Языковые нормы | теория по русскому 🐻 культура речи

Определение

Языковая норма (норма литературного языка) – это совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.

Языковая норма (норма литературного языка) – это совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.

Виды языковых норм

Языковые нормы делятся на:

  1. Директивные (императивные) – обязательные к употреблению для всех членов предложения (например, орфографические нормы);
  2. Вариативные – допускающие варианты написания и произнесения: твóрог – творóг.

Нормы существуют на каждом уровне:

Орфоэпические нормы

Орфоэпические – нормы ударения и произношения. Орфоэпические нормы связаны с правильной постановкой ударения в словах, их произношением. Эти нормы фиксируются в акцентологических и орфоэпических словарях.

Например: правильно произносится вероисповéдание, а не вероисповедáние, яи[шн] ица, а не яичница;

Лексические нормы

Лексические нормы – употребление слова в том или ином значении, лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления, правила сочетаемости слов, использование паронимов – всё это входит в лексические нормы. К традиционным ошибкам в это группе относятся:

  1. нарушение лексической сочетаемости (можно сказать карие глаза, но нельзя карие волосы);
  2. смешение паронимов (болотные сапоги – болотистая местность; нельзя болотистые сапоги – болотная местность);
  3. неточность словоупотребления (Он добротный артист вместо Он хороший артист);
  4. плеоназм – избыточное значение (первая премьера, памятные сувениры);
  5. тавтология – повтор однокоренных или одинаковых слов (изобразить образ);

Морфологические нормы

Морфологические нормы – употребление тех или иных форм слова или частей речи. Это правила, согласно которым происходит образование грамматических форм различных частей речи.

Например: при образовании сравнительной и превосходной степени прилагательного мы либо добавляем соответствующий суффикс, либо слова более, менее, самый. Смешение этих форм (более мудрее, самый сладчайший) недопустимо;

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы – употребление словосочетаний и предложений. Это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Например: подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе.

Нельзя написать: Знание языка и опыт работы за границей помогло мне. Правильно: Знание языка и опыт работы за границей помогли мне;

Орфографические нормы

Орфографические нормы – нормы правописания. Правописание слов закреплено в словарях. Нужная орфограмма всегда выбирается с учётом лексической и грамматической характеристики слова (часть речи, лексическое значение, морфема, грамматическая категория слова).

Например: в предложении он поджёг дом в слове «поджёг» необходимо писать Ё (так как это глагол); в предложении он совершил поджог дома нужно писать О (так как это существительное). Нарушение данной орфограммы будет считаться ошибкой;

Пунктуационные нормы

Пунктуационные нормы – нормы постановки знаков препинания. Пунктуационные нормы регулируют постановку пунктуационных знаков в предложении. Мы знаем, к примеру, что перед сочинительными противительными союзами всегда ставится запятая (Я любил её, но так и не решил в этом признаться). Иногда от постановки знака будет зависеть смысл предложения.

Классический пример – «казнить нельзя помиловать».

Стилистические нормы

Стилистические – использование лексики, способ построения предложений в соответствии со стилем. За каждым стилем языка закреплён определённый набор слов, форм слов, предложений. Таким образом, в официально-деловом стиле будут неуместны просторечия и разговорные обороты (разгильдяй, ему мозгов не хватит сдать этот экзамен), в то время как в разговорной речи странно прозвучат слова инакомыслие, феномен, благодеяние. Выбор в пользу того или иного стиля регулируется речевой ситуацией, фигурой самого говорящего (или пишущего) и его целевой аудиторией.

Нормы построения текста

Нормы построения текста – фактическая точность, композиционная цельность и логичность изложения. Текст как единица речи представляет собой цельное единство, в котором каждый элемент подчиняется единой теме повествования, выраженной, как правило, в заглавии. Текст имеет чёткую структуру: вступление, основную часть и концовку. Единство текста достигается за счёт различных средств межфразовой связи (одни описываемые предметы, пространство, время, использование синонимов).

Нормы, регулирующие построение текста, учитывают все предыдущие уровни (орфоэпический, лексический, морфологический и т.д.) и включают правила не только смыслового, но и графического оформления текстов (выделение абзацев, соблюдение «красной строки»).

Рассмотрим пример неудачного построения текста:

Моя семья

В моей семье всего четыре человека: я, мама с папой и мой старший брат. Мы живём в огромной квартире на первом этаже. Ещё у нас есть собака Рекс. Я очень люблю Рекса и выгуливаю его каждый день. Моя мама работает врачом, а папа инженером. Старший брат учится в университете. У брата много друзей. Он часто гуляет с ними, ходит в кино и посещает музеи. Я люблю свою семью!

Заглавие сочинения лишь частично отражает его суть. Автор текста отвлекается на детали и при внешнем соблюдении композиции текста отступает от темы. Отсутствует красная строка.

Как в письменной, так и устной речи необходимо следить за соблюдением языковых норм. Именно это позволяет судить об уровне грамотности и освоении языка.

Текст: Алёна Базан, 10.1k 👀

Задание ER0721R

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИСПЕКЁТ пирожок

ОБОИМИ столами

известные КОНСТРУКТОРЫ

СКОРЕЙШЕГО выздоровления

КОЛЫШЕТСЯ листва


  • В 1-ом словосочетании ИСПЕКЁТ пирожок ЕСТЬ ошибка в образовании формы слова.

Перед нами форма 3-го лица единственного числа будущего времени глагола «испечь». При спряжении этого глагола наблюдается чередование согласных «к» / «ч». Буква «к» пишется в глаголах испеку, испекут. В остальных формах пишется «ч»: испечёшь, испечёт, испечём, испечёте. Значит, правильно – испечёт.

  • Во 2-ом словосочетании ОБОИМИ столами НЕТ ошибки в образовании числительного.

Выбор гласной определяется родом существительного, идущего следом. Слово стол мужского рода. Значит, числительное написано верно.

  • В 3-ем словосочетании известные КОНСТРУКТОРЫ НЕТ ошибки в образовании множественного числа именительного падежа существительного.
  • В 4-ом словосочетании СКОРЕЙШЕГО выздоровления НЕТ ошибки в образовании превосходной степени прилагательного (от прилагательного скорый при помощи суффикса «ейш»).
  • В 5-ом словосочетании КОЛЫШЕТСЯ листва  НЕТ ошибки в образовании формы слова. В личном безударном окончании глагола колышется пишется гласная «е», так как этот глагол относится к первому спряжению.
Ответ: испечёт

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0621R

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.


В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов):

По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.

Обратим внимание на сочетание первая премьера. Слово премьера обозначает «первый показ», «первое представление». Видим, что слово первая уже входит в значение существительного премьера. Значит, слово первая – лишнее.

Ответ: первая

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0521R

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.

Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.

Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.

Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.


  • В предложении №1 выделенное слово употреблено НЕВЕРНО, так как прилагательное изобретательный выражает значение «находчивой, быстрой на выдумку; способной изобретать» (чаще всего относится к человеку). Понимаем, что деятельность не может быть находчивой, способной изобретать. По смыслу подойдёт пароним изобретательский со значением «относящийся к изобретательству». Правильно – изобретательской деятельности.

Варианты употребления паронимов в предложениях 2, 3, 4 и 5 не вызывают сомнения.

  • В предложении №2 пароним предоставить используется в значении «дать возможность кому-либо сказать».
  • В предложении №3 пароним передача используется в значении «что-то, передаваемое кому-нибудь; процесс передачи».
  • В предложении №4 пароним великий используется в значении «выдающийся, важный по значению».
  • В предложении №5 пароним переполняться используется в значении «наполняться чем-либо сверх меры, с избытком».
Ответ: изобретательской

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0421R

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

позвонИшь

облегчИть

недУг

нАлита

крАны


  • позвонИшь – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО, так как в глаголах, которые оканчиваются на «ить», ударение падает на окончания (позвонИТЬ –позвонИшь);
  • облегчИть – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО, так как в глаголах, образованных от прилагательных (в данном случае от «лёгкий»), ударение падает на «ить»;
  • недУг – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО. Постановку ударения на последнем слоге нужно запомнить. Во всех падежных формах гласная «у» также находится в сильной позиции;
  • нАлита – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена НЕВЕРНО, так как в кратких страдательных причастиях женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание (правильно: налитА);
  • крАны – буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО. В этом существительном фиксированное ударение, которое во всех падежах остается на корне.
Ответ: налита

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0619T

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.


  1. Необходимо исправить лексическую ошибку, выписать лишнее слово.
  2. В предложении нет паронимов, синонимов, антонимов и других лексических единиц. Если в задании, предлагается исключить лишнее слово, то искать нужно плеоназмы.
  3. Выражали главную суть воды – суть это и есть самое главное в любом понятии, поэтому слово главную – лишнее.
Ответ: главную

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0601

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.


  1. Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
  2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка: причастные к инциденту – принимающие участие в инциденте – все верно; предотвращение подобных случаев – принятие каких-то мер, чтобы такого больше не произошло – все верно.
  3. Сделали ряд решений – решения невозможно сделать или совершить; слово сделали употреблено неверно, вместо него нужно употребить слово приняли.
Ответ: приняли

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0602

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.


  1. Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
  2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка. Особое внимание на себя обращает сочетание слов одержали поражение.
  3. Одержали поражение – поражение можно только потерпеть, а одерживают победу.
Ответ: потерпели

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0603

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.

Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.


  1. Необходимо исправить лексическую ошибку, выписать лишнее слово.
  2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка: оценил профессиональные умения и навыки – верное употребление слов; свободных вакансий не нашлось – ошибка в употреблении – плеоназм.
  3. Свободных вакансий– слово свободных лишнее, так как слово вакансии само по себе обозначает свободное рабочее место.
Ответ: свободных

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0418T

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  1. нажИвший
  2. Отрочество
  3. жилОсь
  4. вернА
  5. взЯлась

  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • НажИвший – ударение поставлено верно, в действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -вш- ударение падает на гласную перед этим суффиксом; Отрочество – верно, нужно запомнить ; жилОсь – верно, в глаголах прошедшего времени ударение ставится на окончание; вернА – ударение поставлено верно, так как в кратких прилагательных ударение ставится на окончание.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает последнее слово: взЯлась или взялАсь? Вспоминаем правило: в глаголах 3 лица женского рода ударение падает на окончание. Значит, ударение стоит неправильно.
Ответ: взялась

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0401

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  1. обогналА
  2. занятА
  3. корЫсть
  4. облЕгчит
  5. влилАсь

  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • Согласно правилу о глаголах женского рода прошедшего времени ударение в первых двух словах поставлено верно; то же относится и к варианту под номером 5. Ударение в слове «корысть» также стоит правильно, его нужно просто запомнить.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Ошибочным является вариант 4; это подтверждается и правилом о глаголах с окончанием инфинитива на «-ить-» — правильное ударение в этом слове стоит на букве «и». Итак, ответ – облегчит.
Ответ: облегчит

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0402

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  1. нЕдуг
  2. ободренА
  3. плодоносИть
  4. свЁкла
  5. налитА

  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • Ударение в слове под номером 2 поставлено верно, по правилу о кратких причастиях прошедшего времени, образованных от слов с суффиксом «ённ»: ободрённый – ободренА. В слове под номером 5 также все правильно: это – страдательное причастие женского рода прошедшего времени, ударение в котором падает на окончание. В слове под номером 4 ошибки в ударении нет: в словах с буквой Ё ударение часто падает именно на неё. То, в слове «плодоносить» ударение падает на «и», нужно просто запомнить
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает слово недуг. Нужно запомнить, что ударение в нем падает на букву У. Следовательно, это и будет правильным ответом.
Ответ: недуг

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0403

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  1. тортЫ
  2. положИл
  3. докумЕнт
  4. приручЁнный
  5. освЕдомишься

  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • ПоложИл – ударение стоит верно, в глаголах на -ить ударение падает на И, докумЕнт – слово нужно запомнить, прирученнЁнный – в причастиях прошедшего времени с суффиксом -ённ- ударение падает на этот суффикс, освЕдомишься – слово нужно запомнить.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает тортЫ. На самом деле, правильное ударение в нем – тОрты. Это нужно запомнить.
Ответ: торты

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0722T

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

урожай ПОМИДОРОВ

БЛИЖАЙШАЯ станция

у наших ВОРОТ

нет ПОЛТОРАСТА рублей

детские ДОКТОРА


  • В 1-ом словосочетании урожай ПОМИДОРОВ нет ошибки в образовании формы слова, так как названия фруктов или овощей мужского рода, которые оканчиваются на согласный, имеют окончание ОВ в родительном падеже множественного числа (лимонов, апельсинов, мандаринов и т.д.).
  • Во 2-ом словосочетании БЛИЖАЙШАЯ станция нет ошибки в образовании простой превосходной степени прилагательного. Неправильно употреблять рядом с этим прилагательным слова самая, наиболее и наименее.
  • В 3-ем словосочетании у наших ВОРОТ нет ошибки в образовании формы существительного, так как в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание.
  • В 4-ом примере нет ПОЛТОРАСТА рублей есть ошибка в образовании формы числительного. В предложенном примере это числительное употребляется в родительном падеже («чего?»), а во всех падежах, кроме именительного и винительного (полтораста), это числительное пишется с буквой «у» в середине. Соответственно, правильно – нет полутораста рублей.
  • В 5-ом словосочетании детские ДОКТОРА нет ошибки в образовании множественного числа именительного падежа существительного.
Ответ: полутораста

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0622T

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ° С для кедра и 8–10 ° С для ели и пихты.

 

В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого):

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ° С для кедра и 8–10 ° С для ели и пихты.

Обратим внимание на сочетание очень оптимальные. Прилагательное оптимальные употребляется в значении «наиболее благоприятные, наилучшие в данных условиях». Оптимальный – это и есть самый / наиболее подходящий, идеальный в данных условиях. Сроки не могут быть очень оптимальными. Значит, слово очень – лишнее.

Ответ: очень

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Вся теория

Имя существительное как часть речиСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Имя прилагательное как часть речиГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов.НЕ с глаголамиФонетический анализ слова. Звуки и буквы.Лексика и фразеология. Фразеологизмы.Морфемика и словообразование. Части слова.Самостоятельные части речиСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСинтаксис. Словосочетание и предложениеГлавные и второстепенные члены предложенияДвусоставные и односоставные предложенияРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияОсложнённое простое предложениеПростое и сложное предложенияСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСинтаксический анализ словосочетания и предложенияИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦУпотребление твёрдого и мягкого знаковПравописание корнейПравописание приставокПравописание суффиксовПравописание Н и ННПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийСлитное и раздельное написание НЕПравописание НЕ и НИПравописание предлогов, союзов и частицПравописание словарных словСлитное, дефисное, раздельное написание словТире между подлежащим и сказуемымЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииИтоговое собеседование 2021Анализ текстаВыразительные средства русского языкаСтили речиФункционально-смысловые типы речиПравила постановки двоеточияСредства связи предложений в текстеТекст как речевое произведениеЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюТире в простом и сложном предложенияхПунктуационный анализ предложенияБаллы ЕГЭ по русскому по заданиям 2022Шкала перевода баллов ЕГЭ по русскому 2022Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеНаречие как часть речиМестоимение как часть речиОрфоэпияПравописание гласных и согласных в приставкахЧередование звуков. Беглые гласныеМорфемный и словообразовательный разбор словаМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.План подготовки к ЕГЭ по русскомуИтоговое сочинение в 2021-2022 учебном годуГрафика. ОрфографияЛексикография. Словари. Этимология словАббревиатуры и сложносокращённые словаИмя числительное как часть речиКатегория состояния как часть речиПричастие как часть речиМеждометие как часть речиДеепричастие как часть речиПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияОднородные и обособленные члены предложенияПравила переноса словПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса