Сон Обломова

сочинение по литературе 10 класса • 450-550 слов (4-5 страниц) • Обломов

Ещё до появления самого романа «Обломов» в печати появилась одна глава, которая в отличие от всех остальных имела название — «Сон Обломова». Уже этот факт говорит о том, что отрывок из будущего романа имеет совершенно особое значение, поскольку в нём сосредоточены все художественные нити произведения. Образно говоря, роман Гончарова берёт начало из «Сна Обломова».

План сочинения

  1. Функции сна в художественном пространстве произведений.
  2. «Сон Обломова» — идейно-художественный центр романа Гончарова. Композиция главы.
  3. Образ Обломовки как замкнутый идиллический мир, формирующий Обломовых.
    1. Праздность и оторванность от настоящей жизни.
    2. Замкнутость феодального мира натурального хозяйства.
    3. Цикличность времени в Обломовке, повторяемость как условие благополучия и устойчивости бытия. Неконфликтность и беспроблемность жизни.
    4. Отчуждённость от прогресса, ощущение его опасности для привычных форм жизни.
    5. Патриархальный мир добрых, чистых душой людей, остающихся наивными детьми до конца дней.
    6. Народная почва как основа дворянской культуры. Связь обломовского существования с фольклорными образами.
  4. «Сон Обломова» как камертон, задающий тон всему роману, поднимающий повествование до эпических масштабов.

Во вступительной части, опираясь на свой читательский опыт, напишите, в каких произведениях русской литературы в ткань повествования включаются сны героев (например, сон Петра Гринёва, Татьяны Лариной, сон Светланы). Укажите, что сны выявляют духовное состояние героя, становятся средством психологического анализа; они же могут отразить некую идиллическую мечту или стать предвидением будущего (как в четвёртом сне Веры Павловны в романе Н.Чернышевского «Что делать?»).

Говоря о композиции главы, отметьте, что она состоит из 4-х частей:

  1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
  2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие им окружающего мира.
  3. Чудесная страна. Сказки няни.
  4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

Каждая часть – эпизоды из детства Обломова, связанных общей идеей, писательской задачей — показать истоки характера героя, влияние природы, уклада жизни семьи, взглядов на жизнь и образование, влияние на формирование характера главного героя.

Сон выявляет духовное состояние героя, он символ жизненной позиции героя, его духовного сна и в то же время показывает мечту героя, парадоксальность которой заключена в том, что она устремлена не в будущее, а обращена в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне она становится абсолютным идеалом, утопией, идиллией. Этот патриархальный мир естественен, добросердечен, беззлобен, потому изображён с любовью и светлой грустью.

Подводя итог в своём рассказе об Обломовке в сне Ильи Ильича, можно написать следующее: «Обломовка – своего рода земной рай: «Благословенный уголок земли!» Это мир изобилия, тепла, вечной жизни (ведь смерть лишь переход от сна естественного к вечному), мир, в котором всё ясно, в котором все знают, что труд – Божье наказание за излишнюю любознательность. Здесь всё согрето материнской любовью: природа-мать не пугает людей, мать обожает и оберегает сына. Здесь всё живёт по давней традиции. (Интересно, что Илья носит отчество Ильич: он продолжатель отца, он живёт, как отец. Да и фамилия у него — Обломов, связанное семантически со словом «обломок»: он не гармония и не целое, а лишь обломок уходящего гармоничного мира)».

В работе можно обратиться к материалам критических статей, в которых мы находим нужные нам цитаты.

А.В.Дружинин: «Сон Обломова» — это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон — это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен» (1859 год);

«Сон Обломова»! — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова c его обломовщиной…Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, — «Сон» его разъясняет все наши недоумения и, не давая нам ни одного голого толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова».

Н.А.Добролюбов: « Обломовка есть наша прямая родина, её владельцы – наши воспитатели, её триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово» (1859 год).

А.А.Григорьев: «…перед вами до мелких оттенков создаётся знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия… Автор становится истинным поэтом, — и , как поэт умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям “райского уголка земли”, и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку» (1859 год);

Ю.М.Лошиц: ««Итак, «Обломов» «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой ключ K пониманию всего произведения, идейно- художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича…» (1996 год).

Первый вариант сочинения

Глава «Сон Обломова» — это девятый эпизод первой части романа. В этом эпизоде описывается сон главного героя, в котором он снова оказывается в своём детстве. Автор прибегнул к подобному приёму не случайно. Как известно, именно детские впечатления, детский опыт закладывают основу в формировании личности.

Эскиз к мультфильму «Обломов»

Во сне Обломов переносится обратно в родную Обломовку. Эта деревня словно отдельный мирок, её жители изолировались от других людей. Сюда не доходят новости, сюда не приезжают незнакомые люди.

Главный герой происходит из старинного дворянского рода. В былые времена их имение считалось лучшим в округе, но поколение, к которому относились родители Ильи Ильича, посчитало, что более нет нужды трудиться. Зачем прилагать усилия, если жизнь всё равно будет сытой и безбедной?

Главными событиями в Обломовке были обеды, ужины, и сон. Илья Ильич не мог стать другим человеком, воспитываясь в этом месте. Слуги все за него делали, даже одеваться мальчику самостоятельно не приходилось. Целыми днями он отдыхал, а его родители не могли нарадоваться тому, что оградили своего сына от трудностей.

«Сон Обломова» — это особая глава романа. В ней повествуется о детстве главного героя, о влиянии воспитания на его характер.

Эта глава переносит читателя в Обломовку, где Илье Ильичу жилось комфортно и спокойно. Там он чувствовал себя защищённым от внешнего мира. Все в Обломовке были довольны своей жизнью, и ничто не нарушало её размеренный ход. Местные жители никогда не задумывались о смысле своего существования или собственном предназначении, их сознание не было загромождено какими-либо мыслями.

Изображая картину жизни Обломовки, И.А. Гончаров рассказывает и про её хозяев. Отец главного героя тоже был ленивым и апатичным. Он мог целое утро сидеть и просто смотреть в окно, наблюдая за тем, что происходит во дворе их дома. Мать Обломова была более деятельной натурой, чем её муж, но большую часть времени она была занята выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. Забота о пище была главной заботой в Обломовке, где царил культ еды.

В таких условиях формировался характер главного героя, и все это, без сомнений, на нём отразилось. В детстве он был активным, умным, любознательным, способным мальчиком, перед которым открывалось множество возможностей. Он не вписывался в сонное царство Обломовки своей неуёмной энергией. В других условиях Обломов вырос бы совсем другим человеком и обязательно достиг больших успехов, но воздействие обломовской среды оказалось настолько сильным, что он не смог ему противостоять.

 Этот эпизод даёт объяснение тому, почему главный герой стал таким безвольным человеком: основные качества Обломова определены обломовскими условиями, которые оказали большое влияние на него самого и на его дальнейшую судьбу.

Сон Обломова играет в романе важную композиционную роль. Описанный в этой главе сон объясняет отношение главного героя к окружающей его действительности, помогает понять, откуда берёт свои истоки «обломовщина» — явление, которое способно погубить любого человека.

Данная глава даёт возможность проследить жизнь Обломова с самого начала и увидеть, что в раннем детстве он был таким же, как и все остальные дети. Однако родители оградили мальчика не только от всевозможных опасностей, но и от самой жизни вместе со всеми её горестями, проблемами и радостями.

Второй вариант сочинения

«Сон Обломова» выступает в роли своеобразного смыслового и композиционного ключа ко всему роману. Именно любовь ко сну не дала возможности Обломову реализовать свой потенциал, обусловила его неспособность к какой-либо деятельности.

Начинается этот эпизод с того, что автор описывает тот «благословенный уголок земли», в котором прошло детство главного героя. Об этом месте говорится, что в нём нет ничего, что могло принести его жителям неприятности или неудобства. Здесь всё пропитано любовью, заботой и спокойствием. Обломовка словно остановилась во времени, замерла в своём развитии.

Без сомнений, эта глава имеет большое значение для понимания всего романа, она помогает лучше понять внутренний мир главного героя, узнать его страхи и надежды. Ведь именно в детстве закладываются основы для формирования личности человека.

В Обломовке Илюше не позволяли быть самостоятельным, подавляли всяческий интерес к окружающему миру. Вначале эта чрезмерная опека не нравилась мальчику, но со временем он привык к тому, что о нём заботятся, оберегая от малейшей опасности, от живых впечатлений. Обломов рос в тишине и спокойствии, эта безмятежность прослеживалась во всем: в образе жизни местных жителей, в природном мире, она словно витала в самом воздухе.

Иллюстрация к роману «Обломов»

В главе «Сон Обломовка» наглядно демонстрируется изолированность Обломовки от внешнего мира. Например, в нелепой ситуации, когда незнакомый мужчина оказался в канаве, обломовцы не стали ему помогать только потому, что он был не из здешних краёв. Удивительно, с какой теплотой и заботой они относятся к своим землякам и как равнодушно к тем, кто не был родом из Обломовки. Страх перед новым и неизведанным полностью изменил мировоззрение «обломовцев», всё чуждое для их понимания остаётся за пределами Обломовки.

И.А. Гончаров в романе «Обломов» дал личную оценку существующему государственному устройству, со всеми его пороками и изъянами. Осуждая бездеятельность главного героя, автор в то же время показывает пагубное влияние мира, которому не хочет подчиняться Обломов. Несмотря на то, что у него нет будущего и в свои тридцать два года он оказался в тупике, Илья Ильич не стал частью того мира, который считал несправедливым и бездушным. Гончаров не одобряет этот пассивный протест, но и покорное молчание, отстранение от жизни вообще не считает достойным выбором.

Сон Обломова является ключом для понимания его характера. Автору удалось показать причины, лежащие в основе поступков и поведения главного героя. Обломов – это продолжение Обломовки, он провёл своё детство в царстве сна и спокойствия, поэтому разучился к чему-нибудь стремиться и действовать. Да и не привык он прокладывать себе в жизни дорогу.

Обломов – это образ, через призму которого Гончаров показал трагедию всего дворянского сословия с невоплощёнными в жизнь мечтами и стремительно разоряющимися семейными гнёздами. А сон Обломова – сказка, оставшаяся где-то в прошлом.

Третий вариант сочинения

Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, образ  трагичный, противоречивый. Его личность — результат воспитания в детстве и юности, влияния на него обычаев деревни Обломовка. Эпизод «Сон Обломова» как нельзя лучше раскрывает это утверждение.

Эта глава сюжетно закончена и не влияет на ход остального повествования. Ее функция — более глубокое раскрытие образа главного героя Обломова. Здесь подробно представлено его детство, из описания которого становится ясно, что лень привита Илье его родителями и няньками, а не является врожденным качеством.

Деревня Обломовка овеяна ленью и праздностью. Всё, что отличалось от привычного уклада обломовцев, устрашало их. Единственной заботой для обитателей деревни была еда и обустройство условий для отдыха.

В начале сна Обломов предстает в облике семилетнего мальчика. Он весел, игрив, все ему интересно, все вызывает у него восторг и любопытство, он стремится познать мир во всех его проявлениях. Но чрезмерная опека матери и няни мешает ему. Ему не позволяют играть на солнышке, чтобы голову не напекло, в непогоду одевают так, что он шевелиться не может. В середине дня во всей деревне наступал час сна, когда засыпали все. Эта картина  послеобеденного сна очень символична. Мёртвый сон  словно омертвлял всё живое, убивал чувства и стремления.

Далее Илья видит себя уже тринадцатилетним. Обычаи жизни Обломовки уже достаточно прочно засели внутри его сознания. Он уже не знает, что можно жить как-то иначе, чем его родители. Учение его не привлекает, во-первых, потому, что ради этого приходится выбираться в соседнее имение к Штольцам, а во-вторых, Илья не видит в нем смысла. Любое желание подростка тут же исполняется двумя-тремя слугами, а вся забота матери сводится к тому, чтобы сын был весел, здоров и сыт.

Слуга Ильи Захар до сих пор одевает мальчика, напоминает о необходимости умыться и завязывает шнурки. Обломов больше ничем не интересуется. А если и возникнет у него желание что-то сделать самому, родители кричат в один голос — зачем? Так все его стремления и сошли на нет.

Интонация повествования напоминает сказочную, передает поэзию старинного патриархального уклада, народного сказания, заунывной песни. В Обломовке одухотворена природа: солнце светит ярче, а небо клонится к земле, чтобы крепче обнять ее. А Обломов спит и видит сказочные сны, путая их с реальной жизнью.

Я думаю, что автор ввел главу «Сон Обломова», чтобы дать читателям возможность понять истоки характера главного героя и предостеречь от ошибок в воспитании человека.

Текст: Елена Бочкова, 7.5k 👀