Задание №11 ЕГЭ по обществознанию


Социальные отношения. Выбор утверждений из списка.


Одиннадцатое задание ЕГЭ по обществознанию – первое из тех, которые относятся только к теме «Социальные отношения». В нем необходимо выбирать из списка, содержащего 5-6 положений, те позиции, которые соответствуют заданному условию – верных вариантов чаще всего бывает 2 или 3.

Варианты заданий самые разнообразные – могут попасться как характеристики описанной в условии семьи, так и неформальные позитивные санкции. Поэтому хоть на первый взгляд задание и кажется совсем несложным, лучше все-таки как следует повторить теорию по всем аспектам, связанным с социальными отношениями.

Уровень сложности 11 задания оценивается как повышенный; если допущено 2 и более ошибок, баллы за него выставляться не будут, в том случае, если есть одна ошибка, можно получить один балл. 2 балла ставится только в том случае, если не допущено ни одной ошибки.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем условие задания;
  2. Анализируем приведенные варианты;
  3. Вспоминаем теорию и выбираем варианты, которые подходят к условию, в случае затруднений — действуем методом исключения;
  4. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов заданий №11 ЕГЭ по обществознанию


Первый вариант задания

Выберите верные суждения о социальной стратификации. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.

  1. Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
  2. Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
  3. Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
  4. Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
  5. Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

Мы помним, что понятие социальной стратификации связано с дифференциацией, разделением людей в обществе на различные группы. Помимо дохода, богатства и власти на это влияет и престиж профессии – значит, первое положение верно. Второе также подходит, ведь доход и власть – основные критерии социальной стратификации. А вот третье положение неверно: личностные качества не относятся к критериям социальной стратификации. В четвертом положении нам приводится определение социальной стратификации, в котором все указано верно. Последнее положение, очевидно, не подходит.

Ответ: 124.


Второй вариант задания

Выберите в списке те положения, которые относятся к этническим общностям. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.

  1. Горожане
  2. Москвичи
  3. Племена
  4. Народности
  5. Нации

Для того чтобы выполнить это задание, нужно вспомнить, что этническая общность подразумевает под собой совокупность людей, исторически сложившуюся на определенной территории и объединенную общими чертами языка, культуры, менталитета и исторической памяти. Исходя из этого, нетрудно определить, что горожане и москвичи не попадают под это определение, так как эти группы объединяют людей только по месту их проживания. А вот племена, народности и нации – яркие примеры этнических общностей.

Ответ: 345.


Третий вариант задания

Выберите в списке те положения, которые относятся к формальным негативным санкциям. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.

  1. Начальник объявил сотруднику выговор за систематические опоздания.
  2. Во время выступления с докладом зрители прерывали оратора осуждающими возгласами.
  3. Женщина сделала замечание мужчине, курившему на автобусной остановке.
  4. Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца магазина из-за несоблюдения требований пожарной безопасности.
  5. Соседка сделала замечание из-за громко играющей музыки.

Формальные негативные санкции – это те, которые предусмотрены каким-либо официальным документом: законом, указом, инструкцией. Они могут проявляться в виде выговора, штрафа, взыскания и даже ареста. Первый пример подходит – начальник действовал в соответствии с трудовым кодексом. А вот во втором случае санкция была неформальной, потому что люди действовали по собственному побуждению, а не исходя из правил. То же самое мы видим в третьем и пятом примерах. Четвертое положение, напротив, относится к формальным негативным санкциям – несоблюдение правил пожарной безопасности регулируется соответствующей законодательной базой.

Ответ: 14.


Четвертый вариант задания

Выберите в списке верные положения о семье в современном обществе. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.

  1. Семья – единственный социальный институт, к функциям которого относится социализация подрастающего поколения.
  2. Возникновение государства повело за собой и возникновение семьи.
  3. Одна из важных функций семьи – организация совместного досуга и общения.
  4. Многодетные семьи встречаются реже, чем мало- и среднедетные.
  5. Семья продолжает выполнять функцию основной производственной ячейки.
Разбор задания №11 ЕГЭ по обществознанию

Семья

Первое положение неверно, ведь социализацией детей занимаются также, к примеру, школа и детский сад. Второе также не подходит – семья возникла гораздо раньше, чем государство. А вот третье верно – досуговая функция для семьи очень важна. То, что многодетных семей сейчас меньше, также верно. Функция основной производственной ячейки, наоборот, семьей не выполняется уже довольно давно.

Ответ: 34.


Пятый вариант задания

Выберите в списке верные положения о социальных конфликтах. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.

  1. В основе социальных конфликтов всегда лежат экономические причины.
  2. К вариантам завершения конфликта относятся компромисс и выход из конфликта.
  3. Противоречия в основе конфликтов могут быть только субъективными.
  4. Социальный конфликт имеет как негативные, так и позитивные последствия.
  5. Причина конфликта и повод для конфликта – одно и то же.

Помня, что социальные конфликты могут быть вызваны самыми разными причинами – от религиозных до расхождения моральных ценностей – мы определяем, что первое положение неверно. А вот во втором все сказано правильно: выход из конфликта, компромисс – одни из вариантов окончания конфликта, наряду с его урегулированием или обновлением. В основе конфликтов могут лежать самые разные причины: объективные и субъективные, внутренние и внешние – поэтому третье положение неверно. Четвертое же, наоборот, верно: к примеру позитивных последствий может относиться то, что за конфликтом следуют социальные изменения. Чтобы разобраться с верностью пятого положения, надо вспомнить, что причина конфликта – это какое-то явление, последствия которого предполагают возникновение конфликта, а повод к нему – это непосредственное событие, после которого начинается конфликт; значит, пятое утверждение неверно.

Ответ: 24.


Шестой вариант задания

Выберите в списке те социальные роли, которые может выполнять гражданин Российской Федерации в возрасте 18-20 лет. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.

  1. Мировой судья
  2. Супруг
  3. Военнослужащий срочной службы
  4. Избиратель
  5. Губернатор

Это задание на первый взгляд кажется несложным, однако важно помнить, что по российскому законодательству мировым судьей можно стать только с 25 лет, а губернатором – с 30. Вступать в брак граждане могут с 16 лет, на военную службу призываются с 18 лет, избирателем можно также стать по наступлении 18. Следовательно, верны второе, третье и четвертое положения.

Ответ: 234.