные слова и риторические вопросы.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании.
  2. Определяем тип речи каждого отрывка, определяем верность утверждений.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №22 ЕГЭ по русскому языку


Двадцать второе задание демонстрационного варианта 2018

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

— Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

— Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

— Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

— Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение  4  указывает  на  следствие  того,  о  чём  говорится в предложении 3.
  2. Предложения 15–18 содержат элементы описания.
  3. В предложениях 32–34 представлено рассуждение.
  4. В предложениях 38–40 представлено повествование.
  5. Предложения 51–53 содержат описание.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем каждый предложенный отрывок текста.
  2. Предложение 4 указывает на следствие того, о чем говорится в 3-ем предложении, об этом говорит использованный союз поэтому в начале предложения. Предложения 15 – 18 действительно содержат элементы описания – описание глаз Пауля, фантазий Лизы. О наличии описания свидетельствует использование определений, выраженных прилагательными. Читаем предложения 32 – 34. Здесь нет и намека на рассуждение – автор повествует о происходящих событиях, перечисляя их. Предложения 38 – 40 предлагают нам также перечисление событий, поэтому здесь использован такой тип речи как повествование. Предложения 51 – 53 не содержат описания, скорее здесь мы видим рассуждение Пауля о враге, с которым ему предстоит сражаться на войне.

Ошибочными являются утверждения под номерами 3, 5.

Ответ: 3, 5.


Первый вариант задания

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет… (2)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели — и не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

(4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше, до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни? (7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней… (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чем она состоит и на чем держится?

(9)Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом… (10)Но, Боже мой, как все это скудно, поверхностно и беспочвенно. (11)Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же, что они умеют «угодить» друг другу… (12)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,— то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любез­ности и скрытом расчете… (13)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (14)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (15)Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». (16)«Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (17)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтиче­скую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. (18)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(19)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (20)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несет их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества… (21)Ибо без живой любви люди подобны мертвому праху…

(22)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (23)Истинная дружба… (24)Если бы только знать, как она завязывается и возникает… (25)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить ее…

(26)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, так, как если бы в нем жил таинственно раскаленный уголь. (27)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (28)Но свет его светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (29)И вот, истинная дружба возникает из этих искр.

(По И. Ильину)

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 1-3 содержится рассуждение.
  2. В предложениях 4-8 содержится повествование.
  3. В предложениях 9-12 представлено описание.
  4. В предложениях 13-18 содержится рассуждение.
  5. В предложениях 22-29 представлено рассуждение.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании.
  2. Читаем предложения 1-3: в них автор размышляет об одиночестве, о поиске друзей, задает риторические вопросы – словом, рассуждение налицо, вариант 1 – верный. Читаем дальше: в предложениях 4-8 рассуждение продолжается (вариант 2 неверен), также и в предложениях 9-12 (вариант 3 также неверен) и до конца текста (варианты 4 и 5 верны). Данное задание не такое трудное, каким кажется.

Записываем правильный ответ: 1, 4, 5.


Второй вариант задания

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…                                                                                

(С. Соловейчик)

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 1-5 представлено рассуждения.
  2. В предложении 8-10 содержится описание.
  3. В предложениях 11-13 содержится повествование.
  4. В предложении 14-16 содержится рассуждение.
  5. В предложениях 17-22 содержится рассуждение.

 Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании.
  2. Перечитываем указанные в условии предложения и определяем тип речи. В предложениях 3 и 4 мы видим риторические вопросы – верный признак рассуждения; первое утверждение верно. Читаем предложения 8-10: в них также продолжается рассуждение, где автор приводит свои рассуждения. Описания там нет. В предложениях 11-13 снова рассуждение; повествования с перечислением последовательности действий тут нет. Рассуждение (которое вообще длится весь текст) продолжается и в предложениях 14-22, следовательно, варианты 4 и 5 верны.

Записываем правильный ответ: 1, 4, 5.


Третий вариант задания

(1)Утром, бреясь перед зеркалом, с неожиданной неприязнью увидел бледность на лице, морщины под глазами, которые словно улыбались кому-то чересчур доброжелательно, и, кривясь, вспомнил, как вчера встретился в дверях лаборатории с молодым удачливым профессором, делающим необъяснимо быструю карьеру в науке. (2)Карьера его не была определена особым умом или выдающимся талантом, однако он стремительно шёл в гору, защитил кандидатскую, уже писал докторскую, поражая коллег-сверстников бойким продвижением и умением нравиться начальству.

(3)Мы не любили друг друга, едва здоровались издали, наша нелюбовь была и в тот момент, когда столкнулись в дверях, но, увидев меня, он молниеносно заулыбался счастливой улыбкой, излучая энергию радости, горячего восхищения этой внезапностью встречи, и стиснул мне руку со словами:

— Очень, очень рад вас видеть, коллега! (4)Только на днях прочитал вашу первоклассную статью об Антарктике и посожалел, что не работаем вместе над одной проблемой!

(5)Я знал, что он лгал, ибо никакого дела ему не было до моей работы, и хотелось сухо ответить принятыми словами вежливости «благодарю», «спасибо», но я тоже заулыбался обрадованной улыбкой, затряс его руку так продолжительно, так долго, что показалось — его испуганные пальцы в какой-то миг попытались вывинтиться из моих пальцев, а я, тряся ему руку, говорил совсем осчастливленно:

— Я слышал, начали докторскую? (6)Что ж, это великолепно, не упускаете время, мне весьма нравится ваша серьёзность, профессор!

(7)Я не знал, что со мной происходит, я говорил приятно-льстивые фразы, вроде бы под диктовку и чувствовал, что улыбаюсь сахарнейшей улыбкой, ощущаемой даже лицевыми мускулами.

(8)И это ощущение собственной собачьей улыбки, долгое трясение его руки и звук своего голоса преследовали меня целый день — о, как потом я морщился, скрипел зубами, ругая всеми словами, проклиная некоего второго человека внутри себя, кто в некоторых обстоятельствах бывал сильнее разума и воли.

(9)Что это было? (10)Самозащита? (11)Благоразумие? (12)Инстинкт раба? (13)Молодой профессор не был талантливее, не был умнее меня, кроме того, занимал положение в институте, зависимое от исследований моей лаборатории, а она нисколько не зависела от его работы. (14)Но почему с таким сладострастным упоением я тряс руку этому карьеристу и говорил приятные фальшивые слова?

(15)Утром, во время бритья разглядывая своё лицо, вдруг испытал приступ бешенства против этого близкого и ненавистного человека в зеркале, способного притворяться, льстить, малодушничать, как будто надеялся прожить две жизни и у всех проходных дверей обезопасить весь срок земной.

(По Ю. Бондареву)

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 2 содержится описание.
  2. В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
  3. В предложении 7 содержится описание.
  4. В предложении 9-12 представлено повествование.
  5. В предложениях 13-14 содержится рассуждение.

 Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании.
  2. Первый вариант верен – во втором предложении описывается карьера молодого профессора. Читаем предложения 3-5: очевидно, что в них представлено повествование – перечисляются действия героев. В 7 предложении автор описывает себя в момент пожатия руки молодого профессора: вариант 3 правильный. А в предложениях 9-12 автор размышляет о своем поступке – значит, это рассуждение, а не повествование. Рассуждение продолжается и в предложениях 14-15 – следовательно, 5 вариант тоже верный.

Записываем правильный ответ: 1, 3, 5.