Тема любви в пьесе «Гроза»

сочинение по литературе 10 класса • 450-550 слов (4-5 страниц) • Гроза

Тема любви традиционна для литературы любого времени и эпохи. В драматургии Александра Островского она входит в пространство пьесы, многое определяя в судьбах героев. Это чувство чаще всего становится источником страданий героев (напомним судьбу Ларисы Огудаловой, героини пьесы «Бесприданницы») или просто опошливается, становится разменной монетой, «продаётся» и покупается. Собственно говоря, это уже и не любовь в её возвышенном (романтическом) понимании.

Любовь в мире героев Островского

Любовь, ревность, сложные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, мужем и женой входят в мир героев Островского, причем любовь – это чаще всего трагедия, это жизнь «на грани», потрясение — даже если всё заканчивается благополучно.

В пьесе «Гроза» тема любви связана с судьбами нескольких героев и прежде всего с главной героиней драмы – Катериной Кабановой.

Тема любви движет сюжет драмы «Гроза». Обратите внимание на то, что

  1. все герои говорят о любви;
  2. речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновней  и о любви как высоком духовном чувстве);
  3. первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине;
  4. в действии 4 в сцене покаяния Катерины нет слов о любви.

Цитаты о любви

Цитаты из текста пьесы, которые принадлежат разным героям. Объединяет их одна тема – тема любви. Конечно, вы дополните этот цитатный материал своим, который, на ваш взгляд, тоже важен и уместен.

  • Варвара: «А ведь ты, Катя, Тихона не любишь. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь».
  • Катерина (Борису): «Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала».
  • Борис (Кудряшу): «Легко сказать – бросить! Тебе это, может быть, все равно; ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил».
  • Катерина (Тихону): «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю».
  • Катерина: « Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»
  • Кабанов: «Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!»
  • Катерина: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!»
  • Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!»
  • Борис: «Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!»

План сочинения

Любовь как движущая сила в сюжете драмы А.Н. Островского «Гроза».

  1. Любовь в судьбах героев пьесы «Гроза»:
    1. Варвара и Кудряш: приземлённость чувства героев;
    2. Катерина и Тихон: отсутствие глубоких чувств; неспособность Тихона понять чувства жены; жалость Катерины к мужу и чувство вины перед ним; мучительное столкновение чувства долга и осознания героиней собственной греховности;
    3. Катерина и Борис: сила и глубина чувства героини; малодушие, нерешительность Бориса и его неспособность отстоять свои чувства.
  2. Любовь как сила, раскрывающая человеческие качества героев.

Критика

Обратите внимание на некоторые высказывания русских критиков, которые вы можете использовать в своём сочинении:

Н.А. Добролюбов: «К Борису влечет ее не одно точто он ей нравитсячто он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

 «…другое решение — бежать с Борисом от произвола и насилия домашних. И она не пренебрегает этим выходом…, она … вовсе не прочь от побега… Но тут-то и всплывает перед нами на минуту камень… материальная зависимость. Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди — Дикого… Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье».

 М. М. Достоевский: «Дело в том, что по своему в высшей степени живому темпераменту, она никак не может ужиться в тесной сфере своих убеждений. Полюбила она, совершенно сознавая весь грех своей любви, а между тем все-таки полюбила, будь потом, что будет; закаялась потом видеться с Борисом, а сама все-таки прибежала проститься с ним. Точно так решается она на самоубийство, потому что сил не хватает у ней перенести отчаяние. Она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляет весь трагизм разбираемого нами характера».

Ю. В. Лебедев, современный литературовед: «Душевная культура Бориса совершенно лишена национального нравственного начала. Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости». Исследователь пишет о «бескрылом увлечении Бориса», о «душевной дряблости героя», а Тихона ставит выше Бориса: «Тихон гораздо тоньше и нравственно проницательней Бориса».

В. И. Влащенко, современный литературовед: «…в жизни Бориса уже произошло необыкновенное событие — чудесная встреча в церкви с молящейся Катериной, и его душа празднично преобразилась любовью к ней: «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится» (д. 3, сцена 2-я, явл. 2). Борис увидел в церкви необыкновенный свет, излучаемый Катериной во время молитвы, увидел то сияние, которое, кажется, всегда возникает при действительно глубоком общении человека с Богом, когда «человек молится — и Господь отзывается» (митр. Антоний Сурожский); для Бориса как будто лик Богоматери отражается в сияющем лице молящейся Катерины. Можно сказать, что автор-драматург церковью «освящает» чудо встречи и рождение взаимной любви Бориса и Катерины. Видимо, именно в церкви они впервые увидели друг друга и восприняли эту встречу так, как будто Богом были предназначены друг для друга. Борис увидел светящееся лицо Катерины, и состояние его души мгновенно изменяется: наполняется чистой, бескорыстной, благоговейной любовью к ней; а Катерина, кажется, сразу это увидела глазами и почувствовала сердцем».

При этом помните о том, что нужно избегать лишнего цитирования. Постарайтесь использовать цитаты, ссылаясь на них для того, чтобы подтвердить собственное мнение или, наоборот, чтобы поспорить с утверждением, даже если оно очень авторитетное.

Приведём пример небольшого отрывка из сочинения. Это касается Кудряша и Варвары.

«Варвара и Кудряш тайком встречаются. Даже Кабаниха, зная об уходах дочери из дома, относится к этому снисходительно: ведь Варвара не замужем. Поэтому ей можно чуть больше, чем Катерине. Связывает ли Варвару и Кудряша большое чувство любви? Из пьесы это не очень понятно, однако молодые люди во многом похожи. Они своевольные, лишённые романтической жилки, практичные. Кудряш готов на поступок, если ему что-то не нравится. Варвара больше помалкивает, но в мыслях давно уже нарушила все запреты матери. Открыто выступить против порядков, которые их не устраивают, они не могут. Поэтому Варвара живёт по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было», а Кудряш, узнав о любви Бориса, советует ему отступить. Однако после смерти Катерины молодые люди убегают вместе из дома, что, вероятно, говорит об их привязанности друг к другу, поскольку совершают они решительный шаг, после которого назад дороги не будет и нужна взаимная поддержка».

Первый вариант сочинения

Тема любви в творчестве А.Н. Островский занимает важное место. Его герои любят, страдают, отказываются от любви, любят по-настоящему или разменивают это чувство, покупая или продавая его. В пьесе «Гроза» тесно переплетаются  три любовные линии. К

Кадр из фильма «Гроза». 1933

Главная героиня пьесы Катерина – жена Тихона Кабанова. Автор уделяет особое внимание взаимоотношениям супругов. Их брак был заключён по сговору, поэтому об искренних чувствах даже и речи не было. Но, несмотря на то, что Катерина так и не смогла полюбить своего мужа, относилась она к нему уважительно.

Катерина хотела полюбить Тихона, но видела, что ему эта любовь не нужна. Она старалась быть верной и заботливой женой, во всём его поддерживала, старалась всегда быть рядом. Когда Тихону нужно было уехать из дома, она просится поехать с ним, для того чтобы сохранить их брак. Но он лишь радуется, что две недели будет свободен, что не будет грозы над его головой.

Тихон тоже уважал Катерину, но у него не хватало храбрости защитить её от своей матери. Он смирился с тем, что Кабаниха издевается над его молодой женой, и просто молча наблюдал, как Катерина мучается в его доме. Единственное, что он может ей посоветовать, так это покориться матушкиной воле, тогда, возможно, станет легче.

Именно безволие Тихона, и отсутствие теплых чувств между супругами подтолкнули Катерину к измене. Она не смогла устоять перед тем, кто смог подарить ей долгожданную любовь.

Отношения Катерины и Бориса – одна из ведущих линий в пьесе. Впервые становится известно о том, что Катерина влюблена в Бориса из её разговора с Варварой, которая сама определила, кто не даёт покоя жене её брата. Катерина долго противилась своим чувствам и отказывалась видеться с Борисом. Однако спустя некоторое время любовь всё-таки победила разум, и встреча влюблённых состоялась.

Кадр из фильма «Гроза». 1933

О чувствах Бориса становится известно во время его разговора с Кудряшом. Он признаётся, что полюбил замужнюю женщину и не в силах с собой справиться. Кудряш пытается отговорить его, но Борис отвечает, что не может забыть Катерину. Вначале, действительно, кажется, что он по-настоящему влюбился, и ради своих чувств способен пожертвовать, чем угодно. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Только Катерина была способна пожертвовать всем ради своего счастья, ради возможности быть рядом с любимым человеком. Даже людская молва теперь не имела для неё никакого значения. Она поняла, что значит любить и быть любимой, поэтому старалась не думать о том, что будет дальше, а просто наслаждаться этим временем.

Влюблённые виделись тайно, вплоть до самого приезда Тихона. Об их встречах было известно только Варваре и Кудряшу. Когда Борис узнаёт о возвращении мужа своей возлюбленной, он не думает о её участи, а боится только того, что правда раскроется. И даже после того, как Катерина сама всем во всём призналась, он отказывается от своих чувств и уезжает из города. А Катерина остаётся одна против всего мира, потому что полюбила человека, который этого не заслуживал.

Иллюстрация С. Герасимова

Ещё одной любовной линией в сюжете «Грозы» является история Варвары, родной дочери купчихи Кабановой, и её возлюбленного Кудряша.

Варвара была хитрой девушкой, поэтому приспособилась жить в условиях патриархального мира так, как ей хотелось. Она не противостояла матери открыто, слушала её, помалкивала, но поступала всё равно по-своему.

Кроме того, Варвара не обладала особой нравственностью. В отличие от Катерины она не задумывалась о грехе и жила одним днём, поэтому считала эти страхи смешными и нелепыми. Варвара была уверена в том, что, если все вокруг живут обманом,  ей без него не обойтиясь.

Кудряшу тоже ничто не мешает жить. Он беззаботный и весёлый парень, занимающий должность конторщика у Дикого. Ваня гордится тем, что не молчит в ответ, когда его начальник ругается. Он искренне верит, что Дикий без него не обойдётся, так как он человек грамотный. Поэтому чувствует себя нужным человеком, а не подневольным.

Любовь Варвары и Кудряша отличается от любви Катерины и Бориса, она не такая безрассудная и горячая. Иногда создаётся впечатление, что у них и вовсе нет чувств друг к другу. Но на самом деле они просто умеют приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам и не любят драматизировать. Именно поэтому этой паре удаётся не попасть под грозу, влюблённые вовремя сбегают из города.

В мире, описанном Островским, очень трудно встретить чистую и искреннюю любовь. Само понятие любви искажено здесь до неузнаваемости. Катерина смогла полюбить искренне и мечтала быть счастливой, но эта любовь привела её к гибели. Среди лжи и притворства не оказалось места для настоящих чувств.

Второй вариант сочинения

Тема любви в пьесе «Гроза» раскрывается на примере взаимоотношений Катерины и Бориса. Их любовь смогла зародиться среди лжи и обмана, но в итоге привела к настоящей трагедии.

Для Катерины любовь значила очень много, потому что она выросла в обстановке, где семейные взаимоотношения основывались на любви, заботе и ласке. То же  самое главная героиня хотела найти и в своей собственной семье после замужества. Но Тихон не вызывает у неё никаких чувств, кроме жалости, поэтому она никак не может его полюбить.

Со временем Катерина влюбляется в другого человека, но вначале пытается избавиться от греховных мыслей, потому что не хочет нарушать данную в церкви клятву верности и разрушать семейные узы. Но чувства берут над ней верх, поэтому, воспользовавшись отсутствием мужа, Катерина бросается с головой в омут любви. Она знает, чего это может ей стоить, но всё же решается любить и быть любимой.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы. Она мечтает освободиться от гнёта своей свекрови и от безвольного мужа, неспособного защитить её даже перед своей матерью. Борис показался ей полной противоположностью этим людям. Он был воспитанным, образованным, учтивым. Но на самом деле от жителей Калинова Борис отличался только внешне. Внутри он был таким же потерянным человеком, как и все остальные.

Борис не может противостоять своему дяде, потому что боится лишиться обещанного наследства. Он оказывается целиком зависимым от денег Дикого, как и Тихон зависит от власти своей матери. Выходит, что свобода нужна была только Катерине, а остальных устраивала их жизнь такой, какой она и была.

Любовь Катерины привела к настоящей трагедии. После публичного признания в измене ей не было больше места не только в доме Кабановых, но и во всём Калинове. Общество не смогло простить ей такой грех, такое самовольное нарушение местных законов и традиций. В отчаянии Катерина попыталась найти помощи у своего возлюбленного, но Борис отказался от своих чувств. Он оказался безвольным, покорным человеком, для которого имеет значение только собственная участь. Именно в этот момент проявляется его  бесхарактерность, неспособность противостоять окружающему миру. Он оставляет любимую женщину, уезжая из города по приказанию своего дяди.

После этого Катерина теряет в жизни всё: теперь ей не для чего было жить на этом свете, поэтому единственным возможным выходом из сложившейся ситуации стала смерть. В бурлящих водах Волги Катерина обрела долгожданную свободу, больше никто не сможет унижать её и подчинять своей воле. Она погибла, но её душа, наконец, освободилась от оков жестокого и лицемерного мира.

Третий вариант сочинения

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» раскрывает много тем: тему отцов и детей, нравственного выбора, свободы и многие другие. Одна из важнейших – тема любви.

Именно любовь является для главной героини пьесы синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы. До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли.

Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.

Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не складывались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее уехать из дома хоть ненадолго.

Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой. Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли. Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.

Катерина видит и понимает слабость своего мужа, не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески жалеть его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.

Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. В дни отсутствия Тихона они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини стала шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, не похожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен. Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от  безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его женщина. Он оказался не сильнее Тихона.

Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она кается в своём грехе прилюдно.

Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.

Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, отстоять своё чувство. свою свободу она могла только таким  трагическим способом.

Текст: Елена Бочкова, 11.9k 👀