«Утес» Лермонтова — анализ стихотворения

Стихотворение

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Краткое содержание

Тучка проводила ночь на большом утесе. Ранним утром она оставила место своего ночлега и улетела прочь. По дороге она весело играла в небесной лазури. Но тучка оставила после себя влажный след на утесе. Он отпечатался в морщине великана. Утес остался один. Он не имел возможности отправиться вслед за тучкой. Утес глубоко задумался над всем этим. А потом тихо плакал в пустыне.

История создания

Произведение «Утес» было создано М. Ю. Лермонтовым в апреле 1841 г. Впервые опубликовано стихотворение было уже после трагической смерти поэта в журнале «Отечественные записки» (1843 г.).

Для позднего периода творчества Лермонтова характерно обострение чувства неприятия окружающей действительности. Непосредственным подовом для этого стало резкое стихотворение поэта на смерть Пушкина и последующая за ним ссылка на Кавказ. Против неслыханной дерзости ополчилось практически все высшее общество. Твердую гражданскую позицию Лермонтова поддерживал лишь ограниченный круг близких друзей.

Первая ссылка продолжалась всего лишь несколько месяцев. Лермонтов вернулся в Петербург, вдохновленный массой новых впечатлений. Окунувшись в шумную светскую жизнь, поэт смог ненадолго отвлечься от своих печальных размышлений.

В начале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с французским послом Эрнестом де Барантом. Поединок закончился примирением, но о нем стало известно властям. Наказание было несправедливым: французу посоветовали срочно уехать из России, а Лермонтова вновь сослали на Кавказ, только на этот раз на самый «горячий» участок.

Непокорный поэт принимал участие в боевых действиях, проявляя доблесть и мужество. Командование неоднократно представляло Лермонтова к наградам, но император собственноручно вычеркивал его имя из списка. Естественно, этот факт тяжело воспринимался поэтом.

Зимой 1840-1841 гг. Лермонтов, получив двухмесячный отпуск, в последний раз посетил Петербург. Он хотел выйти в отставку и полностью посвятить свою жизнь литературной деятельности. Однако отставка не была принята. Весной Лермонтов отправляется обратно на Кавказ и пишет в пути стихотворение «Утес».

Жанр произведения

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема — одиночество.

Анализ УтесТри центральных образа (утес, тучка, пустыня) раскрывают трагическое мировосприятие автора. «Старый утес» олицетворяет собой самого поэта. «Великан» очень одинок. Его стойкость и несокрушимость оказываются совершенно бесполезными и никому не нужными качествами. Печальному исполину остается лишь размышлять и оплакивать свою долю посреди безжизненной пустыни, которая символизирует собой равнодушное общество.

Веселая «тучка золотая» — редкая гостья для утеса, позволяющая ему ненадолго отвлечься от своих тяжелый мыслей. Этот образ может быть истолкован двояко. С одной стороны, тучка символизирует веселую и беззаботную столичную жизнь, с которой Лермонтова «разлучили» уже дважды. Также этот символ может быть связан с какой-либо из любимых Лермонтовых женщин. Поэту не везло в личной жизни. Все его романы так и не привели к прочному семейному счастью, оставляя лишь «влажный след в морщине».

Размер и композиция

Стихотворение состоит из двух строф: первая посвящена недолгому счастью утеса, вторая — продолжению его вечных страданий. Размер произведения — пятистопный хорей с опоясывающей рифмовкой.

Художественные средства

В основе стихотворения лежит противопоставление, выраженное с помощью эпитетов («тучка золотая» — «старый утес») и олицетворений («умчалась», «играя» — «стоит», «задумался», «плачет»).

Автор проводит прямые параллели между человеком и природой («влажный след в морщине» — слезы, «в пустыне» — в одиночестве).

Основная идея произведения

В «Утесе» отчетливо проявляются пессимистические взгляды Лермонтова последних месяцев жизни. 27-летний поэт находился в состоянии огромного разочарования. Как считали многие современники, он сам искал смерти. Представив себя в образе погруженного в раздумья плачущего утеса, Лермонтов словно бы отрезает для себя пути возвращения к живой действительности.