Задание №10 ЕГЭ по биологии


Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения


 Сразу следует сказать, что задание относится к повышенному уровню. Более того, оно действительно ему соответствует. В данном случае нельзя выбрать типажи заданий или минимум теории. Это упражнение охватывает такие пласты биологии, как классификация, ботаника, зоология.

«Решу ЕГЭ» предлагает вниманию сдающих ребят 3 раздела:

  1. Животные
  2. Растения/Грибы/Вирусы/Лишайники
  3. Сравнение Царств

По крайней мере на «Решу ЕГЭ» не так много заданий на лишайники, вирусы и грибы, основной упор на животных и растения. Вопросы про другие категории встречаются чаще в виде «сравните», например, растение и гриб, бактерию и клетку.

К данному заданию нельзя дать однозначную теорию,

Поэтому будем как можно больше рассуждать и вспоминать известные биологические факты.

Получить можно максимально 2 балла при полностью правильном выполнении.

Разделы из кодификатора, соответствующие заданию №10

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

 Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения  и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность  и размножение растительного организма ( на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Это действительно огромный объем информации, но такова биология. Знания, которые вы получите пригодятся не только для какого-то одного задания. Проигнорировать эти разделы совершенно точно нельзя. К счастью, биология полная закономерностей и очень интересна, так что вы справитесь при должном отношении.


Разбор типовых заданий №10 ЕГЭ по биологии


Животные

Класс-признак

Соотнесите признаки животных с классами, для которых этот признак характерен. 

ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХКЛАССЫ
А) оплодотворение внутреннее
Б) оплодотворение у большинства видов наружное
В) непрямое развитие
Г) размножение и развитие происходит на суше
Д) тонкая кожа, покрытая слизью
Е) яйца с большим запасом питательных веществ
1) земноводные
2) пресмыкающиеся

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Итак, поначалу бывает сложно соотносить известных животных и классы. Конечно, проще знать по паре примеров к классу, тогда можно применять знания о животном, а не о классе.

Разберемся с названиями представленных классов:

Земноводные, два корня. Живут представители данного класса и на суше, и в воде. Ярчайший пример — лягушка. Она сидит и в воде, и на кувшинках.

Пресмыкающиеся. Название подобрано не просто так. Эти животные «пресмыкаются» к земле. Когда они передвигаются, то часть тела волочится по земле. По-другому этот класс именуется «рептилии».

Вот мы и прикинули, какой класс что из себя представляет. Выберем по представителю. Пусть при размышлениях о земноводных мы будем думать о лягушках, а при мыслях о пресмыкающихся – ящерица или крокодил.

Начнем с простого: вариант с кожей.

У ящерицы кожа плотная, иногда как будто с жесткими чешуями, а у лягушки кожа тоненькая, склизкая. Один ответ уже есть: Д-1.

Теперь подумаем о том, какие как развивается потомство данных животных.

У лягушек что-то похожее на икру, а вот у ящериц яйца скорее походи на куриные, тоже с твердой скорлупой, крупные, с желтком. В яйце развивается плод, ему нужно питание, которое он получает из желтка.

У кого же будет больше питательных веществ? Наверняка у рептилий. Е-2.

Подумаем про оплодотворение. У лягушек очень много этой «икры». Кстати, как оплодотворяется икра? В воде. Самки ее мечут, она остается на растениях и прочих поверхностях дна, а самцы потом ее осеменяют. Не вся икра выживет, часть ведь съедят обитатели водоема еще неоплодотворенной, часть куда-нибудь отнесет. В общем, известный факт, который легко понять: чем больше количество потомства, тем меньше забота о нем, тем ниже уровень организации. У лягушек количество отложенных яиц большое, у рептилий-несколько штук.

В воде у лягушек изначально неоплодотворенные яйца. Рептилии же откладывают уже оплодотворенные яйца. Значит, у лягушек оплодотворение наружное, а у пресмыкающихся- внутреннее. А-2, Б-1.

Рассмотрим вариант про развитие и размножение в воде. Ну вот у лягушки размножение и развитие, т.е головастики, в воде. А у рептилий? Пожалуйста, не думайте, например, о крокодилах сейчас. Да, часто его можно увидеть в воде, что может натолкнуть на мысли. Но вот подумайте о ящерках на полянках, в лесу. Не бегают же они размножаться в водоем? Вряд ли, да и яйца с большим количеством желтка, скорлупой и зародышем просто потонут. Г-2.

Теперь все же теория:

Прямое развитие — рождение потомства, внешне похожего на взрослый организм.

Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого.

У ящерицы появляется маленькая ящерка, у крокодила-крокодильчик, а у лягушки что-то непонятное под названием головастик. Так вот, он отличается от взрослой особи, это и есть непрямое развитие.В-1.

АБВГДЕ
211212

Ответ:211212.


Животное-отряд

Установите соответствие между названием животного и отрядом.

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГООТРЯД
А) Лошадь Пржевальского
Б) Носорог
В) Жираф
Г) Корова
Д) Тапир
Е) Олень
1) непарнокопытные
2) парнокопытные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

А сейчас мы будем смотреть копыта(нет). У парнокопытных животных есть рога.

Это из нашего списка: олень, корова, жираф.

АБВГДЕ
112212

Ответ:112212.


Животное-признак

Для каждого животного выберите температуру тела.

ЖИВОТНЫЕТЕМПЕРАТУРА
А) Речной окунь
Б) Голубая акула
В) Заяц–беляк
Г) Серая жаба
Д) Большая синица
Е) Гренландский тюлень
Ж) Прыткая ящерица
1) постоянная
2) непостоянная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Непостоянная температура у беспозвоночных и из позвоночных: рыбы, земноводные и рептилии.

АБВГДЕЖ
2212112

Ответ:2212112.


Установите соответствие между организмом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКОРГАНИЗМ
А) органы выделения — мальпигиевы сосуды
Б) кровь транспортирует кислород к тканям
В) кровеносная система замкнутая
Г) есть кожно-мускульный мешок с кольцевыми и продольными мышцами
Д) сердце на спинной стороне тела
Е) животное раздельнополое
https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=28783

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Сложно не узнать дождевого червя и майского жука. Вспомним слово «гемолимфа» — это подобие крови у насекомых. У червей-кровь. Варианты Б и В. Как минимум, есть слово «кровь», сразу червь.

Черви- гермафродиты. Значит, Е-2.

Мальпигиевы сосуды у насекомых, у червей- нефридии (у дождевых- метанефридии) А-2

Кожно-мускульный мешок с продольными и кольцевыми мышцами. Просто посмотрите на червя. Вот и продольные и кольцевые мышцы.

Сердце на спинной стороне находится у жука.

АБВГДЕ
211122

Анатомия

Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

ВИД ЖИВОТНОГОСТРОЕНИЕ СЕРДЦА
А) прыткая ящерица
Б) обыкновенный тритон
В) озёрная лягушка
Г) синий кит
Д) серая крыса
Е) сокол сапсан
1) трёхкамерное без перегородки в желудочке
2) трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
3) четырёхкамерное

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих.

Трехкамерное без перегородки- у земноводных.

Трехкамерное с перегородкой- у рептилий.

PS: киты-млекопитающие, тритоны- земноводные.

АБВГДЕ
211333

Ответ: 211333.


Паразиты

Установите соответствие между особенностью жизненного цикла и видом паразита, для которого он характерен

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛАВИД ПАРАЗИТА
А) развитие без смены хозяина
Б) промежуточный хозяин — крупный рогатый скот
В) промежуточный хозяин — малый прудовик
Г) основной хозяин — крупный рогатый скот
1) человеческая аскарида
2) бычий цепень
3) печеночный сосальщик

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Аскарида развивается в теле человека без смены хозяина, бычий цепень развивается в теле человека и промежуточный хозяин крупного рогатого скота, а печеночный сосальщик имеет промежуточного хозяина — малого прудовика.

Для данного задания этой информации достаточно, но следует изучить весь жизненный цикл развития этих паразитов.

АБВГ
1234

Ответ:21221.


Растения

Семейство-класс

Установите соответствие между семейством и классом покрытосеменных, к которому оно относится.

СЕМЕЙСТВОКЛАСС
А) Капустные (Крестоцветные)
Б) Злаки
В) Розоцветные
Г) Пасленовые
Д) Лилейные
1) Однодольные
2) Двудольные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

У однодольных и двудольных растений существуют признаки, которые позволяют их различать.

Картинки по запросу однодольные и двудольные
Вспомним по примеру растения к каждому семейству:

  • Капустные: у капусты стержневая корневая система. Значит, это двудольное.
  • Злаки: кукуруза. Очень на больших листьях легко увидеть дуговое жилкование. Однодольное.
  • Розоцветные: яблоня. У плода яблока 2 семядоли. Двудольное.
  • Пасленовые: помидор, стержневая корневая система. Двудольное.
  • Лилейные: лилия, жилкование листа дуговое. Однодольное
АБВГД
21221

Ответ:21221.


Растение-семейство

Установите соответствие между водорослями и покрытосеменными растениями и признаками, характерными для этих растений.

ПРИЗНАКИРАСТЕНИЯ
А) Первые, наиболее древние растения.
Б) Господствующая группа растений на Земле.
В) Не имеют органов и тканей.
Г) Имеют вегетативные и генеративные органы.
Д) Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян.
Е) Тело состоит из одной или множества сходных клеток.
1) водоросли
2) покрытосеменные растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Водоросли — низшая форма организации растений, покрытосеменные-высшая.

У водорослей тело не дифференцировано на ткани, плодов нет.

Жизнь произошла из воды, вначале были одноклеточные водоросли.

АБВГДЕ
121221

Ответ:121221.


Отнесите представленные растения к семейству.

РАСТЕНИЯСЕМЕЙСТВО
А) бамбук
Б) груша
В) рожь
Г) земляника
Д) персик
Е) овес
1) злаки
2) розоцветные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Воспользуемся таблицей с семействами растений и их признаками. Ее необходимо выучить.

Картинки по запросу семейства растений

АБВГДЕ
121221

Ответ:121221.


Признаки приспособленности

Для каждого признака приспособленности установите для каких местообитаний он характерен.

ПРИЗНАК ПРИСПОСОБЛЕННОСТИМЕСТООБИТАНИЕ
А) листья видоизменены в колючки
Б) листья мелкие, покрытые толстой кожицей
В) листья крупные с тонкой кожицей
Г) листья крупные, сочные с цельной листовой пластинкой
Д) у листьев много устьиц, расположенных на верхней стороне листа
Е) листья видоизменены в иголки
1) засушливое
2) влажное

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

  • Если местообитание засушливое, то нужно уменьшить испарение влаги через уменьшение площадь поверхности.
  • Колючки и толстая кожица или даже кожица с восковым покрытием- для засушливых мест. А, Б,Е-1
  • Крупные листья с тонкой кожицей- для влажных местообитания. В, Г-2
  • Много устьиц нужно для испарения излишней влаги. Д-2
АБВГДЕ
112221

Ответ:112221.


Анатомия растения

Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна.

ФУНКЦИЯОРГАН РАСТЕНИЯ
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
1) корень
2) лист

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Минеральные вещества поглощаются растворенными в воде с помощью корня. А,Б-1.

Синтез, фотосинтез, — листья. В-2.

Транспирация- процесс испарения влаги через устьица листа. Г-2.

Сохранение питательных веществ на зиму- корень, у некоторых даже видоизменен в клубень.Д-1

Дыхание осуществляется листьями. Е-2

АБВГДЕ
112212

Ответ:112212.


Задания сразу на все

Признак — таксономическая единица или организм

ОСОБЕННОСТЬ ВИРУСОВ И БАКТЕРИЙПРЕДСТАВИТЕЛЬ
А) нет клеточной стенки
Б) наследственный материал заключён в кольцевой ДНК
В) наследственный материал заключён в РНК
Г) может иметь жгутик
Д) внутриклеточный паразит
Е) симбионт человека
1) вирус иммунодефицита человека
2) кишечная палочка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Вирус не имеет клеточной стенки, у бактерии она из муреина, у бактерий ДНК кольцевая, у вирусов наследственный материал может быть заключен в РНК, бактерии могут иметь жгутик. Вирусы — это только внутриклеточные паразиты, а кишечная палочка — симбионт человека, живущая в кишечнике.

АБВГДЕ
121212

Ответ: 121212.


Прокариоты/эукариоты

Установите соответствие между признаком и группой организмов

ГРУППА ОРГАНИЗМОВПРИЗНАК
1) Прокариоты
2) Эукариоты
А) отсутствие ядра
Б) наличие митохондрий
В) отсутствие ЭПС
Г) наличие аппарата Гольджи
Д) наличие лизосом
Е) линейные хромосомы, состоящие из ДНК и белка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Вспомним строение прокариотической и эукариотической клеток. Чтобы освежить память прикрепляю схему.

Похожее изображение

АБВГДЕ
121222

Ответ: 121222.


Признак-Царство

Установите соответствие между царством живых организмов и признаками его представителей.

ПРИЗНАКИЦАРСТВА ЖИВЫХ
ОРГАНИЗМОВ
А) различные представители способны к фотосинтезу и хемосинтезу
Б) в наземных экосистемах превосходят все другие группы по биомассе
В) клетки делятся путем митоза и мейоза
Г) имеют пластиды
Д) клеточные стенки обычно не содержат целлюлозы
Е) лишены митохондрий
1) бактерии
2) растения

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Растения способны к фотосинтезу, но не способны к хемосинтезу отличие от некоторых бактерий.

Превосходят всех в наземных экосистемах, клетки делятся и митозом и мейозом, имеют пластиды- растения.

Клеточная стенка с целлюлозой- у растений, а у бактерий- из муреина.

У растений митохондрии точно есть.

АБВГДЕ
122211

Ответ: 122211.


Группа организмов-признак

Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен — для простейших или для животных.

ПРИЗНАКГРУППА
A) все представители многоклеточные
Б) все представители одноклеточные или колониальные
B) могут делиться пополам
Г) есть ткани и органы
Д) проходят стадию гаструлы при развитии
Е) встречаются способные к фотосинтезу виды
1) простейшие
2) животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Простейшие животные — одноклеточные организмы, размножаются обычно делением пополам, встречаются автотрофные организмы.

А-2.

Б-1.

Вы видели, чтобы человек разделился пополам, в результате чего стало 2 человека? Потому что животные так не размножаются.В-1.

Ткани и органы у животных точно есть. Г-2.

Зачем одноклеточному гаструла? Незачем. Д-2.

Есть такой организм, как эвглена зеленая. Это одноклеточное, которое может фотосинтезировать. Е-1.

АБВГДЕ
211221

Ответ: 211221.

Ксения Алексеевна

Автор разборов ОГЭ и ЕГЭ по биологии, модератор многих разделов сайта. Студентка 3 курса бакалавриата направления "биология" БФУ им.Канта. К экзамену готовилась своими силами, поступила на бюджет в первую волну. Считаю определенным плюсом изучения биологии то, что чем больше узнаешь, тем больше видишь вокруг и на себя смотришь уже по-другому.