Задание №15 ЕГЭ по истории


Анализ исторических карт, схем. Третья часть.


Это уже третье задание по карте, которое нам предстоит выполнить. Оно как известно, также приносит 1 балл. В заданиях 13-15 могут спросить абсолютно что угодно. Это может быть век, в который произошло событие, год какой-либо операции, имя правителя, название территории, мирный договор и так далее.

Подготовиться заранее к такого типа заданиям можно лишь хорошо изучая карты всех событий, которых вам удастся найти на протяжении всей подготовки. Существуют специальные исторические атласы, где для каждого события предоставлена отдельная схема и дано пояснение. Но не всегда знание карты сделает ваш успех. Вас могут попросить назвать имя правителя или его сподвижника. Поэтому, можем сделать вывод, что такого типа задания приходятся на общую эрудицию, нежели географические познания.

Алгоритм выполнения задания

  1. Читаем утверждения из задания 16
  2. Рассматриваем предоставленную схему/ карту
  3. Ищем слова-маркеры (топонимы, условные обозначения)
  4. Определяем к какому событию относится карта
  5. Внимательно читаем текст задания
  6. Находим ответ на задание
  7. Делаем окончательный выбор
  8. Записываем ответ

Разбор типовых заданий №15 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

Назовите государя, в правление которого в состав Московского княжества вошел город, обозначенный на схеме цифрой “4”.

В данном задании нам абсолютно не важно, о каком событии ведется речь. Мы понимаем, что изображены походы Святослава, т.е. 10 век. Однако наш вопрос имеет отношение к совершенно другому периоду. В одной карте вам могут попасться несколько исторических периодов,будьте к этому готовы.

Итак, наша задача понять, о какой территории ведется речь. Цифрой “4” отмечена приволжская территория, выходящая на Каспийское море , т.е. Астраханское ханство. Оно было присоединено в 1556 году — в период правления Ивана Грозного.

Ответ: иванчетвертый


Второй вариант задания (сборник Артасова)

Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите название города, в котором был заключен мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме стрелками.

Эта карта не относится к тяжелым. Даже взглянув на нее впервые, мы понимаем, что речь идет о русско-японской войне 1904-1905 годов. Результатом этой войны стало подписание Портсмутского мира (г. Портсмут , США). Со стороны России этот договор подписывал С.Ю.Витте, в результате чего он получил прозвище Витте- граф полусахалинский. Мы были вынуждены отдать в сферы влияния Японии Южный Сахалин, а также Корею и права на Ляодунский полуостров.

Ответ: портсмут


Третий вариант задания (сборник Артасова)

Напишите название крепости, обозначенной на схеме цифрой “1”.

Мы уже определяли,что на данной карте нам предоставлены события русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На карте есть множество подсказок, помогающих это понять( например,имя турецкого руководителя — Осман-паша,  взятие Шипки, город Сан-Стефано, где был подписан Сан-Стефанский мирный договор.

Одной из ключевых битв данной войны стало взятие крепости Плевна, название которой и пропущено на карте. Это война была не столь продолжительна по сравнению с остальными, поэтому и событий много запоминать здесь не приходится.

Ответ: плевна


Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрой “2”.

Это одна из самых известных карт, которая есть практически во всех источниках для подготовки. Мы без труда определяем, что это Куликовская битва 1380 года. Это одна из тех битв, которую необходимо досконально изучить для экзамена. В результате этой битвы Дмитрий Иванович и получил прозвище “Донской”. А кроме того, и сама битва нередко называется “Донское побоище”. Все эти названия образованы не случайно, а именно потому, что территория битвы располагается рядом с рекой Дон, которая и не отмечена на карте. Куликовской эту битвы прозвали потому как (по одной из версий), на поле, где происходила битва было много птиц — куликов.

Ответ: дон