Задание №25 ЕГЭ по биологии


Человек и многообразие организмов


В данном задании абитуриенту необходимо дать ответ, обычно, состоящий из трех пунктов. На «Решу ЕГЭ» предложено 6 разделов:

  1. Бактерии и грибы
  2. Животные
  3. Многообразие организмов
  4. Общебиологические закономерности
  5. Растения
  6. Человек

Уровень сложности заданий- высокий. За правильное выполнение можно получить 3 балла.

Ниже будет представлено по несколько примеров из каждого раздела, они лишь демонстрируют области биологии, из которых взяты задания, так что предстоит большая работа. Задания разнообразны. Обязательно всегда читайте предложенные в сборниках ответы. Чем больше таких заданий и ответов будет прочитано – тем больше вероятность ответить на вопрос на экзамене.

Бактерии и грибы

Раньше считалось, что грибы-это растения. Напишите 4 признака почему так считали

1. Питаются путем всасывания, берут из почвы воду и минеральные вещества.

2. Неподвижны.

2. Как и некоторые растения размножаются спорами.

3. Постоянно растут верхушечной частью

4. Имеют прочные клеточные стенки.

5. Также как и растения способны синтезировать витамины.


Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Назовите не менее трёх особенностей.

  1. высокая скорость размножения;
  2. способность синтезировать биологически активные вещества;
  3. способность к мутациям и возможность получения новых высокопродуктивных штаммов;
  4. относительно простые способы выращивания бактерий.

Животные

Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

  1. Появился внутренний осевой скелет — хорда или позвоночник,
  2. нервная система в виде трубки расположилась на спинной стороне тела,
  3. появились жаберные щели в пищеварительной трубке.

Приспособленность скелета птиц к полету. Указать не менее 4-х признаков.?

  1. Для облегчения скелета кости полые, наполнены воздухом (воздушными мешками).
  2. Для облегчения скелета уменьшено количество костей, особенно в крыльях и ногах.
  3. Имеется киль для прикрепления мощных летательных мышц.
  4. Передние конечности превратились в крылья поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею.
  5. Поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.

Какие черты в строении рептилий указывают на приспособление к жизни на суше?

  1. Сухая кожа без желез препятствует потере воды.
  2. Внутреннее оплодотворение. Яйца покрытые скорлупой с большим количеством питательных веществ.
  3. Легочное дыхание (мелкоячеистые легкие).

или, Увеличивается дыхательная поверхность легких. Неполная перегородка в желудочке уменьшает смешивание крови. – Всё это позволяет доносить до органов кровь, богатую кислородом.


Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определённые правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелко ячеистые сети и такие приёмы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.

  1. При использовании мелко ячеистых сетей вылавливается много не подросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство;
  2. травление или глушение взрывчатыми веществами — хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно,
  3. кроме рыбы гибнут другие живые организмы.

Какую роль в пресных водоёмах и морях играют мелкие ракообразные, образующие планктон?

  1. Являются звеном в цепи питания,
  2. обеспечивают очищение водоемов.
  3. Образование полезных ископаемых.

Насекомые — самый распространённый и много численный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее четырёх особенностей.

  1. Развитие с полным превращением позволило насекомым снизить конкуренцию за корм между особями на различных стадиях развития.
  2. Крылья позволили насекомым освоить большие территории и быстро перемещаться.
  3. Различные ротовые аппараты позволили насекомым приспособиться к питанию разнообразной пищей.
  4. Сложные (фасеточные) глаза позволили им лучше ориентироваться в пространстве.
  5. Хитиновый покров обеспечил им защиту.
  6. Большое количество яиц в кладке обеспечило им высокую плодовитость и быструю смену поколений, что позволило им быстрее приспосабливаться к условиям внешней среды.
  7. Сложное поведение также способствовало их распространению в природе.

Многообразие организмов

Какие признаки характерны для царства растений?

  1. наличие в клетках пластид;
  2. клеточной стенки из клетчатки;
  3. вакуолей с клеточным соком;
  4. автотрофный тип питания (фотосинтез);
  5. рост в течение всей жизни;
  6. прикрепление к субстрату.

Какие признаки характерны для мхов?

  1. Большинство — листостебельные растения.
  2. Отсутствие корней и настоящих проводящих тканей.
  3. Обитание во влажных местах.
  4. Размножение спорами и половое.
  5. Оплодотворение в воде.
  6. Преобладание гаплоидного гаметофита (полового поколения) над диплоидным спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.

Почему бактерий относят в отдельное царство?

  1. Бактерии одноклеточные прокариотические организмы.
  2. В клетках отсутствуют мембранные органоиды (митохондрии, комплекс Гольджи, ЭПС).
  3. Генетический аппарат содержится в кольцевой хромосоме-нуклеоиде.

Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?

  1. Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений благодаря совместной эволюции с насекомыми.
  2. Приспособленность плодов к распространению различными способами.
  3. Многочисленность и защищенность семян.
  4. Независимость процесса оплодотворения от воды.

Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?

  1. Грибы — одно — и многоклеточные организмы, тело которых состоит из нитей — гифов.
  2. Имеют признаки растений (неограниченный рост,клеточную оболочку) и животных (хитиноподобное вещество в клетоной оболочке, запасное вещество — гликоген, конечный продукт выделения — мочевина, гетеротрофы).
  3. Размножение половое и бесполое (почкование, спорами, грибницей).

Какие признаки характерны для кишечнополостных?

  1. два слоя клеток;
  2. кишечная полость;
  3. лучевая симметрия;
  4. стрекательные клетки;
  5. щупальца;
  6. хищники;
  7. высокая способность к регенерации.

Какие признаки характерны для моллюсков?

  1. Тело мягкое, не сегментировано, у большинства есть раковины.
  2. Имеют мантию и мантийную полость.
  3. Кровеносная система незамкнутая.

Общебиологические особенности

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

  1. Появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами для защиты от испарения.
  2. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ.
  3. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.

К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.

  1. к увеличению численности растительноядных организмов;
  2. к уменьшению численности растений;
  3. к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма и распространению заболеваний.

Назовите возможные способы получения и использования энергии бактериями и кратко раскройте их биологический смысл.

  1. Бактерии-фототрофы. Это сине-зелёные водоросли, содержащие в своих клетках хлорофилл и способные к фотосинтезу.
  2. Бактерии-хемотрофы. Преобразуют энергию неорганических соединений для создания собственных органических веществ.
  3. Бактерии-гетеротрофы, использующие органические соединения мёртвых или живых тел (паразиты и сапрофиты).

Какой из отделов головного мозга человека претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции, в чём заключаются эти изменения и как это отразилось на жизни и поведении человека?

1. Наибольшие изменения коснулись переднего мозга, развития его больших полушарий.

2. У человека сформировалась кора головного мозга с бороздами и извилинами.

3. Человек стал способен к речевому общению, абстрактному мышлению, сложному поведению

Растения

Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

  1. Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы широким радиусом для максимального запасания в период дождей.
  2. У некоторых растений вода запасается в листьях, стеблях и других органах.
  3. Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?

  1. Вода (и минеральные вещества) передвигаются по сосудам ксилемы снизу вверх.
  2. Раствор органических веществ — по ситовидным трубкам луба.
  3. Вверх раствор передвигается за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а вниз (органические вещества) — за счет разницы концентрации и давления.

Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах — красной?

  1. На поверхности водоемов зеленые пигменты — хлорофиллы поглощают световые лучи.
  2. На большие глубины морей проникают не все лучи светового спектра, а только синие и фиолетовые.
  3. Эти лучи поглощаются красными и желтыми пигментами, поэтому водоросли приобретают красную окраску.

Человек

Какую роль играют оболочки глаза человека?

  1. Белочная оболочка — защита внутренних структур глаза от повреждения, а также роль каркаса.
  2. Роговица — светопреломление, защита внутренних структур глаза от повреждения.
  3. Сосудистая оболочка — кровоснабжение глаза.
  4. Радужная оболочка — регуляция поступающего через зрачок света.
  5. Сетчатая оболочка (сетчатка) — восприятие света и цвета, возникновение импульсов.

Каковы функции пищеварительной системы человека?

  1. механическая (измельчение, перетирание) и химическая обработка пищи;
  2. всасывание питательных веществ, воды, солей в кровь и лимфу;
  3. передвижение перевариваемой массы и удаление непереваренной части.

Опишите путь который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг?

  1. По венам большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек.
  2. Из правого желудочка по малому кругу (легочные артерии и легочные вены) поступит в левое предсердие.
  3. Затем, из левого предсердия в левый желудочек, далее по аорте и сонной артерии большого круга поступит в головной мозг.

Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека?

  1. витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах;
  2. они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;
  3. повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.

  1. мозговой отдел преобладает над лицевым
  2. не выражены надбровные дуги
  3. хорошо развит подбородочный выступ (что указывает на формирование членораздельной речи)
  4. нижняя челюсть менее массивная, чем у человекообразных обезьян
  5. Череп человека не имеет костных гребней и сплошных надбровных дуг
  6. лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие

В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

  1. нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца);
  2. гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин, соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а соли калия оказывают противоположное действие;
  3. нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию всех физиологических процессов в организме.

В чём опасность развития плода от брака резус-отрицательной женщины и резус-положительного мужчины?

  1. У резус-отрицательной матери и резус-положительного отца может получиться резус-положительный ребенок.
  2. Возможен резус конфликт. Через плаценту в кровь женщины поступает чужеродный белок, на который вырабатываются антитела.
  3. Во время второй беременности (второй беременности резус-положительным плодом) эти антитела могут сработать против ребенка и вызвать осложнения беременности вплоть до ее прерывания и гемолитическую болезнь новорожденных.