Сочинение-анализ «Муму»

История создания

Повесть «Муму» была написана И. С. Тургеневым весной 1852 г. и впервые опубликована в журнале «Современник» (1854 г, №3).

В основу произведения положена реальная история крепостного дворника матери писателя — немого Андрея. В действительности прообраз литературного персонажа не сбежал в деревню, а продолжил служить своей хозяйке.

Смысл названия

«Муму» — кличка собаки Герасима, единственный относительно членораздельный звук, который он мог произнести. Муму является одним из главных героев повести. Обычная собака воспринимается, как одушевленное существо. С Герасимом ее сближает не только неумение говорить, но и полная зависимость от хозяйской воли. Любовь и беззаветная преданность Муму к Герасиму — практически человеческие чувства. А бездушный деспотизм выжившей из ума барыни больше напоминает звериную жестокость.

Основная тема повести — крепостная зависимость.

Здоровый мужик Герасим был выписан в город по глупой хозяйской прихоти. Желание барыни не имеет под собой никакого логического объяснения. Один из «самых исправных тягловых мужиков» приносил гораздо больше пользы в деревне, чем в должности дворника.

Доживающая своей век скучающая старуха просто не знает, чем бы ей заняться. Очередным «развлечением» для нее становится желание женить алкоголика Климова. Решение, которое навсегда искалечит судьбу крепостной Татьяны, барыня принимает, «с удовольствием понюхивая табачок».  «Безответная душа» даже не возражает («Слушаю-с»), узнав о том, кого ей назначили в женихи.

Естественно, свадьба не спасла Климова от пьянства. Но только через год хозяйка поняла, что лучший выход — отправить его в деревню. Бездумно распоряжаясь человеческими судьбами, старуха не задумывается о последствиях и никогда не чувствует себя виноватой.

Случай с Татьяной повлиял и на влюбленного в нее Герасима. Немой дворник еще больше отгородился от людей и увидел близкое себе существо в случайно спасенном щенке. Муму стала для Герасима самым главным и преданным другом, единственным источником радости в однообразной жизни.

Очередным сумасбродством старой барыни стало желание близко познакомиться с Муму. Фраза «какая она глупая! к барыне не идет» свидетельствует о том, что старуха не видит никакой разницы между своими крепостными людьми и животными. Извращенный крепостничеством и ослабевший от старости рассудок позволяет ей считать, что все окружающие ее живые существа должны беспрекословно подчиняться и расценивать ее внимание за благо. Естественная реакция собаки по отношению к незнакомому человеку («оскалила зубы») приводит старуху в гнев и становится началом трагедии Герасима.

С этого времени между хозяйкой и дворником начинается борьба за Муму, исход которой предугадать нетрудно. Возвращение собаки после продажи ее перекупщику, попытки Герасима спрятать ее лишь откладывают неизбежный финал. Полусумасшедшая старуха переживает «нервические волнения», прикидывается «загнанной и сиротливой страдалицей» только для того, чтобы показать всей дворне, как виноват перед ней Герасим вместе со своей «скверной собачонкой». «Ломая комедию», барыня просто испытывает удовольствие и наслаждается своей безграничной властью.

Тургенев мастерски описывает сцену утопления Муму. Становится искренне жалко бедного немого, который вынужден собственными руками убить единственное по-настоящему близкое ему существо.

Очень интересна реакция барыни на побег Герасима: «разгневалась, расплакалась… уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку». Все это можно бы было посчитать запоздалым раскаянием, но… после благополучного возвращения дворника в деревню «барыня несколько успокоилась». Ее бурное поведение — всего лишь очередной старческий каприз от потери одной из «живых игрушек».

Сочинение-анализ Муму

Проблематика

Помещичий произвол над крепостными крестьянами, превращение последних в говорящие куклы — проблема наглядная и очевидная. Гораздо страшнее в повести выглядит укоренившаяся в сознании крепостных рабская покорность.

Татьяна прекрасно понимает, какое «счастье» принесет ей брак с Климовым, но ничем не выражает своего отчаяния.

Любящий Муму «без памяти» Герасим также не осмеливается пойти наперекор господской воле. На первый взгляд это может показаться откровенной глупостью, ведь решился же он впоследствии на побег. В сознании крепостного человека никакого противоречия нет. Конкретный приказ барыни он понял и исполнил, а бегство в деревню — не преступление, а небольшой проступок, за который он безропотно готов принять наказание.

В повести из-за самодурства старухи происходит три трагедии: гибнет ни в чем не повинная Муму, Татьяна обрекается на жизнь с пьяницей, Герасим навсегда закрывает свою душу для людей. Можно лишь догадываться, сколько в целом изломанных человеческих судеб лежит на совести барыни.

Даниил Романович

Автор статей и модератор разделов сайта.