Век нынешний и век минувший в «Горе от ума» Грибоедова

Век нынешний и век минувший в "Горе от ума" ГрибоедоваГлавное произведение А.С. Грибоедова написано в мирное, но непростое время. Давно отшумела война. И французы в России чувствуют себя лучше, чем дома. А московская знать радуется тому, как обновилась столица после сожжения. Вот только: «дома новы, но предрассудки стары». Время застоя и надвигающихся перемен, к которым мало кто готов.

Основной конфликт пьесы состоит в противоборстве «века нынешнего» с «веком минувшим». Консервативные дворяне, коих большинство, сталкиваются с новыми идеями, людьми иных взглядов на жизнь.

Первый раз в истории отечественной драматургии был выписан не единичный порок социума, а все в комплексе: крепостничество, прогрессирующий бюрократизм, карьеризм, лакейство, угодничество, лесть, солдафонство, чинопочитание, низкий уровень образования и культуры, преклонение перед иностранщиной, неприязнь к науке, ценность не человека как личности, а «душ тысячки две родовых», должность, богатство.

Проблема ума

В одном из своих писем драматург отмечал, что в его работе на двадцать пять глупцов лишь один умный. Но это утверждение спорно. Да, Чацкий лучше образован, обладает живым мышлением, знаниями, опытом жизни в других странах. Не стесняется своих идей, не боится открыто выражать мнение. А «фамусовская Москва» держится за традиции, устои. Но так ли они глупы на самом деле? Фамусов шокирован высказываниями молодого гостя. Говорит ему, что он глупец, гордец, сумасшедший. Но при этом думает лишь о том, как бы не пришлось отвечать за крамольные идеи юноши перед обществом. Поэтому легко хватается за спасительную соломинку. Которая выражается в идеи безумности молодого человека. Ведь так проще прикрыть его «преступные» мысли. И не придется за них нести ответственность.

Понимает Павел Афанасьевич и то, что в качестве учителей своим детям они нанимают проходимцев. Но так заведено: неважно кто, лишь бы иностранец. Управляющий казенным домом лишь следует традициям. Тем более, что сам он к образованию относится резко отрицательно. Мечтает сжечь все книги, считает их злом.

Не такие уж глупцы и остальные дворяне. Но каждый преследует свою цель. Кому-то выдавать замуж шесть дочерей, кто-то спешит разнести сплетню, привлечь внимание, другие думают лишь о наживе. Но всем не хочется терять свой статус, уважение, деньги, чины. На этом «век минувший» и держится.

Взгляды на культуру и образование

Происходит засилье всего иностранного: мода, одежда, язык, манера поведения, романы. Мудрые люди понимают, что смешение «французского с нижегородским» выглядит нелепо. Но сделать ничего не в силах.

Любой француз, пусть воришка или плут, всегда желанный гость в домах русской знати. Рады ему будут и в качестве педагога для барских детишек. Уже само рождение в Германии или Франции делало человека историком, географом. Чацкий высмеивает эту тенденцию, чем вызывает недоумение толпы.

Крепостничество

Весь цвет столичной аристократии – крепостники. Для них человеческая жизнь не является ценностью. А если точнее, то крестьянин вовсе не человек. А всего лишь собственность, как любая другая вещь. Его можно продать, обменять, проиграть в карты, истязать, лишить семьи, заставить играть любую роль, даже убить.

В своем знаменитом монологе: «а судьи кто», Чацкий приводит несколько ярких примеров. Многие помещики создавали из крепостных театры на забаву себе, да публике. Один такой барин скупил детей, оторвав их от родителей. Собрал театр. А после распродал актеров по одиночке за долги. А другой верных слуг, не раз спасавших ему жизнь, обменял на трех борзых щенков. Александра Андреевича возмущает такое отношение к людям. Поэтому многие современники автора узрели в пьесе идеи декабристов.

Не менее красноречиво поведение Хлестовой на званом вечере. Она взяла с собой шпица и девушку «арапку». Эти двое для нее равны, существуют лишь для забавы. Девочку она готова демонстрировать всем, ведь это весело. Рассказывая при этом, как Загорецкий ее приобрел. И что африканцев выводят «как скот» на показ для представления.

Ценности семьи и брака

Свадьбы играют лишь по договоренности. Любви здесь не место, только расчет. Пусть жених будет «плохенький», но у него будет не менее двух тысяч душ в родовом поместье. А того, кто умен, красив, но не богат, «в семью не включат». Поэтому Фамусов не видит пару Софье ни в Чацком, ни в Молчалине. Он восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»

Служить бы рад …

На службе происходит то же самое. Пособничество, блат процветают: «при мне чужие редки, все сестрины, свояченицы детки». В почете те, кто «сгибается» перед вышестоящими чинами.

Чацкий же не готов прислуживаться лицам, он хочет служить делу, Отечеству. К сожалению, кроме него больше нет способных противостоять мощи отживающих порядков. Вся молодежь заражена. Девушки жеманничают, вешаясь на иностранцев и военных. А юноши, либо глупы, либо слабы. Кто-то, как Репетилов состоит в тайной клубе, где лишь шумят и пишут фельетоны. А другие, как Молчалин, играют по заданным стариками правилам.