👀 1.3k |

Задание №19 ЕГЭ по биологии


Общебиологические закономерности


Задание №19 представляет из себя упражнение на установление правильной последовательности, относится к повышенному уровню сложности. Здесь собрано несколько тем, которые уже должны были быть проработаны в ходе подготовки. Можно получить 2 балла. На «Решу ЕГЭ» представлено целых 8 разделов. Заданий там не так много, но они весьма разнообразны.

Разделы из кодификатора, соответствующие заданию №19

Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции.

Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.  

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. 

Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.  

Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция. 

Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. 

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы  и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации  к ней человека. 

Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.


Разбор типовых заданий №19 ЕГЭ по биологии


Митоз\мейоз

Для выполнения заданий из этого раздела понадобится знать несколько схем:

  1. Митоз\мейоз, хорошо расписано количество хромосом и хроматид.
  2. Митоз\мейоз, где расписано, что в какой фазе происходит
  3. Интерфаза

Картинки по запросу митоз

Картинки по запросу мейоз таблица из учебника

Картинки по запросу интерфазаКартинки по запросу интерфаза

Митоз

В заданиях на последовательности для удобства рисуем табличку, чтобы, если что, можно было пойти с конца и не потерять как-нибудь вариант.

Установите правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза.

Ответ запишите буквами без пробелов.

А) распад ядерной оболочки

Б) утолщение и укорочение хромосом

В) выстраивание хромосом в центральной части клетки

Г) начало движения хромосом к центру

Д) расхождение хроматид к полюсам клетки

Е) формирование новых ядерных оболочек

Процессы, происходящие в митозе и мейозе необходимо знать наизусть, это не так сложно. Если понимать, что происходит, то не придется заучивать количество хромосом и хроматид на каждом этапе.

Пробежимся по всем вариантам.

Зная, что происходит в профазе, сразу запишем, что вначале, хромосомы утолщаются и укорачиваются

А

БВГДЕ

1

Затем происходит разрушение ядерной оболочки

А

БВГДЕ
21

Новые ядерные оболочки образуются в конце. Это тоже достаточно логично.

А

БВГДЕ
21

6

Допустим, мы пойдем с конца. Перед тем, как образуются две новые ядерные оболочки, в разных полюсах клетки должен находиться генетический материал, который и обособится от цитоплазмы.

А

БВГДЕ
2156

К разным полюсам хромосомы должны откуда-то прийти. Естественно, из центра материнской клетки.

АБВГДЕ
2145

6

Для того, чтобы оказаться в центе, хромосомы должны начать двигаться к этому самому центру. И останется последний вариант про утолщение и укорочение хромосом.

А

БВГДЕ
21435

6

Ответ: БАГВДЕ.


Установите последовательность процессов, происходящих в клетке с хромосомами в интерфазе и последующем митозе.

  1. расположение хромосом в экваториальной плоскости
  2. репликация ДНК и образование двухроматидных хромосом
  3. спирализация хромосом
  4. расхождение сестринских хромосом к полюсам клетки

Интерфаза — репликация ДНК и образование двухроматидных хромосом

Профаза — спирализация хромосом

Метафаза — расположение хромосом в экваториальной плоскости

Анафаза — расхождение сестринских хромосом к полюсам клетки

Ответ: 2314.


Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза.

  1. Расхождение сестринских хроматид.
  2. Спирализация хромосом.
  3. Образование метафазной пластинки.
  4. Деление цитоплазмы.

Профаза — Спирализация хромосом.

Метафаза — Образование метафазной пластинки.

Анафаза — Расхождение сестринских хроматид.

Телофаза — Деление цитоплазмы

 Ответ: 2314.


Мейоз

Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза.

  1. расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости
  2. конъюгация, кроссинговер
  3. расхождение сестринских хроматид
  4. образование гаплоидных ядер с однохроматидными хромосомами
  5. расхождение гомологичных хромосом

Профаза 1 — конъюгация, кроссинговер

Метафаза 1 — расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости

Анафаза 1 — расхождение гомологичных хромосом

Затем пропущены телофаза 1 и профаза 2

Анафаза 2 — расхождение сестринских хроматид

Телофаза 2 — образование гаплоидных ядер с однохроматидными хромосомами

 Ответ: 21534.


Овогенез и сперматогенез

В этом же разделе могут быть задания на ово- и сперматогенез

Картинки по запросу овогенез и сперматогенез

На каждой стадии у клеток есть свои названия:

Клетки, получившиеся в результате митозов называются сперматогонии и овогонии.

Клетки, которые делятся первый раз мейозом — сперматоцит и овоциты I порядка.

Второй раз мейоз — сперматоциты и овоциты II порядка.

После второго мейоза сперматоциты становятся сперматидами, а потом — сперматозоидами.

После второго мейоза 3 клетки отмирают, а одна становится яйцеклеткой.

Установите последовательность этапов сперматогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. образование сперматоцитов первого порядка
  2. образование сперматозоидов
  3. митотическое деление сперматогониев
  4. мейоз сперматоцитов первого порядка
  5. рост сперматоцитов и накопление питательных веществ
  6. образование сперматоцитов второго порядка

3) митотическое деление сперматогониев

Рост

Мейоз 1

1) образование сперматоцитов первого порядка

5) рост сперматоцитов и накопление питательных веществ (обратите внимание, что рост не сперматогониев, которые получается после митозов, а сперматоцитов)

4) мейоз сперматоцитов первого порядка

6) образование сперматоцитов второго порядка

Сперматиды

2) образование сперматозоидов

Ответ: 315462.


Генетика\биосинтез

Генетика

Установите, в какой последовательности образуются структуры молекулы белка.

  1. полипептидная цепь
  2. клубок или глобула
  3. полипептидная спираль
  4. структура из нескольких субъединиц

Картинки по запросу первичная вторичная третичная четвертичная структура белка

Третичная структура — глобула, четвертичная — несколько глобул.

Ответ: 1324.


Биосинтез

Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в клетке.

  1. образование пептидной связи между аминокислотами
  2. взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК
  3. выход тРНК из рибосомы
  4. соединение иРНК с рибосомой
  5. выход иРНК из ядра в цитоплазму
  6. синтез иРНК

Картинки по запросу биосинтез белка

Транскрипция (переписывание) — биосинтез молекул РНК, осуществляется в хромосомах на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза. При помощи ферментов на соответствующих участках молекулы ДНК (генах) синтезируются все виды РНК (иРНК, рРНК, тРНК)

Трансляция (передача) — синтез полипептидных цепей белков, осуществляется в рибосомах. Она сопровождается следующими событиями:

1. Образование функционального центра рибосомы — ФЦР, состоящего из иРНК и двух субъединиц рибосом. В ФЦР всегда находятся два триплета (шесть нуклеотидов) иРНК, образующих два активных центра: А (аминокислотный) — центр узнавания аминокислоты и П (пептидный) — центр присоединения аминокислоты к пептидной цепочке.

2. Транспортировка аминокислот, присоединенных к тРНК, из цитоплазмы в ФЦР. В активном центре А осуществляется считывание антикодона тРНК с кодоном иРНК, в случае комплементарности возникает связь, которая служит сигналом для продвижения (скачок) вдоль иРНК рибосомы на один триплет. В результате этого комплекс «кодон рРНК и тРНК с аминокислотой» перемещается в активный центр , где и происходит присоединение аминокислоты к пептидной цепочке (белковой молекуле). После чего тРНК покидает рибосому.

3. Пептидная цепочка удлиняется до тех пор, пока не закончится трансляция и рибосома не соскочит с иРНК. На одной иРНК может умещаться одновременно несколько рибосом (полисома). Полипептидная цепочка погружается в канал эндоплазматической сети и там приобретает вторичную, третичную или четвертичную структуру. Скорость сборки одной молекулы белка, состоящего из 200-300 аминокислот, составляет 1-2 мин. Формула биосинтеза белка: ДНК (транскрипция) —> РНК (трансляция) —> белок

Теперь перейдем от теории к практике.

6) синтез иРНК

5) выход иРНК из ядра в цитоплазму

4) соединение иРНК с рибосомой

2) взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК

1) образование пептидной связи между аминокислотами

3) выход тРНК из рибосомы

Ответ: 654213.


Установите правильную последовательность реакций, происходящих в процессе биосинтеза белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. раскручивание молекулы ДНК
  2. объединение иРНК с рибосомой
  3. присоединение первой тРНК с определённой аминокислотой
  4. выход иРНК в цитоплазму
  5. постепенное наращивание полипептидной цепи
  6. синтез иРНК на одной из цепей ДНК

Механизм тот же, задание аналогично предыдущему, но присутствует пункт с тРНК

раскручивание молекулы ДНК синтез иРНК на одной из цепей ДНК выход иРНК в цитоплазму объединение иРНК с рибосомой присоединение первой тРНК с определённой аминокислотой постепенное наращивание полипептидной цепи

Ответ: 164235.


Установите правильную последовательность процессов биосинтеза белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. присоединение аминокислоты к пептиду
  2. синтез иРНК на ДНК
  3. узнавание кодоном антикодона
  4. объединение иРНК с рибосомой
  5. выход иРНК в цитоплазму

Расположим в правильном порядке:

  1. синтез иРНК на ДНК
  2. выход иРНК в цитоплазму
  3. объединение иРНК с рибосомой
  4. узнавание кодоном антикодона
  5. присоединение аминокислоты к пептиду

 Ответ: 25431.


Классификация растений и животных

Систематические категории животных
ВидМедведь бурый
РодМедведь
СемействоМедвежьи
ОтрядХищные
КлассМлекопитающие
ТипХордовые
ЦарствоЖивотные
Систематические категории растений
ВидКартофель европейский
РодКартофель
Семейство(порядок)Пасленовые
КлассДвудольные
ОтделПокрытосеменные
ЦарствоРастения

Классификация растений

Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Сосна обыкновенная в классификации растений, начиная с наименьшей группы

  1. род Сосна
  2. отдел Голосеменные
  3. порядок Сосновые
  4. класс Хвойные
  5. вид Сосна обыкновенная
  6. царство Растения

5) вид: Сосна обыкновенная 1) род: Сосна 3) порядок: Сосновые 4) класс: Хвойные 2) отдел: Голосеменные 6) царство: Растения

Ответ: 513426.


Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей.

  1. Редька
  2. Крестоцветные
  3. Двудольные
  4. Редька дикая
  5. Покрытосеменные

Вид: 4)Редька дикая Род: 1)Редька Семейство(порядок): 2)Крестоцветные Класс: 3)Двудольные Отдел: 5)Покрытосеменные

Ответ: 41235.


Классификация животных

Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. класс Земноводные
  2. тип Хордовые
  3. род Жабы
  4. царство Животные
  5. отряд Бесхвостые

3)род: Жабы 5)отряд: Бесхвостые 1)класс: Земноводные 2)тип: Хордовые 4)царств: Животные

Ответ: 35124.


Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Пресмыкающиеся
  2. Гадюка
  3. Хордовые
  4. Гадюка обыкновенная
  5. Чешуйчатые

Вид: 4)Гадюка обыкновенная Род: 2)Гадюка Семейство: 5)Чешуйчатые Класс: 1)Пресмыкающиеся Тип: 3)Хордовые

Ответ: 42513.


Энергетический обмен и фотосинтез

Энергетический обмен

Энергетический обмен — часть метаболизма. Вторая половинка — пластический обмен. В результате энергетического обмена из сложных веществ получаются простые, энергия выделяется. А в результате пластического — из простых — сложные, а энергия поглощается.

Также энергетический обмен называется катаболизмом и диссимиляцией.

Этапы катаболизма

Подготовительный этапСложные вещества расщепляются до простых при помощи ферментов: Белки -до аминокислот; Жиры — до глицерина и жирных кислот; Полисахарида — до моносахаридов; Нуклеиновые кислоты — до нуклеотидов. Энергия рассеивается в виде теплоты
Бескислородный этап(Гликолиз)Расщепление в цитоплазме без участия кислорода. Источник энергии-глюкоза. 40% энергии запасается в виде АТФ 60%- рассеивается в виде тепла ПВК — пировиноградная кислота
Кислородный этап(дыхание)

В митохондриях

У анаэробов энергетический обмен заканчивается на втором этапе.

У аэробов — все три этапа. В результате получается 38 молекул АТФ.

Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?:

  1. расщепление биополимеров до мономеров
  2. лизосома сливается с частицей пищи, содержащей белки, жиры и углеводы
  3. расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез двух молекул АТФ
  4. поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии
  5. окисление пировиноградной кислоты и синтез 36 молекул АТФ

Поступление сложных веществ в клетку2) лизосома сливается с частицей пищи, содержащей белки, жиры и углеводы
Подготовительный этап1) расщепление биополимеров до мономеров
Гликолиз3) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез двух молекул АТФ
Дыхание

4) поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии

5) окисление пировиноградной кислоты и синтез 36 молекул АТФ

Ответ: 21345.


Фотосинтез

Фотосинтез
Световая фазаТемновая фаза

Происходит в гранах хлоропластов.

Молекулы пигментов поглощают фотоны света.

Поглощенная энергия передается молекулам хлорофилла.

Энергия света преобразовывается в АТФ и НАДФ*Н

Происходит фотолиз воды, т.е ее разложение.

Выделяется кислород.

Происходит в строме хлоропластов.

Поглощенный углекислый газ восстанавливается с образованием углеводов и других органических соединений.

Суммарное уравнение:

Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.

  1. Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
  2. Возбуждение светом электронов хлорофилла.
  3. Фиксация углекислого газа.
  4. Образование крахмала.
  5. Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.

Световая фаза2) Возбуждение светом электронов хлорофилла. 1) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
Темновая фаза

3) Фиксация углекислого газа.

5) Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.

4) Образование крахмала.

Ответ: 21354.


Онтогенез

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения или от момента отделения от материнской особи до конца жизни.

Растения

Покрытосеменные растения

Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени

  1. плодоношение и созревание семян
  2. рост и развитие вегетативных органов
  3. цветение и опыление
  4. образование и формирование зародыша
  5. прорастание семени

Несложное задание. Приступим:

Исходя из условия, этапы нужно прописать, начиная от семени.

Первое — прорастание семени.

5

Затем должны появиться вегетативные органы растения. Есть органы вегетативные, а есть генеративные. Генеративные отвечают за размножение, а вегетативные за обмен веществ. Это корень, листья, стебель. Нам не подойдет вариант про цветение и опыление, так как генеративные органы развиваются на вегетативных.

523

За опылением следует образование и формирование зародыша.

5

234

Затем наступает плодоношение и созревание семян.

5234

1

Ответ: 52341.


Отдельного внимания заслуживают задания на двойное оплодотворение цветковых растений.

Эту тему необходимо тщательно разобрать, понять и выучить, но мы для начала попробуем рассуждать.

Определите правильную последовательность образования зиготы у покрытосеменных растений.

  1. образование гаплоидной макроспоры
  2. мейоз
  3. образование восьмиядерного зародышевого мешка
  4. формирование яйцеклетки
  5. оплодотворение
  6. митоз
  7. зигота

Начнем с очевидного: в конце образуется зигота. А этому предшествует оплодотворение

5

7

Для оплодотворения однозначно нужна яйцеклетка:

4

5

7

Яйцеклетка находится в зародышевом мешке:

345

7

Теперь выберем три варианта, которые остались и порассуждаем:

  1. образование гаплоидной макроспоры
  2. мейоз
  3. митоз

Яйцеклетка гаплоидна.

Макроспора гаплоидна.

А вот зародышевый мешок восьмиядерный.

Логично предположить, что макроспора несколько раз поделилась митозом (без деления генетического материла надвое), чтобы образовать зародышевый мешок. Значит, вначале была макроспора, затем она поделилась митозом, затем образовался зародышевый мешок, а предшествовал всему этому мейоз.

Ответ: 2163457.


Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. проникновение спермиев в зародышевый мешок
  2. образование триплоидной клетки
  3. прорастание пыльцевой трубки
  4. формирование семени из семязачатка
  5. образование генеративной и вегетативной клеток

В пыльцевых мешках созревают мужские половые клетки — спермии, а в зародышевом мешке, как мы установили в задании выше, — женские половые клетки — яйцеклетки.

В задании сказано: начиная с момента формирования пыльцы.

Пыльца — генеративные клетки, так что начало — 5) образование генеративной и вегетативной клеток

5

Спермии не просто проваливаются каким-то образом в зародышевый мешок. Они делают это посредством пыльцевой трубки.

5

31

Осталось два варианта:

2) образование триплоидной клетки

4) формирование семени из семязачатка

Логично, что последний пункт — формирование семени, предпоследний — образование триплоидной клетки

Ответ: 53124.


Мхи

Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

  1. образование предростка
  2. оплодотворение при наличии воды
  3. прорастание споры
  4. развитие на предростке женских и мужских растений мха
  5. созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток
  6. развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

В задании с мхами особо не порассуждаешь, но мы попробуем.

Итак, 3) прорастание споры

3

У нас проросла спора. Из нее явно должно что-то развиться. Наши варианты:

1) образование предростка

4) развитие на предростке женских и мужских растений мха

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

Вариант 6) не подходит нам сразу, потому что в нем речь идет про зиготу, а у нас спора.

Вариант 4) предполагает, что перед ним будет вариант 3), так как предросток уже должен быть.

3

14

На предростке развиваются мужские и женские растения, а на мужских растениях созревают сперматозоиды, а на женских – яйцеклетки.

3

145

Зигота, естественно, образуется в результате оплодотворения, а для оплодотворения мхам нужна вода:

3

1452

6

 Ответ: 314526.


Установите правильную последовательность смены стадий в цикле развития мха, начиная с образования спор. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. образование спорофита
  2. образование зелёной нити (протонемы)
  3. формирование взрослого гаметофита
  4. образование спор
  5. оплодотворение

Сделаем это задание, опираясь на предыдущее:

Начиналось все с образования спор.

Затем развивался предросток, на котором развивались взрослые мужские и женские растения.

+вода= оплодотворение.

В этом задании нет слов предросток или мужские и женские растения.

Протонема=предросток

Взрослый гаметофит= мужские и женские растения.

После оплодотворения получается спорофит.

Гаметофиты –гаплоидны, спорофиты — диплоидны.

Теперь соберем ответ:

Ответ: 42351.


Папоротники

Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

  1. развитие заростка
  2. оплодотворение
  3. развитие спорофита
  4. образование архегониев и антеридиев
  5. образование спорангиев
  6. прорастание споры

Начнем с того, что после оплодотворения образуется зигота, она диплоидна. Из нее должно что-то развиться, тоже диплоидное.

Наши варианты:

1) развитие заростка

3) развитие спорофита

4) образование архегониев и антеридиев

Диплоидный в перечне только спорофит

23

На спорофите развиваются спорангии, а из прорастающих спор должно опять же что-то вырасти.

2

356

Антеридии и архегонии — взрослые мужские и женские растения, поэтому выбираем заросток, ведь даже взрослым растениям нужно из чего-то вырасти.

23561

4

Ответ: 235614.


Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла папоротника начиная с зиготы.

  1. образование зиготы
  2. прорастание споры, образование заростка
  3. формирование половых клеток в заростке
  4. образование корневища из зиготы
  5. образование спор на листьях
  6. рост листьев из корневища

Начнем в это раз даже не с пункта «образование зиготы», а с того, что посмотрим на то, как в природе выглядит тот самый заросток:

Картинки по запросу заросток папоротникаКартинки по запросу заросток папоротникаКартинки по запросу заросток папоротника

Теперь можно делать.

1

Читаем варианты и видим: 4) образование корневища из зиготы

14

Затем 6) рост листьев из корневища

1

46

Осталось три варианта:

2) прорастание споры, образование заростка

3) формирование половых клеток в заростке

5) образование спор на листьях

Очевидно, что вариант 2) идет следом за вариантом 5), только потом образуются половые клетки.

1

4652

3

Ответ: 146523.


Животные

Установите последовательность стадий эмбриогенеза хордового животного.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. дробление зиготы
  2. образование нейрулы
  3. формирование гаструлы
  4. образование бластулы
  5. формирование зиготы

Начинается все с зиготы, она дробится, то есть претерпевает митозы.

Дальше только выучить:

Бластула

Гаструла

Нейрула

Ответ: 51432.


Установите последовательность процессов эмбриогенеза у ланцетника.

  1. формирование бластулы
  2. дробление зиготы
  3. формирование трёх зародышевых листков
  4. образование гаструлы

Практически все аналогично:

Дробление зиготы

Бластула

Гаструла

Формирование трех зародышевых листков

Ответ: 2143.


Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника.

  1. образование однослойного зародыша
  2. образование мезодермы
  3. образование энтодермы
  4. дифференцировка органов
  5. образование бластомеров

Чуть сложнее: нужно знать из какого слоя какая ткань образуется.

  1. Эктодерма
  2. Мезодерма
  3. Энтодерма
Картинки по запросу зародышевые листки

Для начала — бластуляция. Образуется первый слой.

5

1

Затем образуется внутренний слой — энтодерма, а после нее — мезодерма. Именно в таком порядке, потому что есть животные двухслойные, а есть трёхслойные. У двухслойных мезодермы нет.

51

3

2

Только потом происходит дифференцировка органов

51324

Ответ: 51324.


Ароморфозы

Животные

Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.

Как видно на схеме, организм может в ходе эволюции претерпевать два вида изменений: один приведет к повышению уровня организации — это ароморфоз, а другой просто даст ресурсы для приспособления к условиям среды — это идиоадаптация. Эти темы затрагивались ранее. В задании №19 поднимается вопрос только об ароморфозах.

http://www.bioaa.info/images/stories/3900-original.jpg

Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.

  1. образование диффузной нервной системы
  2. развитие коры мозга
  3. возникновение переднего мозга
  4. стволовая нервная система
  5. узловая нервная система

Самая высокая организация у млекопитающих — у них есть кора головного мозга.

2

Развитию коры предшествовало возникновение переднего мозга.

32

Теперь три варианта:

1) образование диффузной нервной системы

4) стволовая нервная система

5) узловая нервная система

Если мы представим эти нервные системы, то стволовая и узловая более высокоорганизованные, чем диффузная, которая как бы разбросана по организму.

1

3

2

Выбирая же между стволовой и узловой нервными системами, узловая будет более сложная, чем узловая.

1

453

2

Ответ: 14532.


Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

  1. возникновение лёгких
  2. образование головного и спинного мозга
  3. образование хорды
  4. возникновение четырёхкамерного сердца

Раз эволюция хордовых, то образование хорды будет первым ароморфозом.

Очевидно, что возникновение четырехкамерного сердца будет последним ароморфозом.

Что же возникло раньше: легкие или головной и спинной мозг? Конечно, головной и спинной мозг. Нужно вспомнить, что по уровням организации вначале идут рыбы, а потом уже земноводные, у который и появились легкие.

Ответ: 3214.


Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных.

  1. возникновение двусторонней симметрии тела
  2. появление многоклеточности
  3. возникновение членистых конечностей, покрытых хитином
  4. расчленение тела на множество сегментов

Для начала — многоклеточность.

Что касается остальных вариантов- нужно понять к каким животным относятся эти ароморфозы, а потом расположить их в порядке усложнения организации.

Двусторонняя симметрия тела – медузы — кишечнополостные.

Членистые конечности, тело покрыто хитином — рак — членистоногие.

Сегментация тела — дождевой червь — кольчатые черви.

В порядке усложнения: кишечнополостные, кольчатые черви, членистоногие.

Ответ: 2143.


Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции.

  1. появление тканей
  2. возникновение полового размножения
  3. образование хорды
  4. формирование пятипалых конечностей

Пятипалые конечности точно в конце.

Появление тканей точно до хорды. У тех же кишечнополостных нет хорды, но есть эктодерма и энтодерма.

Таким образом, первый пункт — возникновение полового размножения. Следует вспомнить, что к нему способны даже некоторые одноклеточные. А ткань — группа клеток, так что половое размножение появилось раньше, чем возникли ткани.

Ответ: 2134.


Растения

Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений.

  1. фотосинтез
  2. образование семян
  3. появление вегетативных органов
  4. возникновение цветка и плода
  5. возникновение многоклеточности

Для начала, представим себе одноклеточное зеленое растение. Первым ароморфозом будет фотосинтез.

Затем — многоклеточность.

Потом — вегетативные органы.

Теперь выбор между тем, что произошло раньше: образование семян или возникновение цветка и плода. Ответ будет семена, так как они есть еще и голосеменных растений, у которых не было ни цветка, ни плода, соответственно.

Ответ: 15324.


Эволюция

Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Задания собраны самые разные, но ранее все темы уже затрагивались в предыдущих заданиях.

Растения

Установите, в какой последовательности должны располагаться растения в соответствии с их усложнением в процессе эволюции.

  1. полевой хвощ
  2. береза бородавчатая
  3. ель обыкновенная
  4. кукушкин лен

Кукушкин лен — мох.

Ель — голосеменное растение.

Береза — покрытосеменное растение

Ответ: 4132.


Животные

Расположите животных в порядке повышения у них интенсивности обмена веществ в процессе эволюции.

  1. Млекопитающие
  2. Хрящевые рыбы
  3. Земноводные
  4. Костные рыбы
  5. Пресмыкающиеся

Интенсивность обмена веществ повышается вместе с повышением уровня организации.

Ответ: 24351.

Хронология

Установите правильную последовательность эр в истории Земли.

  1. Протерозойская
  2. Кайнозойская
  3. Архейская
  4. Палеозойская
  5. Мезозойская

Эпоха
1Архей
2Протерозой
3Палеозой
4Мезозой
5Кайнозой

Ответ: 31452.


Даже есть задания на историю биологии:

Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке

  1. Изобретения электронного микроскопа
  2. Открытие рибосом
  3. Изобретение светового микроскопа
  4. Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»
  5. Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена
  6. Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком

Сначала был изобретен световой микроскоп.

Затем была открыта клетка и введен такой термин.

Далее была написана клеточная теория, которую в дальнейшем дополнил Вирхов.

Рибосомы настолько крошечные, что их не видно в световой микроскоп, поэтому они были открыты лишь после изобретения электронного микроскопа.

Ответ: 365412.


Определите хронологическую последовательность появления научных теорий в области эволюционной биологии.

  1. теория трансформизма
  2. эволюционная теория Ламарка
  3. эволюционное учение Дарвина
  4. теория креационизма
  5. синтетическая теория эволюции

Теория креационизма — теория трансформизма — эволюционная теория Ламарка — эволюционное учение Дарвина — синтетическая теория эволюции.

Ответ: 41235.


Видообразование

Укажите правильную последовательность этапов географического видообразования.

  1. распространение признака в популяции
  2. появление мутаций
  3. изоляция популяций
  4. сохранение в результате борьбы за существование естественного отбора особей с полезными изменениями

Раз видообразование у нас географическое, то это значит, что популяцию животных разделил какой-то географический объект, вроде широкой реки.

Таким образом, произошла 3) изоляция популяций.

В изолированной популяции происходит 2) появление мутаций.

А затем естественный отбор отсеивает особей с неблагоприятными признаками и оставляет особей с полезными изменениями.

Если носители мутации не умерли, то признак распространяется внутри этой популяции. Таким образом, образовывается новый вид.

Ответ: 3241.


Основные понятия

Установите последовательность действия движущих сил эволюции.

  1. борьба за существование
  2. размножение особей с полезными изменениями
  3. появление в популяции разнообразных наследственных изменений
  4. сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
  5. формирование приспособленности к среде обитания

Появляются мутации, идет борьба за существование, лучшие признаки остаются, передаются по наследству, и возникают новые приспособления к среде обитания.

 Ответ: 31425.


Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.

  1. сохранение темных бабочек в результате отбора
  2. изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
  3. размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
  4. уничтожение светлых бабочек птицами
  5. изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

Начнем с того, что окраска крыльев не будет меняться просто так. Это отклик на изменения окружающей среды.

2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

Если произошло загрязнение и березы поменяли цвет, значит, что их кора потемнела, белые бабочки будут выделяться на фоне своего убежища.

4) уничтожение светлых бабочек птицами

В то время как белые бабочки были уничтожаются, выжили темные бабочки.

1)сохранение темных бабочек в результате отбора

Темные бабочки могут выжить в данных условиях окружающей среды, поэтому они благополучно размножаются.

3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

Популяция белых бабочек перестает существовать, остаются только темные бабочки

Ответ: 24135.


Экология

Смена экосистем

Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

  1. заселение территории мхами и кустистыми лишайниками
  2. появление кустарников и полукустарников
  3. формирование травяного сообщества
  4. появление накипных лишайников на скальных породах
  5. формирование лесного сообщества

Пойдем по ярусам:

Лишайники; 4

Мох и кустистые лишайники;1

Травяное сообщество;3

Кустарники и полукустарники;2

Лесное сообщество.5

Ответ: 41325.


Установите последовательность смены экосистем.

  1. Озеро
  2. Болото
  3. Лес
  4. Луг

Озеро может заболачиваться, постепенно зарастать, превращаться в луг, после чего в лес.

 Ответ: 1243.


Трофические цепи

Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. паук
  2. сова
  3. цветущее растение
  4. муха
  5. жаба

Все начинается с автотрофа — растения.

Затем муха.

Муху могла бы съесть и жаба, но тогда некуда будет записать паука, потому следующий- паук.

Затем жаба.

Потом — сова.

Ответ: 34152.


Ксения Алексеевна | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *