Сочинение-анализ «Кавказский пленник»

История создания

Начало рассказа «Кавказский пленник» основано на личных воспоминаниях Л. Н. Толстого, связанных с его военной службой на Кавказе. Писатель с несколькими товарищами подверглись нападению чеченцев в 1853 г., но смогли отбиться. Основная часть произведения, вероятно, основана на воспоминаниях полковника Ф. Ф. Торнау, который в середине 30-х гг. XIX в. находился в плену у горцев.

Рассказ был написан Толстым в марте 1872 г. и вскоре напечатан в журнале «Заря». С незначительными стилистическими изменениями произведение было включено писателем в четвертую «Русскую книгу для чтения». В 1885 г. «Кавказский пленник» был издан отдельной брошюрой.

Тема и сюжет

Главная тема произведения — война на Кавказе.

Толстой писал рассказ специально для детей, поэтому сюжет довольно-таки прост и понятен. Два русских офицера попадают в плен к горцам. Находчивый Жилин не может смириться с пленом. Он не сидит сложа руки и постоянно думает о побеге. Слабовольный Костылин покорился судьбе и надеется только на то, что его смогут выкупить. По инициативе и стараниями Жилина офицеры совершают побег, но из-за Костылина вновь оказываются в плену. Во второй раз Жилин бежит в одиночку и добивается успеха.

Жилин — ярко выраженный положительный персонаж. Этот образ наделен лучшими качествами русского офицера: мужеством, бесстрашием, смелостью, находчивостью. Даже непримиримые враги (горцы) относятся к нему с невольным уважением.

Костылин, напротив, является образцом трусости и малодушия. В самом начале рассказа он предает Жилина. В плену ведет себя пассивно и недостойно. Костылин, по сути, срывает первый побег. В финале он даже отказывается от второй попытки.

Проблематика

«Кавказский пленник» — не просто занимательный патриотический рассказ. Толстой обращает внимание юных читателей на причины кровавой вражды и пути ее преодоления. В этом плане большое значение имеет образ Дины.

Молодая дочка Абдул-Мурата еще никогда не видела русских. По рассказам взрослых у нее сложился четкий образ врага, мало напоминающий человека. Она, не отрываясь, смотрит на Жилина «как на зверя какого».

Постепенно Дина привыкает к виду пленников. Она видит, что это — точно такие же люди. Лед недоверия окончательно ломается, после того как Жилин начинает делать для девочки забавные куклы. Когда старуха разбивает игрушку, предпочтения Дины явно оказываются на стороне доброго Жилина. Дружба русского офицера с кавказской девочкой доказывает, что даже абсолютно противоположные по языку, вере, традициям и обычаям люди могут найти общий язык. В этом заключается гуманистический смысл рассказа, осуждение писателем войны, как способе решения межнациональных проблем.

Без помощи Дины Жилину вряд ли бы удалось совершить второй удачный побег. В детской, еще не успевшей зачерстветь душе пробуждается чувство жалости к несчастному пленнику, которого ждет неминуемая смерть. Нельзя сказать, что и Жилин просто воспользовался доверчивостью ребенка. Он предупреждает ее об опасности («Снеси на место [шест], Дина, а то хватятся — прибьют тебя») и испытывает жалость при расставании («Кто тебе без меня кукол делать будет?»).

Многолетняя вражда и неприязнь русских и горцев во многом основаны на огромной разнице в культурных традициях. В плену Жилин обращает внимание на многие непонятные ему детали образа жизни своих врагов: «Едят руками, и руки все в масле»; «подули во все стороны и молитвы прочли»; «завернули мертвого в полотно, без гроба».

Некоторые жители аула постепенно избавляются от чувства неприязни к мастеру на все руки Жилину, остальные продолжают смотреть на него, «как на зверя». Легко объяснима ненависть к пленнику одного старика, у которого русские убили семь сыновей.

Нравоучительный смысл

В рассказе для детей Толстой, естественно, не углубляется в философские размышления, осуждающие войну. Его задача заключается в том, чтобы пробудить в читателях любовь к положительным персонажам: Жилину и Дине. Представители воюющих народов резко отличаются от окружающих. Для русского офицера и кавказской девочки войны словно бы не существует. Их отношения основаны исключительно на добре и милосердии.

Контраст между двумя русскими офицерами призван дать ребенку пример для подражания. Жилин и в плену остается мужчиной, не утрачивает, подобно Костылину, чувство собственного достоинства. Оказавшись в казалось бы безвыходном положении, он не теряет надежды. Жилин оказывается на свободе благодаря своему упорству в достижении поставленной цели. Таким, по мнению автора, и должен быть настоящий русский воин.