Задание №26 ЕГЭ по биологии


Эволюция и экологические закономерности


Задание представляет из себя качественный биологический вопрос, ответ на который должен состоять из 3 и более пунктов. Уровень сложности – высокий, за правильное выполнение полагается 3 балла.

На «Решу ЕГЭ» представлено всего 3 раздела, однако заданий в них суммарно за 200шт.

Разделы:

  1. Общебиологические закономерности
  2. Основы экологии
  3. Человек

Общебиологические закономерности

Эволюция

Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?

  1. У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган, приспособленный к половому размножению.
  2. Двойное оплодотворение, в результате которого образуется семя.
  3. Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.

Примечание

В пункте 3) вернее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.


В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?

  1. Эти животные имеют сходную среду обитания, к которой возникли одинаковые приспособления.
  2. Сходное расположение глаз и ноздрей на голове (на возвышенности), которое является приспособлением к лучшему обзору и дыханию.
  3. Обтекаемая форма тела.

Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?

  1. Имеют две полностью замкнутые мембраны. При этом внешняя сходна с мембранами вакуолей, внутренняя — бактерий.
  2. Размножаются бинарным делением (причем делятся иногда независимо от деления клетки).
  3. Генетический материал — кольцевая ДНК, не связанная с гистонами, имеют свой аппарат синтеза белка — рибосомы и др. Рибосомы прокариотического типа.

Какое явление называют макроэволюцией?

  1. Макроэволюция — это совокупность эволюционных преобразований, протекающих на уровне надвидовых таксонов.
  2. Сущность макроэволюционных преобразований составляет изменение генетической структуры видов и надвидовых структур.
  3. Это процесс образования надвидовых систематических групп.

Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора

  1. Индустриальный меланизм — это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными.
  2. Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек — загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам.
  3. Это появление движущей формы естественного отбора.

Цитология

Докажите, что клетка является открытой системой.

  1. Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой.
  2. Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции обратимы.
  3. Клетка способна к регуляции своего химического состава.

Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

  1. Митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
  2. для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
  3. в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

Чем строение молекулы ДНК отличается от строения молекулы иРНК?

  1. ДНК построена по типу двойной спирали, и-РНК — одноцепочечная.
  2. В нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин
  3. В нуклеотидах и-РНК — рибоза и урацил.

Метаболизм

Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?

Для поступления веществ в клетку существуют следующие пути:

  1. Фагоцитоз — поглощение,захватывание твердых частиц клеточной мембраной и последующее их переваривание.
  2. Пиноцитоз — поглощение жидкостей клеточной мембраной;
  3. Диффузия и осмос процессы поступления веществ из области с большей концентрацией, в область с меньшей концентрацией. Частным случаем осмоса является проникновение веществ через полупроницаемую мембрану.
  4. Активный транспорт — перенос веществ против градиента концентрации,происходящий с затратами энергии.

Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.

  1. Для реакций пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется в результате энергетического обмена.
  2. А для реакций энергетического обмена (для распада веществ) нужны вещества, которые синтезируются в результате пластического обмена.
  3. В результате пластического обмена (биосинтеза белков) образуются ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена.

Онтогенез

В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?

  1. Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму.
  2. Различия: в размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество , размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки — в откладываемых в воду икринках, у человека — внутри организма).

Митоз\мейоз

Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?

  1. В G1-период (пресинтетический период) идет синтез РНК: иРНК — транскрипция, рРНК, тРНК — необходимых для биосинтеза белка), идёт подготовка к удвоению молекул ДНК.
  2. В S-периоде — происходит удвоение ДНК (ИЛИ репликация ДНК)
  3. В G2-период (постсинтетический период) начинается связывание нитей ДНК с белками гистонами, начинается спирализация ДНК (которая занчивается в профазу)

В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?

  1. Мейоз — основа образования гамет с гаплоидным набором хромосом.
  2. Образование зиготы с диплоидным набором хромосом происходит в результате оплодотворения.
  3. Деление клеток путем митоза — основа роста дочернего организма.

Таким образом митоз, мейоз и оплодотворение — основа сохранения постоянства числа и формы хромосом в клетках.


Экология

В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

  1. В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность организмов;
  2. происходит непрерывный процесс круговорота веществ, регулируемый деятельностью организмов;
  3. биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

Экосистемы влажного экваториального леса и пустыни Сахары получают сходное количество солнечной энергии за год. Как абиотические условия существования данных экосистем связаны с их продуктивностью? Чем обусловлена большая устойчивость экосистемы тропического леса к внешним воздействиям? Ответ поясните.

1. экваториальный лес получает большое количество влаги, что позволяет растениям активно фотосинтезировать;

2. из-за этого продуктивность экосистемы данного леса намного выше;

3. более высокая продуктивность экосистемы позволяет ей иметь более длинные и более разветвлённые пищевые цепи, что обуславливает её устойчивость.


Основы экологии

Изменения численности таксономической единицы

Почему существуют редкие и исчезающие виды, если любой организм способен к беспредельному росту численности?

  1. Действуют факторы — ограничители, которые не позволяют восстановить их численность.
  2. Хозяйственная деятельность человека ставит под угрозу существование многих видов.
  3. Изменение среды обитания.

Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

  1. После быстрого размножения растения отмирают, и при гниении используется кислород водоема.
  2. Это приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей.
  3. Некоторые сине-зеленые водоросли выделяют ядовитые вещества при бескислородном разложении органических веществ: выделяются метан, аммиак, сероводород, которые губительны для всех обитателей.

Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?

  1. Вытеснения не происходит по следующим причинам: близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток);
  2. избыток ресурса;
  3. ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом;
  4. условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого.

Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.


Типы отношений между организмами

Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бактерии?

  1. Пчела — липа,
  2. подберезовик — береза,
  3. актиния — рак-отшельник,
  4. осина — подосиновик,
  5. сойка — дуб,
  6. клевер — клубеньковые бактерии.

Экологические проблемы

Какие экологические проблемы можно считать глобальными для человечества?

  1. Увеличение численности населения Земли,
  2. загрязнение Мирового океана,
  3. аварии на АЭС,
  4. «озоновые дыры»,
  5. загрязнение атмосферы, парниковый эффект (изменение климата планеты),
  6. сведение лесов (особенно тропических),
  7. опустынивание,
  8. сокращение энергетических ресурсов.

Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?

  1. Соль смывается с дорог в водоемы и в почву,
  2. Из-за увеличения их засоления растения и почвенные организмы обезвоживаются, что приводит к их гибели.
  3. Почвы и водоемы становятся безжизненными.

Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, тратить топливо на транспортировку). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связаны в плоты, а сплавляются поодиночке?

  1. При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах рек, на дно реки попадает большое количество коры и частей бревен.
  2. Затонувшие деревья гниют с потреблением большого количества кислорода и выделением разных ядовитых веществ.
  3. Это приводит к массовой гибели рыб и других обитателей (особенно в летнее время).

Пищевые цепи

Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается биомасса?

  1. Пищевая цепь включает в себя продуцентов, консументов и редуцентов.
  2. В каждом звене большая часть органического вещества (примерно 90%) расщепляется до неорганических веществ, и они выделяются в окружающую среду.
  3. Выделенная при этом энергия тратится на жизнедеятельность, превращается в тепловую энергию и рассеивается в окружающую среду. Таким образом, от звена к звену уменьшается биомасса. Эта закономерность называется правилом 10% или правилом экологической пирамиды.

В пищевые цепи природных биогеоценозов включены продуценты, консументы и редуценты. Какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии?

  1. Продуценты — производят органические вещества из неорганических в ходе фотосинтеза или хемосинтеза. В них заключена энергия, необходимая для жизнедеятельности остальных организмов. К ним относятся растения, сине-зеленые бактерии и хемосинтезирующие бактерии.
  2. Консументы — потребляют готовые органические вещества, но не доводят их до минерализации.
  3. Редуценты — в ходе жизнедеятельности превращают органические остатки до минеральных и замыкают круговорот веществ. Выделенную при этом энергию они используют для жизнедеятельности.

Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?

  1. В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие (чаще всего продуцент представлен монокультурой).
  2. Несбалансированный круговорот веществ (или, изымается человеком продукция, истощается почва).
  3. Непродолжительные сроки существования.

Человек

Физиология

Какие организмы являются симбионтами человека, их роль в организме?

  1. Бактерии и простейшие в кишечнике человека,
  2. помогают перевариванию клетчатки,
  3. вырабатывают некоторые витамины. При их отсутствии нарушается пищеварение.

Происхождение человека

Почему людей разных рас относят к одному виду?

  1. Люди всех рас относятся к виду человек разумный, потому что имеют одинаковое количество и форму хромосом в соматических клетках,
  2. от межрасовых браков рождаются плодовитое потомство,
  3. они сходны по строению, жизнедеятельности, умственному развитию.

В чем заключается биосоциальная природа человека?

  1. Человек является биологическим существом, потому что, как и все живые организмы, способно к обмену веществ, росту, развитию, размножению и т. д.
  2. Но в то же время, он является социальным существом, так как он живет и развивается в обществе.
  3. Его становление как человека возможно только в процессе воспитания и обучения в обществе.

Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?

  1. Выкармливает потомство молоком,
  2. кожа многослойная с различными железами, имеют роговые образования – волосы,
  3. зародыш развивается в матке,
  4. большие полушария покрыты корой мозга,
  5. наличие ушных раковин.

Атавизмы

Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.
  1. Признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;
  2. в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены переходят в «спящее» состояние и признаки не проявляются в фенотипе;
  3. в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.

Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак утратил своё значение у человека, почему не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений.

  1. атавизм — возврат к признакам предков;
  2. многососковость у человека утратила своё значение, так как у него практически отсутствует многоплодие;
  3. ген этого признака заблокирован специальными факторами (белками-регуляторами);
  4. примеры атавизма: чрезмерная волосатость тела, наличие хвоста и др.