Сравнительная характеристика Пьера и Андрея в романе «Война и Мир»

К самому фундаментальному своему роману Л.Н. Толстой шел очень долго. На первом этапе произведение задумывалось иначе. Предполагалось, что эта история будет об одном из декабристов, который едет домой из ссылки, его внутреннем мире, измененных взглядах, принципах, мечтах и духовном поиске. Но писателю хотелось показать истоки. То, что привело к зарождению, формированию этого движения в российском дворянстве. Поэтому это история о людях, о всех гранях жизни народа. А главный герой произведения – Человек.

О романе

Сравнительная характеристика Пьера и Андрея

Кадр из фильма

Самый известный и, возможно, величайший роман всех времен Л.Н. Толстого «Война и мир» повествует о пяти семьях, которые борются за выживание во время вторжения Наполеона в Россию. Среди его многочисленных незабываемых персонажей – князь Андрей Болконский, гордый, лихой человек, который, презирая лицемерие и трусость высшего общества, присоединяется к армии для достижения славы. Тяжело раненный при Аустерлице, он начинает открывать пустоту всего, чему он посвятил себя. Сцена его смерти считается одним из величайших отрывков в русской литературе. Другой герой романа, неуклюжий Пьер Безухов, пытается найти смысл жизни через ряд философских систем, которые обещают решить все вопросы. Наконец, он обнаруживает истину, что мудрость можно найти не в учениях, а в обычных процессах повседневной жизни, в том числе в браке с самой запоминающейся героиней романа – Наташей. Нравственное развитие героев, взлеты и падения, духовный поиск, внутриличностные конфликты поднимает автор, как истинный психолог и тонкий знаток человеческой души. Глубокое изучение индивидуальных страстей, эпическая история России, ее народа, войны и мира – это не что иное, как полный портрет человеческого бытия.

Отношение героев к светской жизни

Балы, красивые женщины, сплетни, театры, салонные посиделки – были основными пристрастиями дворян 19 века. Любимые герои Льва Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов расположились на этой же иерархической ступени общества. Только отношение к этому образу жизни у них разное.

Семья Болконских ведет достаточно закрытый, обособленный образ жизни. Самому же князю Андрею опротивел высший свет. Он прекрасно понимает низменность их интересов, лицемерие, фальшь, наигранность. Болконскому скучно с этими людьми.

Пьер же, хоть и не может найти общего языка с аристократией Петербурга, все же стремится к выходу в свет. Ведет праздный образ жизни, посещает салоны.

Портрет и личностные черты

Пьер описывается как неуклюжий, угловатый, полный молодой человек. У него плохое зрение, носит очки. В свете его называют увальнем и немного посмеиваются. Он не умеет ладить с девушками. Скромный, неуверенный в себе юноша. Его философские рассуждения навевают скуку.

Андрей же совсем иной: высокий, статный, лихой красавец, любимец дам. В свете его любят и ценят. Он умен, способен поддержать любую беседу. Но цели его эфемерны.

Герои абсолютно не похожи внешне и мало сходны внутренне. Тем не менее, они становятся близкими людьми друг для друга. Это чистая дружба, основанная на взаимном уважении, понимании, честности перед товарищем.

Любовь

Оба имеют неудачный опыт супружеской жизни, разочарованность в браке. При этом влюбляются в одну и ту же юную особу, поражающую своей чистотой, искренностью. В любви они ищут одного и того же. Но Андрей не может простить предательства, нравственного падения Наташи. Пьер же оказывается более гибким, понимающим.

Заключение

Пьер в вечном поиске гармонии. Андрей же в бесконечном стремлении к несбыточным идеалам. Он не имеет твердой почвы под ногами, опоры, цели, его мечты прекрасны, но пусты. Это осознание приходит к нему, когда он раненый взирает в бездонное и, такое же пустое, как его душа, небо над Аустерлицем.