Сочинение-анализ «Медный всадник»

История создания и публикации

В конце 20-х — начале 30-х гг. в творчестве А. С. Пушкина большое место начинают занимать две темы: личность и деятельность Петра I («Стансы», «Полтава», неоконченный роман «Арап Петра Великого») и проблема «маленького человека» или «ничтожного героя» («Повести Белкина»). Эти темы слились в последней поэме Пушкина «Медный Всадник», созданной в т. н. «болдинскую осень» 1833 г.

Замысел «Медного Всадника», вероятно, возник у поэта под влиянием первых известий о небывалом петербургском наводнении 1824 г. От жены Дельвига Пушкин слышал рассказ о моряке Луковкине, который в результате этой природной катастрофы потерял дом и семью.

В начале 1832 г. Пушкин начал работу над новым произведением «Езерский». Этот роман в стихах так и не был закончен, но некоторые строфы после переработки вошли в «Медного Всадника».

Цензура запретила публикацию. Пушкину предлагалось сделать настолько существенные изменения, что весь смысл произведения был бы потерян. В результате в 1834 г. было напечатано лишь «Вступление» к «Медному Всаднику». В 1836 г. поэт попытался еще раз издать поэму и начал вносить исправления в текст, но не успел закончить работу.

Поэма была опубликована уже после смерти Пушкина в 1837 г. со значительными искажениями авторского текста, сделанными в угоду цензуре Жуковским.

Смысл названия

Медный Всадник — установленный на гранитной скале бронзовый памятник Петру Великому в Петербурге работы скульптора Э.-М. Фальконе (1782 г.). По столице ходило множество легенд, связанных с памятником. В частности, ему приписывалась возможность оживать или превращаться в призрак.

Монумент символизировал собой преемственность и непоколебимость самодержавной власти, верность заветам Петра Великого.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — столкновение человечности и государственности.

В поэме фантастическим образом сталкиваются два героя: Петр I, дух которого продолжает жить в Медном Всаднике, и скромный чиновник из обедневшего дворянского рода Евгений. Впервые временные границы стираются под воздействием реального происшествия — петербургского наводнения 1824 г. После этого события Евгений сходит с ума, в его воспаленном сознании Медный Всадник оживает.

В произведении прослеживаются две сюжетные линии. Одна основана на трагической судьбе бедного Евгения, который в результате наводнения теряет возлюбленную и рассудок. Вторая связана с личностью Петра I. Живой образ царя-реформатора представлен во «Вступлении». Сюжетные линии тесно переплетаются во время разбушевавшейся природной стихии.

Евгений — ничем не примечательный чиновник. Пушкин подчеркивает его «ничтожество: «прозванья нам его не нужно», «где-то служит». Существенно «принижает» образ Евгения любовь к девушке, носящей типичное простонародное имя — Параша. Мечты обедневшего дворянина сводятся к получению «местечка» и спокойной семейной жизни.

Все надежды Евгения перечеркивает наводнение. «Ничтожный человек» впервые задается вопросом о несправедливости мира: «И жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей?». В это время он остается один на один с «кумиром на бронзовом коне», который равнодушно взирает на страдания людей.

В тревоге за судьбу любимой Евгений отваживается на очень смелый поступок: переправляется «чрез волны страшные» на другой берег Невы. Безуспешные поиски оканчиваются трагическим вопросом «Где же дом?». Такого удара судьбы чиновник перенести уже не может и теряет рассудок («захохотал»).

Кульминационным моментом поэмы становится вторая встреча обезумевшего Евгения с «державцем полумира». Увидев «мощного властелина судьбы», он на мгновенье приходит в себя и узнает главного виновника бедствия.

Гневный возглас Евгения («Ужо тебе!») становится бунтом «маленького человека» против всемогущей монументальной фигуры. Безумцу кажется, что Медный Всадник оживает и начинает его повсюду преследовать. Не так важно, фантастика это или бред сумасшедшего. Сцена олицетворяет собой столкновение духа «грозного царя» с копившимся долгие годы недовольством множества «ничтожных героев». Евгений умирает, так как изначально был обречен на поражение, но его попытка «восстания» свидетельствует о неизбежности будущих столкновений.

Проблематика

Центральная проблема поэмы заключается в том, насколько оправданы жертвы «маленьких людей» ради достижения великих целей.

Во «Вступлении» Пушкин дает очень яркую и величественную оценку деятельности Петра I, символом которой стало основание Санкт-Петербурга: «в гранит оделася Нева», «померкла старая Москва», «красуйся, град Петров» и т. д. Эта идиллическая картина сменяется воспоминаниями об «ужасной поре».

Опустошительные наводнения были не редкостью для Санкт-Петербурга. Петр I совершил невозможное, но «побежденная стихия» время от времени напоминала о себе. Самодержавные потомки царя-реформатора могли лишь признавать свое бессилие в борьбе с «Божьей стихией». В то же время основная тяжесть бедствия ложилась на плечи «маленьких людей», которые погибали, теряли родных и близких, имущество.

Медный Всадник, как и столетие назад сам Петр I, с равнодушием относится к «ничтожным» страданиям. Он больше озабочен непоколебимостью своих деяний и самодержавной власти.

Пушкин признает величие Петра I («Какая сила в нем сокрыта!»), но задается резонным вопросом: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?». Проще говоря, до каких пор общегосударственные интересы будут превалировать над жизнями простых людей? Не пора ли всесильным самодержцам задуматься о возможной расплате за свои действия?

Безумный Евгений отваживается на угрозу «кумиру», тем самым возвышаясь до его уровня. Беспощадное преследование Медным Всадником безумца, напротив, снижает величие прежде созданного образа. «Горделивый истукан» забывает о своей непоколебимости, потому что чувствует духовную силу и справедливость бунта неожиданного противника.

В образе Евгения нередко видят намек Пушкина на восстание декабристов, либо пророческое предсказание будущей революции.