Задание №2 ЕГЭ по биологии


Биология как наука


Раздел в кодификаторе, посвященный этому номеру называется “Клетка как биологическая система”.

Задание относится к “базовому уровню”, за правильное выполнение можно получить 2 балла.

Темы, представленные в кодификаторе:

2.1 Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.

2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

Само задание представляет из себя выбор ограниченного количества ответов, а именно-двух. Если правильным оказалось только одно из двух — 1 балл.


Разбор типовых заданий №2 ЕГЭ по биологии


Анализ таблиц (2019 год) — совсем скоро!

Тем не менее, для тренировки разберем и другие задания.

1. Выбор правильного ответа

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы происходят на уровне популяций?

  1. онтогенез
  2. дивергенция
  3. эмбриогенез
  4. ароморфоз
  5. свободное скрещивание

Здесь приведено 5 терминов, для выполнения, соответственно, необходимо знать их значение.

Начать можно с простого и очевидного:

Эмбриогенез. Все знают, что такое эмбрион- развивающийся в утробе плод. Следовательно, эмбриогенез и обозначает этот процесс развития.

Дивергенция. На слуху фильм “Дивергент” 🙂 . Общество было поделено на несколько фракций, к которым у людей была принадлежность, но героиня не относилась ни к одному типу. Она отделилась от общества. Дивергенция обозначает расхождение признаков у близкородственных групп.

Свободное скрещивание — термин, не требующий объяснения. Остаются ароморфоз и онтогенез. Для того, чтобы понять, что они означают, нужно знать корни слов и их значение на латыни.

Онто-генез. “Генезис” -зарождение. Онтогенез- индивидуальное развитие организма.

Слово “ароморфоз” похоже на “метаморфоз”. У них имеется один общий корень “морфоз”, обозначающий понятие “форма” как сущность, объект. Ароморфоз — такие изменения, которые повышают уровень организации организмов.

Вот, разобравшись с терминами, можно начать рассуждать: что относится к популяции, а что — нет. Для начала, вспомним, что популяция- группа организмов одного вида.

Очевидно, эмбриогенез и онтогенез присущи одному организму.

Ароморфоз позволяет повысить уровень организации, это очень масштабно, поэтому популяция- слишком мало для такого процесса.

Остаются свободное скрещивание и дивергенция. Именно они происходят на уровне популяции. В ответ записываются номера соответствующих ответов, а не слова, на что нужно обратить внимание. Выбранные понятия под цифрами 2 и 5. Записывается без союза и пробела и прочих знаков.

Ответ: 25


2. Выбор неправильного ответа

Ниже приведён перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. биосферный
  2. генный
  3. популяционно-видовой
  4. биогеоценотический
  5. абиогенный

Снова терминология. Уровни организации живой материи необходимо просто выучить, но это легко, нужно лишь понимать и представлять, что из чего состоит:

1. Молекулярный – это уровень сложных органических веществ – белков и нуклеиновых кислот. На этом уровне происходят химические реакции обмена веществ (гликолиз, кроссинговер и т.п.), но молекулы сами по себе еще не могут считаться живыми.

2. Клеточный. На этом уровне возникает жизнь, потому что клетка – минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.

3. Органно-тканевой – характерен только для многоклеточных организмов.

4. Организменный – за счет нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ на этом уровне осуществляется гомеостаз, т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма.

5. Популяционно-видовой. На этом уровне происходит эволюция, т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора. Наименьшей единицей эволюции является популяция.

6. Биогеоценотический (совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой). На этом уровне происходит

  • круговорот веществ и превращение энергии, а также
  • саморегуляция, за счет которой поддерживается устойчивость экосистем и биогеоценозов.

7. Биосферный. На этом уровне происходит

  • глобальный круговорот веществ и превращение энергии, а также
  • взаимодействие живого и неживого вещества планеты.

Как мы видим, в перечень не входит ни абиогенный уровень, ни генный. Следовательно, эти термины лишние.

Ответ: 25.


3. Подбор понятий, соответствующие вопросу задания

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие методы научного исследования используются для А) выделения органоидов одного вида и Б) локализации определённых химических веществ в клетке?

  1. гистологический
  2. центрифугирования
  3. радиоизотопный
  4. цитогенетический
  5. клонирования

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБ

Разберемся с терминами:

Гистологический — значит, связан с тканями, так как гистология-наука о тканях.

Центрифугирование — вращение пробирки с препаратом в специальном аппарате на большой скоростью определенное количество времени.

Радиоизотопный. Знакома часть слова “изотоп”. т.е разновидность атома

Цитогенетический. Цитология- наука о клетке. Генетика- наследственность и развитие организма.

Клонирование- искусственное создание идентичного организма или чего-то уровнем ниже.

Какие-то из этих методов должны найти что-то и выделить определённую часть из клетки. Сразу же отсеиваем клонирование.

Думаем дальше. Речь идет о клетке, а точнее даже об её органоидах. Есть гистологический метод, но ткань -слишком высокий уровень организации, чтобы работать с ним в данном случае. Гистологический-отпадает.

Есть вариант с цитогенетическим методом. Работает явно с клеткой, однако метод генетический, а у нас стоят вопросы про органоиды и химические вещества. Не подходит.

Остаются радиоизотопный метод и центрифугирование.

Для изучения локализации отдельных химических веществ в клетке широко используются методы цито- и гистохимии (например, радиоизотопный). Они основаны на избирательном действии реактивов и красителей на определенные химические вещества, содержащиеся в той или иной клеточной структуре.

Избирательно выделять органоиды можно только при центрифугировании: разрушенные клетки помещают в центрифугу — прибор, в котором пробирки с клеточным материалом вращаются на очень высокой скорости. Разные клеточные структуры имеют различные массу, размеры и плотность, поэтому под действием центробежной силы в растворах определенных веществ (например, сахарозы или хлорида цезия) они оседают с разной скоростью и останавливаются в определенном слое жидкости, что дает возможность отделить одни частицы от других. Таким методом отделяют митохондрии, рибосомы и другие органоиды клетки.

Ответ: 23


4. Работа с изображениями

Все представленные на схеме вещества, кроме двух, имеют в своём составе азотистое основание — аденин. Определите два вещества, «выпадающие» из общего списка, и запишите

1) 2) 3) 4) 5)

Итак, что же изображено.

  1. ДНК.
  2. Спираль- вторичная структура белка.
  3. Глобула- третичная структура белка.
  4. Транспортная РНК или же тРНК.
  5. Молекула АТФ или же Аденозинтрифосфорная кислота.

В состав ДНК и РНК точно входят Аденин, ведь отличаются они совсем другими азотистыми основаниями: Аденину в РНК по принципу комплементарности соответствует Урацил, а не Тимин. На картинке с тРНК вообще видны буквы А. Это и есть Аденин.

Внимание! Раз на первой картинке была ДНК, то это совсем не значит, что на второй и третьей тоже она. Это может быть любой другой белок, в состав которого Аденин может и не входить.

Остается еще АТФ. В ее она включает в себя Аденин, так что под решение вопроса не подходит.

Лишними являются вторичная и третичная структура неопределенного белка.

Ответ: 23.


В открытом банке встретилось задание не просто с изображением, а с настоящим произведением искусства.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?

  1. абстрагирование
  2. моделирование
  3. эксперимент
  4. измерение
  5. наблюдение

Врач явно занят тем, что измеряет пульс, картина даже так и называется. Очевидно, что используется такой научный метод как измерение.

Разберемся с остальными понятиями. Человек точно не мастерит никакой макет, значит ,это не моделирование.

Почему же это не эксперимент и не абстрагирование? Абстрагирование — метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений иссле­дуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач. Врач не проводит никаких манипуляций с девушкой, а просто считает пульс, смотрит на часы, на чем он и сосредоточен. Абстрагироваться здесь не от чего, а эксперимента попросту не было. Вот если бы там стояло, как минимум, два врача, замеряющих пульс, но притом одна девушка сидела в кресле, а другая, к примеру, была напугана, то это был бы эксперимент.

Таким образом, приходим к выводу, что подходят измерение и наблюдение.

Ответ: 45.