«Я помню чудное мновение…» стихотворение и анализ

Стихотворение

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Я помню чудное мгновениеИстория создания

Стихотворение «К*** («Я помню чудное мгновенье…»)» А. С. Пушкин посвятил одной из страстно любимых им женщин — Анне Петровне Керн. Поэт познакомился с нею в 1819 г. в доме Олениных. Несколько лет они не виделись, пока Анна Петровна в 1825 г. не посетила свою тетю — П. А. Осипову. Пушкин в это время отбывал т. н. «домашнюю ссылку» и часто посещал семью Осиповых. При очередном расставании поэт вручил возлюбленной новое стихотворение. Оно было впервые опубликовано спустя два года.

Смысл названия и его судьба

В силу разных причин (нежелание придать огласке свою любовь, боязнь опорочить женщину) Пушкин довольно-таки часто скрывал адресата свои любовных произведений. В его творчестве есть несколько стихотворений, анонимно названых «К***» и получивших известность по первой строке.

Фраза «Я помню чудное мгновенье…» стала нарицательной. Она сразу же напоминает о лучших образцах классической любовной лирики. Эту строку часто цитируют не только поэты и писатели, но даже люди, имеющие весьма отдаленное понятие о поэзии.

Главная тема произведения — любовь.

Великого русского поэта часто упрекают в любовной ветрености. Действительно, за свою жизнь Пушкин многократно влюблялся. Его романы не всегда приводили ко взаимному счастью, но неизменно служили источником всевозможных слухов и сплетен.

Пушкина нельзя считать простым ловеласом. Каждая его влюбленность больше походила на преклонение перед неземным божеством. Человек, ищущий простого чувственного наслаждения, никогда бы не смог назвать женщину «мимолетным виденьем», «гением чистой красоты».

Расставшись с любимой под давлением обстоятельств, лирический герой очень долго не может забыть ее «голос нежный» и «милые черты». Стоит заметить, что во время первой встречи в 1819 г. Керн практически не обратила на Пушкина внимания и не подала никакого повода для отношений.

Поэт образно описывает свою дальнейшую судьбу. «Бурь порыв мятежный» связан с царской опалой и последующей Южной ссылкой, которая была заменена переводом Пушкина в Михайловское. Произошло восстание декабристов, многие из которых были близкими друзьями поэта. В имении отца Пушкин чувствует себя «в глуши, во мраке заточенья». Однообразную и скучную жизнь «без божества, без вдохновенья» лишь изредка развеивает приезд оставшихся на свободе товарищей, да посещение Осиповых. Поэт почти забыл о своей возлюбленной.

Неожиданная встреча с Анной Петровной стала для Пушкина событием огромного значения, резким поворотом в судьбе. Вместе с полузабытой страстью в его душе вновь просыпаются надежды на счастье, воскресают «и жизнь, и слезы, и любовь». Поэт имел достаточные основания для такого утверждения: Керн наконец-то ответила ему взаимностью.

Проблематика

Проблемой, поставленной в стихотворении, можно считать влияние любви на жизнь человека. В Михайловском Пушкин действительно чувствовал себя очень подавленно и одиноко. Возобновление романа с Керн стало для него отправной точкой, позволившей набраться сил и ставшей мощным стимулом для дальнейшей творческой деятельности.

Размер, композиция и художественные средства выразительности

Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Композиция частично кольцевая: первая и последняя строфы перекликаются по смыслу. В целом произведение кратко описывает жизнь поэта между двумя встречами с Анной Петровной.

Пушкин применяет очень яркие эпитеты («чудное», «мятежный», «небесные»). Большую роль играют метафоры («бурь порыв мятежный», «во мраке заточенья») и образные сравнения («как мимолетное виденье, как гений…»). Испытываемое лирическим героем чувство усиливается многократным повторением в последней строфе союза «и» («И сердце… и для него… и божество» и т. д.).